ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Группа 21П177в
Студент
Ф.И. Гасанов
МОСКВА 2023
Практическое занятие
.
Задание № 3. Заполните таблицу.
№ | Тип дизонтогенеза | Психологические особенности детей |
1 | Стойкое психическое недоразвитие | Данный вид патологии соответствует медицинскому диагнозу «Умственная отсталость». Стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы. Это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Речь, интеллект и другие высшие психические функции более нарушены, чем базовые (моторика, память и т.д.). Отличительной чертой мышления умственно отсталых является не критичность, неспособность самостоятельно оценить свою работу. Как правило, они не различают своих неудач, всегда довольны своей работой и собой. Дети лучше запоминают внешние, случайные признаки; внутренние логические связи осознаются и запоминаются с трудом. Позже, чем у нормальных детей, формируется произвольное запоминание. Слабость памяти заключается не только в трудностях получения и сохранения информации, но и в ее воспроизведении. Вследствие непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный, хаотичный характер. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала, так как опосредствованная смысловая память малодоступна. У умственно отсталых детей отмечаются трудности и в воспроизведении образов восприятия - представлений. |
2 | задержанное развитие | Медленное созревание центральной нервной системы. Для ЗПР характерны недостаток общего запаса знаний, незрелое мышление, ограниченность представлений, низкий познавательный интерес (преобладание игровых интересов), а также быстрая истощаемость в плане интеллектуальной деятельности. Из-за плохой памяти о многих предметах, понятиях, явлениях у детей с ЗПР складывается фрагментарное представление: общая картинка есть, но часть кусочков мозаики отсутствует. При ЗПР ребенку трудно долго удерживать внимание на одном предмете или занятии, он постоянно на что-то отвлекается. Образное мышление у таких детей нарушено. Задержку психического развития часто сопровождают такие речевые нарушения, как: дислалия (неспособность правильно произнести звуки при нормально развитых органах речи), дисграфия (трудности при овладении письмом) и дислексия (сложности при овладении чтением). |
3 | поврежденное развитие | Варианты отклоняющегося развития, возникшие при патологическом повреждающем воздействии на центральную нервную систему ребенка в тот момент, когда значительная (большая) часть функциональных психических систем уже была сформирована и имеется определенный период условно-нормативного развития. Для этой формы характерно изначально правильное развитие малыша (до 2-4 лет) до момента травмирующего фактора: перенесенная инфекция, травма головного мозга и т.д. При повреждениях ребенку обычно ставится неврологический диагноз, отражающий характер поражения центральной или периферической нервной системы, и сопутствующие медицинские диагнозы. В неврологическом статусе часто отмечаются судорожные припадки, парезы и параличи. Кроме того, у детей могут наблюдаться нарушения памяти, внимания, речи, моторики и т.д. |
4 | дефицитарное развитие | Варианты развития в условиях нарушения зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. В связи с этим вторично происходит изменение процесса созревания эмоционально-волевых, познавательных, а также личностных функций и свойств психики. Нехватка зрительного опыта и отсутствие представлений влечет за собой затруднения в занятии ребенком вертикального положения тела. Ввиду этого развивается страх, боязнь в постижении пространства, новых явлений и предметов, а это, в свою очередь, способствует задержке освоения пространственных аспектов развития, искажению походки, ориентации, ведь восприятие и понимание схемы тела развивается с опозданием. Большинство детей с нарушениями опорно-двигательной системы страдают церебральным параличом (ДЦП). Его возникновение связывают с недоразвитием или повреждением мозга малыша на ранних этапах его развития: это может быть и период внутриутробного пребывания, и получение повреждения непосредственно в ходе родовой деятельности, и в течение первого года жизни. Нередко расстройства двигательного аппарата у детей, страдающих ДЦП, сочетаются с различными психическими нарушениями, дефектами речи, функций прочих анализаторов, среди которых зрение и слух. Ввиду этого больные дети зачастую требуют особого ухода, психолого-педагогической, социальной и лечебной помощи. |
4 | искаженное развитие |
|
5 | дисгармоническое развитие | Нарушение формирования личности. В этом случае речь идет о врожденной или рано приобретенной диспропорциональности психики (преимущественно в эмоционально-волевой сфере). Происходит патологическое формирование личности, что часто имеет под собой наследственную природу. Ядерную группу составляют конституциональные психопатии, как правило, имеющие наследственное происхождение. Сюда относятся шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психастенические и истерические психопатии. Психопатии характеризуются неравномерным (дисгармоничным) развитием отдельных психических функций и систем. Так, наряду с полноценным умственным развитием у детей-психопатов наблюдаются недоразвитие и своеобразные изменения в эмоционально-волевой сфере. Одни дети чрезмерно чувствительны, обидчивы, ранимы, болезненно привязаны к кому-нибудь из близких людей при равнодушном отношении к остальным членам семьи. Другие дети, наоборот, эмоционально холодны, не имеют привязанностей, замкнуты, несколько эгоистичны. В некоторых случаях в чертах характера детей - психопатов выступает эгоцентризм, переоценка своих возможностей, подчеркнутое самоутверждение, что нередко приводит к конфликтам с окружающими. При психопатии отмечается повышенная возбудимость, склонность к аффективным вспышкам, недоразвитие воли, неустойчивое поведение, повышенная внушаемость. Детское поведение носит импульсивный характер, у ребенка снижена работоспособность, он недостаточно внимателен, не может сосредоточиться, преодолеть трудности при выполнении заданий |
Задание № 6. Ответьте на вопросы ниже.
Галя Е.,13 лет обратилась учительница с жалобой на отвлекаемость, нарушения поведения (внезапные уходы из школы). Успеваемость средняя. Из беседы с мамой выяснилось, что девочка росла и развивалась нормально. Наследственность отягощена – отец страдает эпилепсией. В течение последнего года девочка переболела скарлатиной, пневмонией. Летом после перегрева на солнце наблюдался судорожный припадок с потерей сознания. Сейчас девочка иногда «отвлекается», не всегда отвечает на вопросы. Дважды уходила из школы и оказывалась в незнакомом месте. Девочка жалуется на периодические «отключения», которые она сама не замечает. Знает о них со слов окружающих. При психологическом исследовании контакт не нарушен. Затрудненная врабатываемость. Объем и переключаемость внимания недостаточны. Отмечаются кратковременные, непродолжительные (до 10 сек.) эпизоды помрачения сознания. В момент приступа девочка застывает, глаза открыты, не слышит обращенной речи. После приступа спокойно возвращается к прерванной деятельности. Механическое запоминание успешно: 8,10. Интеллект – в границах нормы. Доступны задания «исключения» и «обобщения». Зрительный анализ и синтез не нарушены. При исследовании личности отмечается высокая самооценка: высокий уровень притязаний, слабо зависящий от успешности. Отмечаются такие черты характера, как вспыльчивость, злопамятность.
С каким нарушением психической деятельности может быть связано состояние девочки? Консультации, каких специалистов обязательны?
Одним из вариантов болезненного состояния девочки может быть эпилепсия (идиопатический вариант эпилепсии, манифестирующий в подростковом возрасте, основу которой составляют преходящие непродолжительные пароксизмы отключения сознания (абсансы)).
Необходима консультация специалистов:
- неврологический осмотр;
- консультация эпилептолога;
- консультация генетика (врач совместно с пациентом составляют генеалогическое древо, выявляют случаи эпилепсии у родственников);
- электроэнцефалография (ЭЭГ). Позволяет подтвердить наличие эпилептической активности мозга, определить её характер;
- МРТ головного мозга. Проводится для исключения органической патологии и вторичного характера абсанс эпилепсии.
Задание № 7
1) Какова последовательная цепочка вторичных отклонений, имеющихся у лиц с нарушениями слуховой функции?
У детей с нарушением слуха по Соловьеву, отмечены такие специфические закономерности развития психики, как: нарастание незначительных отличий глухого от нормы на ранних этапах онтогенеза в течение последующего времени. В условиях специального обучения происходит сближение вплоть до совпадения с нормой развития глухого ребенка. Далее стойкая глухота препятствует спонтанному появлению словесной речи, что в свою очередь определяет стойкое своеобразие практически всех аспектов психического развития глухого ребенка. Доказано, что даже небольшое нарушение слуха или односторонняя глухота заметно снижают способность ребенка к обучению, общению и к поведению в классе. (Далее краткая характеристика развития речи, сенсорного развития, мышления, памяти, внимания, воображения, зрительного восприятия, вибрационных ощущений, восприятия, статических ощущений, кинестетических ощущений, нравственного развития, эмоциональной сферы, самосознания
2) В чем заключается проблема компенсации глухоты (на основе теории компенсации психических функций Л. С. Выготского).
Компенсация психических функций - это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций (Психологический словарь. - М., 1990). При компенсации психических функций возможно вовлечение в ее реализацию новых структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций или выполняли при этом другую роль.
3) Каким образом данные положения в теории компенсации психических функций Л. С. Выготского определяют сущность работы с детьми, имеющими нарушения слуха?
Выделяют два типа компенсации. Первый - внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур. При потере слуха это развитие остаточного слухового восприятия. Второй тип - межсистемная компенсация, которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур, выполнения ими несвойственных ранее функций. Компенсация функций слухового анализатора у родившегося глухим ребенка происходит за счет развития зрительного восприятия, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности. При нарушениях слуха наблюдаются оба типа компенсации функций. Вопрос обучения словесной речи детей с нарушениями слуха становится, по мнению Л. С. Выготского, центральным вопросом сурдопедагогики. Необходимо как можно раньше так организовать жизнь ребенка с нарушенным слухом, чтобы речь была ему нужна и интересна. "Надо создавать потребность в общечеловеческой речи - тогда появится и речь" (Л. С. Выготский).
4) Каковы характерные черты психического развития в детском и подростковом возрасте у людей, имеющих нарушения слуха и нарушения центральной нервной системы (при олигофрении, задержке психического развития, детском церебральном параличе, нарушении речевых зон коры головного мозга)?
Характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и обучения.