ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ
Начальник ПСЧ-3 по охране
Советского района г. Иваново
майор внутренней службы
А.А. Хоменко
«__» _______________2017 года
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
проведения занятий по «Аварийно-спасательные работы» с личным составом 4 караула ПСЧ-3 на 30.06.2017 года.
Тема № 4.2. Проведение аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях.
Вид занятия: лекция Отводимое время: 1 ч. (09.50-10.35)
Цель занятия: повышение уровня подготовки л/с.
1. Литература используемая при проведении занятия:
-
Приказ Минтруда России от 23.12.2014 N 1100н "Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" -
Приказ 156 «Об утверждение порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны» -
Приказ 167 «Об утверждение порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны»
2. Развернутый план занятия
№ п/п | Учебные вопросы (включая контроль занятий) | Время (мин) | Содержание учебного вопроса метод отработки и материальное обеспечение (в т. ч. технические средства обучения) учебного вопроса. |
1 | Подготовительная часть | 5 | Сбор л/с и ознакомление с темой занятия. |
2 | Основная часть | 30 | Основные принципы проведения аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях. Планирование, организация и проведение аварийно-спасательных работ (АСР) при ДТП осуществляется на основе следующих принципов 1.Единоначалие руководства работами по ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия. Полномочия по руководству работами по ЛП ДТП принимает на себя первый прибывший на место ДТП руководитель подразделения ГИБДД МВД России, поисково-спасательной службы МЧС России, службы скорой медицинской помощи Минздрава России. Он исполняет обязанности руководителя ЛП ДТП до прибытия руководителя, определенного законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенного органом государственной власти, органом местного самоуправления, руководителем организации, к полномочиям которых отнесена ликвидация последствий ДТП. Решение руководителя ЛП ДТП является обязательным для всех граждан, находящихся на месте ДТП и подразделений участвующих в ЛП ДТП. Никто не вправе вмешиваться в его руководство работами по ликвидации последствий ДТП, иначе, как освободив руководителя в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо. 2. Распределение полномочий, ответственности и обеспечение взаимодействия служб различных ведомств по ЛП ДТП. 3. Заблаговременное распределение обязанностей по спасению пострадавших при ДТП в спасательной группе. К аварийно-спасательным работам при ЛП ДТП привлекаются спасательные группы из нескольких человек. Например, группа из 5-6 человек имеет следующий состав: - командир группы — руководит работами по спасению людей и организует взаимодействие с другими привлекаемыми подразделениями; - водитель — управляет транспортным средством, обеспечивает работу гидравлических насосных станций и других средств энергоснабжения аварийно-спасательного инструмента, обеспечивает освещение места ДТП; - 1-2 спасателя — выполняют деблокирование и извлечение пострадавших из поврежденных ТС; - спасатель — выполняет работы по предупреждению, локализации и ликвидации воздействий вторичных поражающих факторов на месте проведения АСР (контролирует вытекание топлива, локализует и тушит очаги возгорания, убирает осколки стекла и другие острые предметы и т.п.), контролирует стабилизацию поврежденного автомобиля, ограждает место проведения АСР; - медицинский работник — оказывает первую медицинскую помощь пострадавшим, помогает в извлечении пострадавших из поврежденного автомобиля. 4. Разделение места выполнения аварийно-спасательных работ на 3 зоны. В первой зоне (в радиусе 5 метров) находятся только спасатели, выполняющие работы по оказанию помощи пострадавшим. Во второй зоне (в радиусе 10 метров) располагаются остальные члены спасательной группы, которые обеспечивают готовность аварийно-спасательных средств к применению. В третьей зоне (в радиусе более 10 метров) находятся средства доставки спасателей к месту ДТП, средства освещения и ограждения, части аварийного ТС. 5. Первоочередность выполнения работ по снижению или устранению воздействия вторичных поражающих факторов ДТП (теплового воздействия пожара, химического заражения и т. п.) на спасателей и пострадавших, а также исключению действий, способных привести к возникновению источников вторичных поражающих факторов (например, использования электроинструментов при розливе топлива). 6. Приоритетность работ по обеспечению доступа к пострадавшим с тяжелыми травмами. Время жизни пострадавших с тяжелыми травмами при неоказании медицинской помощи минимально, поэтому необходимо максимально ускорить начало оказания им первой медицинской помощи. 7. Скорейшее обеспечение доступа к пострадавшим в поврежденном автомобиле для оказания ему ПМП. Для этого выбираются наиболее простые пути проникновения в поврежденное ТС: путем удаления лобового стекла, вскрытия двери со стороны замков и т.п. 8. Максимальная разборка поврежденного ТС вокруг пострадавшего перед его извлечением из автомобиля помогает избежать дополнительного травмирования пострадавшего (особенно с травмами таза, груди, шейно-позвоночными травмами) при его извлечении из автомобиля. 9. Немедленное извлечение пострадавшего из ТС в следующих случаях: при угрозе воздействия или воздействии вторичных поражающих факторов на пострадавшего и спасателей; при резком ухудшении состояния пострадавшего в поврежденном автомобиле. Решение о немедленном извлечении пострадавшего принимается руководителем АСФ на основе заключения медицинского персонала. 10. Первоочередное проведение медицинских мероприятий, адекватных состоянию пострадавшего: противошоковой терапии; обезболивания; остановки кровотечений и т. п.; фиксации положения пострадавшего при переломах, разрывах тканей и т. д. перед его извлечением из аварийного транспортного средства, и сохранении этого положения без переукладки в течение всего периода АСР, вплоть до поступления пострадавшего в медицинское учреждение. Спасение пострадавших при столкновениях, опрокидываниях автомобилей и наездах. На столкновения, опрокидывания автомобилей и наезды приходится 91,1% от общего количества ДТП, а число пострадавших и погибших в ДТП этого типа намного превышает суммарное число погибших и пострадавших во всех остальных транспортных происшествиях различного характера вместе взятых. Это обусловливает актуальность выбора рациональной технологии ликвидации последствий данного вида ДТП. Спасение пострадавших при столкновениях, опрокидываниях автомобилей и наездах заключается в деблокировании пострадавших, извлечении из поврежденных автомобилей и оказании им первой медицинской помощи. Необходимым условием эффективности спасательных работ является максимальная разборка поврежденного автомобиля для обеспечения доступа к пострадавшему, т.е. освобождение вокруг него пространства, необходимого для оказания первой медицинской помощи, фиксация пострадавшего без его дополнительного перемещения и извлечение пострадавшего из автомобиля. При этом и для легкового, и для грузового автомобилей выполняются следующие основные операции: 1. Организация зоны оцепления, обозначение ее светоотражающими конусами или мигающими фонарями. Установка огнетушителя вблизи рабочей зоны в удобном месте. Стабилизация поврежденного автомобиля. 2. Отключение аккумулятора. 3. Отключение не сработавших систем воздушных подушек и ремней безопасности. 4. Обеспечение защиты пострадавшего от осколков (стекла, пластика и т. п.), обломков поврежденного корпуса автомобиля, инструментов. 5. Снятие остаточного напряжения в деформированном кузове аварийного автомобиля путем перекусывания одной из стоек или силового элемента кузова с таким расчетом, чтобы перемещения, вызванные перекусом, были направлены в сторону уменьшения зажатия пострадавшего, т.е. первый кус делается со стороны удара. 6. Деблокирование пострадавшего 7. Оказание пострадавшему первой медицинской помощи 8. Фиксация пострадавшего. 9. Извлечение пострадавшего из поврежденного автомобиля Для устранения раскачивания поврежденного автомобиля (сдвига, перевертывания) его стабилизируют, для этого используются специальные приспособления (рис. 1) или средства технического оснащения (домкраты, пневматические подушки и т. п.) Раскачивание поврежденного легкового или грузового автомобиля, расположенного горизонтально на колесах, устраняют, выпуская из них воздух, например, путем срезания ниппеля шины или установки двух колодок под колеса. Остаточные напряжения в деформированном кузове аварийного автомобиля снимают путем перекусывания стойки или другого силового элемента кузова, который выбирается в зависимости от характера повреждения автомобиля, степени деформации узлов кузова, направления удара и других факторов. При этом перемещения элементов кузова при снятии напряжения должны быть направлены в сторону, раскрывающую зажатие пострадавшего. Перед перекусыванием выбранного узла необходимо проанализировать характер возможных перемещений и исключить опасность дополнительного зажатия пострадавшего. После снятия остаточного напряжения при необходимости выполняется повторная стабилизация автомобиля. Аккумулятор отключают во избежание возгорания и непроизвольного срабатывания некоторых систем автомобиля. Системы воздушных подушек и ремней безопасности отключают для предотвращения дополнительного травмирования пострадавших в случае внезапного срабатывания этих систем. При этом воздушные подушки и пиротехнические системы ремней безопасности отсоединяют, перекусывая провода аккумулятора или автономного для данной системы источника питания. При наличии в автомобиле механической системы ремней безопасности разрезают ремень безопасности (за исключением случая опрокидывания). Для защиты пострадавшего от осколков (стекла, пластмассы и т. п.), отлетающих при разборке поврежденного автомобиля, применяется плотная прозрачная пленка, позволяющая поддерживать визуальный контакт между пострадавшим и спасателем. Порядок удаления стекла зависит от его вида, а также способа крепления к кузову автомобиля. Многослойное стекло, прочно прикрепленное к кузову, удаляется с помощью специальных инструментов, а при их отсутствии — с помощью молотка и гидравлического разжима. Стекло, прикрепленное резиновой или пластмассовой лентой, удаляют с использованием присоса с рукояткой. Для этого предварительно режется лента. Стекла боковых окон удаляются с помощью специальных инструментов или молотка и гидравлического разжима. Выбор узла кузова автомобиля, подлежащего отгибу, вскрытию или удалению зависит от характера повреждения автомобиля и травм пострадавших. Для обеспечения доступа к пострадавшему крыша легкового автомобиля удаляется или отгибается назад В случае, когда передняя часть разбираемого автомобиля находится под другим автомобилем или лобовое стекло осталось на месте, крыша легкового автомобиля отгибается вперед. В случае, когда автомобиль получил боковой удар и перевернулся на бок, или когда отсутствует доступ ко всей поверхности крыши, крыша легкового автомобиля отгибается сбоку При обеспечении доступа к пострадавшему ему оказывается первая медицинская помощь. После оказания первой медицинской помощи пострадавшему проводят дальнейшую разборку автомобиля с целью освобождения пространства, необходимого для фиксации поврежденных частей тела пострадавшего (головы, шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника, нижних конечностей и т. п.) и его извлечения. Для фиксации частей тела пострадавшего применяют медицинские корсеты, шины и щиты с ремнями. При извлечении пострадавшего из поврежденного автомобиля выполняют следующие действия: между сидением автомобиля и тазом пострадавшего располагают жесткие ровные носилки, щит; пострадавшего, при необходимости, осторожно поворачивают (как одно целое) и укладывают на носилки. Тело и нижние конечности пострадавшего закрепляют на носилках ремнями (пластырем) и извлекают из поврежденного автомобиля При извлечении пострадавшего из-под автомобиля, автомобиль поднимают (приподнимают) с помощью грузоподъемных средств (автокрана, лебедки и др.), гидравлического домкрата, разжима и силового цилиндра, пневматической подушки, ручного домкрата. При деблокировании пострадавшего из-под грузового автомобиля иногда прорывают подкоп в грунте. После извлечения из автомобиля пострадавшему оказывают первую помощь и эвакуируют в лечебное учреждение. Охрана труда. При спасании людей и имущества на пожаре оперативные должностные лица обязаны определить порядок и способы спасания людей в зависимости от обстановки и состояния людей, которым необходимо оказать помощь, предпринять меры по защите спасаемых от опасных факторов пожара. Работы по спасанию проводятся быстро, но с соблюдением предосторожностей, чтобы не были причинены повреждения и травмы спасаемым людям. При проведении работ по вскрытию и разборке строительных конструкций в условиях пожара необходимо внимательно следить за их состоянием, не допуская нарушения их прочности и ослабления, принимая соответствующие возможные меры по предотвращению их обрушения. Разобранные конструкции, эвакуируемое оборудование, материалы и т.п. следует складывать острыми (колющими) сторонами вниз, не загромождать проходы к месту работы. Требования к механизированному инструменту и оборудованию для вскрытия конструкций. Техническое обслуживание и проверка исправности механизированного инструмента, которым укомплектованы пожарные автомобили, производится при смене караулов, после каждого применения, ремонта, а также в сроки, указанные в технических паспортах или инструкциях по их эксплуатации. Меры безопасности при работе с механизированным инструментом должны соответствовать требованиям ГОСТ: иметь автоматическое отключение вращающихся режущих органов при прекращении воздействия на органы управления и защитный кожух, закрывающий режущую часть абразивного круга не менее чем на 170 град.; обеспечивать выхлоп отработанных газов, направленных в сторону от органов дыхания оператора и не загрязняющих зону его дыхания вредными примесями свыше норм, установленных соответствующим ГОСТ. К работе с механизированным инструментом приказом руководителя подразделения допускаются лица, прошедшие специальную подготовку, сдавшие экзамены, получившие удостоверение установленного образца. При работе с механизированным инструментом необходимо соблюдать следующие требования: перед запуском двигателя проверить надежность крепления рамы, приставок, шины, отрезного круга, натяжения пильной цепи; при запуске двигателя пильная цепь и отрезной круг не должны касаться каких-либо предметов, при этом запрещается наматывать трос стартера на руку; на холостом ходу, во избежание разноса, двигатель должен работать при отпущенном рычаге управления газом; дополнительная заправка топливом инструмента допускается только при остановленном двигателе; начало резания и конец его (вывод рабочей части инструмента из пропила) должны выполняться плавно, без рывков; переносить инструмент с работающим двигателем допускается только при холостых оборотах двигателя; при разрыве или сбеге пильной цепи, ослаблении крепления приставок, шины, отрезного круга, защитного кожуха и других неисправностях, обнаруженных в процессе выполнения работы, следует немедленно сбросить газ и остановить двигатель. |
3 | Заключительная часть | 10 | Опрос по теме, отвечаю на вопросы личного состава, даю задание на самоподготовку, подвожу итоги |
3. Пособия и оборудование, используемые на занятии: методический план проведения занятия, учебные плакаты.
4. Задание для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию:
Руководитель занятия:
Начальник караула ПСЧ-3
лейтенант внутренней службы С.П. Сотов
«_____»______________2017г.