Файл: Сушность и виды внешнеэкономической деятельности предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Валютные и финансово-кредитные операции в качестве вида ВЭД предприятии и фирм следует рассматривать в первую очередь как содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа за поставленную продукцию через конкретные формы расчета, а также валютных операций, совершаемых в целях избегания курсовых потерь.


  1. Условия развития внешнеэкономической деятельности

Для стимулирования внешнеэкономической деятельности государством применяется ряд различных процедур в отношении отечественных предприятий. Рассмотрим наиболее распространенные. 

Прямое финансирование экспортеров. Осуществляется в виде доплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для устранения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения прибылей. Чаще всего государство выделяет до 30 % средств, необходимых для проведения научных, исследовательских, конструкторских работ с целью исследования и внедрения новых товаров в экспортном производстве. Государственное финансирование направлено на поддержание не только крупных компаний в странах с рыночной экономикой, но также средних и малых фирм, способных в короткие сроки модернизировать и перестраивать экспортное производство в соответствии с требованиями мирового рынка.

Косвенное финансирование экспортеров. Производится через сеть частных банков, которым государство выдает специальные дотации на уменьшение кредитных ставок экспортерам. Косвенным финансированием следует считать возврат экспортерам пошлин, выплаченных при ввозе сырья, а также передачу экспортерам правительственных, в том числе и военных, заказов по стабильным и, как правило, высоким ценам.

Снижение налогов с экспортеров. Наиболее распространено прямое снижение налогов с фирм, компаний в зависимости от доли экспорта в их производстве. Часто применяется разрешение фирмам - экспортерам осуществлять отчисления в резервные фонды развития экспортного производства с необлагаемой налогом части прибыли.

Кредитование экспортера. Кредитование может быть внутренним и внешним. Внутреннее кредитование осуществляется через государственные банки предоставлением кредитов среднесрочных (до 5 лет) и долгосрочных (до 20-30 лет) на развитие экспортного производства в национальной и свободно конвертируемой валюте. При этом предоставление кредитов осуществляется на благоприятных условиях по стабильным ставкам.


Внешнее кредитование нацелено на выделение кредитов импортерам в форме финансовых и товарных кредитов. Государство производит субсидирование из бюджета как фирменных, так и банковских кредитов, которые являются целевыми, и, следовательно, должны быть использованы иностранными получателями только для закупки товаров у фирмы или страны кредитора.

Страхование экспорта. Оно имеет два направления - внутреннее и внешнее. Внутреннее страхование осуществляется государством, помогающим за счет бюджетных средств перекрывать часть рисков при крупных капиталовложениях в экспортное производство.

Осуществляя внешнее страхование, государство за счет бюджета берет на себя часть политических и коммерческих рисков по экспорту. К политическим рискам относятся войны, правительственные перевороты, резкие изменения политической обстановки, забастовки. Все эти факторы либо затрудняют, либо вообще срывают исполнение контрактов. К коммерческим рискам относятся колебания валютных курсов, банкротства, изменения в таможенной и налоговой системах. Благодаря страхованию экспортер возмещает почти все потери от рисков. 

На развитие внешнеэкономической деятельности оказывает положительной влияние тарифные льготы - преференции. Преференции (от лат. praeferentis — предпочтение) — методы регулирования международных отношений и деятельности государств на внешних рынках. В основе преференций — маневрирование таможенными пошлинами в целях наиболее эффективной реализации государственных интересов.

Как правило, преференции — это льготы, которое одно государство предоставляет другому при назначении пошлин на ввоз товаров. Помимо этого преференции могут заключаться в создании выгодных условий кредитования, снижении налогов или освобождения от платежей.

Российским законодательством определены следующие виды преференций:

  • возврат пошлины, которая уже была уплачена;

  • полное освобождение от выплаты пошлин;

  • установление квот на льготный ввоз или вывоз товаров.

Возврат уплаченной пошлины предусматривается отдельными таможенными режимами, например, режимом реэкспорта, при котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвратом таможенных пошлин и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, определены условия, при одновременном соблюдении которых в случае вывоза реэкспортируемых товаров уплаченные ввозные пошлины подлежат возврату. 



Освобождение от уплаты таможенной пошлины относится к особой разновидности налоговых льгот, которая направлена на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. Данные изъятия могут осуществляться как на постоянной, так и на временной основе.

Установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара - это специфическая для внешнеторговой деятельности льгота. Тарифная квота - это установление пониженных по сравнению со ставками ввозных таможенных пошлин, применяемыми в соответствии с Таможенным тарифом РФ, ставок ввозных таможенных пошлин на определенное количество товара, ввозимого на таможенную территорию РФ в течение определенного периода. К товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ свыше установленного количества (квоты), применяются ставки ввозных таможенных пошлин в соответствии с Таможенным тарифом РФ.

Объектами освобождения от пошлины являются:

  • транспортные средства, осуществляющие междуна­родные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также пред­меты материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств;

  • предметы материально-технического снабжения и сна­ряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории России для обес­печения деятельности российских и арендованных (зафрах­тованных) российскими лицами судов, ведущих морской про­мысел, а также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию России;

  • товары, ввозимые на таможенную территорию России или вывозимые с этой территории для официального или лич­ного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный вывоз таких предметов на основании международных согла­шений или законодательства Российской Федерации;

  • валюта Российской Федерации, иностранная валюта (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательными актами Российской Федерации;

  • товары, подлежащие обращению в собственность го­сударства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

  • товары, ввозимые на таможенную территорию России и вывозимые с этой территории в качестве гуманитарной помощи, в целях ликвидации последствий аварий и катас­троф, стихийных бедствий; учебные пособия для бесплат­ных учебных, дошкольных и лечебных учреждений;

  • товары, ввозимые на таможенную территорию Рос­сии и (или) вывозимые с этой территории в качестве безвоз­мездной помощи и (или) на благотворительные цели по ли­нии государств, правительств, международных организаций, включая оказание технического содействия;

  • товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию России и предназначенные для третьих стран;

  • товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предна­значенные для производственной или иной коммерческой деятельности в соответствии с ТК.


Кроме того, на развитие внешнеэкономической деятельности оказываю влияния:

  • ускорение структурных и технологических сдвигов в мировом хозяйстве, в том числе под влиянием кризиса, увеличивающее отрыв группы наиболее успешно развивающихся государств от остального мира, что повышает риски консервации топливно-сырьевой модели участия России в международном разделении труда;

  • повышение роли интеллектуальной составляющей в развитии мирового хозяйства и определении позиций стран на мировом рынке, опережающее расширение глобального спроса на инновационную продукцию;

  • продолжающееся в посткризисный период ужесточение международной конкуренции, сопровождаемое изменением силовой конфигурации мирового хозяйства и усилением акцентов на наиболее действенных формах межгосударственной конкурентной борьбы, включая валютный протекционизм;

  • усиление борьбы ведущих держав за доступ к сырьевым ресурсам, что ведет к повышению конфликтности в системе мирового хозяйства и дестабилизирует товарные рынки, формирует жесткие вызовы для России на международной арене;

  • усиление регионализации мирового хозяйства, сопровождаемое формированием широких зон преференциального торгово-экономического сотрудничества, в рамках которых страны-участницы получают дополнительные преимущества перед третьими странами;

  • сложившаяся чрезмерно высокая зависимость от экспорта узкой группы топливно-сырьевых товаров и материалов, что делает экономику страны исключительно уязвимой в отношении негативного воздействия внешних факторов;

  • низкая конкурентоспособность преобладающей части отраслей и подотраслей обрабатывающей промышленности, что обуславливает слабые и нестабильные позиции на перспективных мировых рынках, а также устойчиво высокую долю импорта в важнейших сегментах внутреннего рынка;

  • недостаточный вклад внешнеэкономической сферы в решение задач диверсификации и модернизации экономики (в том числе чрезмерно высокая ориентация импорта на закупки потребительских товаров);

  • сохраняющийся высокий уровень дискриминации российских экспортеров на внешних рынках, связанный ограниченным участием России в преференциальных торгово-экономических соглашениях с зарубежными странами;

  • ограниченная эффективность участия в деятельности региональных экономических организаций и международных институтов развития с точки зрения решения актуальных задач диверсификации и модернизации российской экономики;

  • недостаточный уровень государственной поддержки участников ВЭД, что снижает их конкурентоспособность на внешних рынках;

  • сохраняющиеся высокие трансакционные издержки участников ВЭД в силу обременительного характера административных и таможенных формальностей и процедур.


Таким образом, на развитие внешнеэкономической деятельности оказывают влияние различные рычаги регулируемые государством: финансирование предприятий, снижение ставки налогов, кредитование экспорта, ввод преференций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами.

ВЭД строится на принципе коммерческого расчета на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.

Основными формами внешнеэкономической деятельности являются: торговля - осуществляется купля-продажа товаров широкого потребления, совместное предпринимательство - может быть реализована в промышленной сфере на заводах, фабриках, предприятиях и т.п., оказание различных видов услуг, сотрудничество, содействие, в частности, научное, техническое, экономическое сотрудничество.

На развитие внешнеэкономической деятельности оказывают влияние различные рычаги регулируемые государством. В качестве экономических методов стимулирования применяется финансирование предприятий в виде доплат и дотаций из бюджета нуждающимся фирмам, снижение ставки налогов с экспортеров, предоставление кредитов на развитие экспортной деятельности, применение льгот – тарифной преференции. Совокупность всех этих приемов позволит развить и укрепить внешнеэкономическую деятельность предприятий. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая, вторая и третья.

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая.

  3. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18.06.1993 N 5221-1 (ред. от 26.06.2008)

  4. О валютном регулировании и валютном контроле Федеральный закон от 10..12.2003 N 173-ФЗ ( ред. От 26.07.2006)

  5. О таможенном регулировании в Российской Федерации Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 06.12.2011) 

  6. Астахов В.П. Бухгалтерский учет и аудит внешнеэкономической деятельности : учебное пособие/ В.П. Астахов. Ростов н/Д: Феникс,2010. -252 с.

  7. Бархатов А. П. Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности : учебное пособие для вузов / А. П. Бархатов . - 4-е изд., испр. и доп . - М. : Дашков и К' , 2010. - 301 с.

  8. Внешнеэкономическая деятельность предприятия : учебник / ред. И. Н. Иванов . - М. : ИНФРА-М , 2012. - 296 с.

  9. Внешнеэкономическая деятельность предприятия : учебник для вузов / ред. Л. Е. Стровский . - 4-е изд., перераб. и доп . - М. : ЮНИТИ-ДАНА , 2008. - 799 с.