Файл: Реферат Цифровизация государственных услуг Выполнила Хахалина И. В.rtf
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство науки и высшего образования РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Реферат
Цифровизация государственных услуг
Выполнила - Хахалина И.В.
Куликова И.Ю. - кандидат экономических наук, доцент
Введение
В конце 90-х годов XX века в мире начали говорить о технологиях IoT и цифровой экономике, тогда как в России в это время только начали появляться первые мобильные телефоны. С тех пор прошло более 20 лет, и интернет вещей стал для нас привычным явлением: практически у каждого есть дома умные устройства, которых во всем мире насчитывается уже более 26 миллиардов единиц, а у нас только за последний год было куплено почти 20 миллионов SIM-карт для IoT-оборудования.
Цифровизация в глобальном плане представляет собой концепцию экономической деятельности, основанной на цифровых технологиях, внедряемых в разные сферы жизни и производства. И эта концепция широко внедряется во всех без исключения странах. Технологии цифровизации успешно внедряются и в России на протяжении последних лет. Но если процесс запущен уже давно, то почему мы не видим его масштабов? Все просто: один из показателей успешной глобальной цифровизации – это открытая информация, которая меняет социальные, политические и бизнес-процессы и приводит к улучшению качества жизни.
Почему это не работает в России глобально? Есть один маленький нюанс: чтобы цифровизировать всю страну, нужно для начала ее всю электрифицировать. Многим людям, например, сложно объяснить, в чем преимущество умного холодильника, который сам проверит свежесть продуктов и при необходимости закажет новые. Особенно если эти люди все продукты хранят в погребе и жгут керосинку. Современные технологии им попросту не понятны.
Если мы не можем говорить о глобальной цифровизации страны, то почему используем выражение «настала эпоха перемен»? Перемены действительно идут. Умные бытовые приборы сами о себе заботятся, информация раскрывается, производственные процессы контролируются
машинным зрением, роботы заменяют человека на вредной работе. Но все вот это работает, только если вы живете в крупных городах России, где хотя бы электричество и вышка сотовой связи есть. Эпоха перемен идет в пределах крупных городов и промышленных центров. А дальше, как обычно, все сложно.
1.Общее понятие цифровизации
Цифровая трансформация (цифровизация, диджитализация) – изменение формы бизнеса в условиях цифровой реальности на основе данных. Цифровая трансформация – прежде всего, означает новые бизнес-процессы, организационные структуры, положения, регламенты, новую ответственность за данные, новые ролевые модели. Ключевой процесс цифровой трансформации – Data Governance – стратегическое управление данными.
Цифровизация, как способ повышения производительности и снижения издержек, как способ организации деятельности компаний с меньшими временными затратами работы персонала, которые компенсируются за ясеи цифровых технологий - это одна философия.Цифровизация, которая ведет к лишению личной свободы, к зависимости и управляемости жизни людей теми, кто оцифровывает - философия другая.
2.Глобальная цифровизация
Глобальная цифровизация – звучит внушительно. Расскажем простыми словами, что это такое и почему это хорошо для всех?Для начала разделим нашу жизнь на составляющие. Мы все зависим от эффективности работы правительства, покупаем товары и услуги в интернете и оффлайн, общаемся и используем информацию. Цифровизация делает все эти процессы более простыми.Где применяется цифровизация прямо сейчас:
-
в быту; -
на производстве; -
на работе; -
в государственных структурах; -
в бизнесе.
Бытовая цифровизация для большинства давно стала понятной и привычной. И речь не идет о каких-то навороченных и дорогих системах вроде «умного» дома – даже обычная мультиварка с управлением по Wi-Fi, которая есть у многих, является ярким примером бытовой цифровизации. Многие люди часто используют еще одну цифровую систему – сигнализацию. Специальный датчик следит за тем, есть ли в квартире посторонние, и в случае их обнаружения сигнализирует на пульт дежурному. Есть и более сложные системы, которые блокируют выходы из помещения в случае вторжения.Производственная цифровизация занимается сокращением монотонного физического труда для человека, организовывает и контролирует трудовые и производственные процессы и обеспечивает безопасность сотрудников компании. Допустим, простой рабочий идет на свое место к станку, но почему-то включается сирена, а самому сотруднику сообщают о нарушении техники безопасности. Это «умная»
система видеоаналитики заметила, что работник вошел в цех без каски, подала сигнал и спасла человеку жизнь.«Умные» системы при помощи машинного зрения выявляют бракованные детали, а система видеонаблюдения следит за соблюдением техники безопасности. Такие же системы применяются в непроизводственных компаниях и даже в маленьких офисах.
3.Основные направления «Цифровизации»
Можно выделить несколько ключевых направлений цифровой трансформации:
-
Разработка новой цифровой бизнес-модели. -
Создание цифровых товаров и услуг. -
Управление жизненным циклом продукта. -
Автоматизированный сбор, хранение и обработка информации. -
Внедрение цифрового проектирования. -
Управление производственными процессами и сетями поставок. -
Выполнение административных функций. -
Автоматизация ручного труда посредством использования роботов и электронного документооборота.
Выбор технологий для конкретного предприятия или бизнеса зависит от того, зачем выполняется цифровизация, каких целей необходимо достичь.
4.Внедрение государством «Цифровизации»
автоматизированный цифровой технология
Государство внедряет цифровизацию во все свои вертикали. Система анализа данных давно уже эффективно используется в исполнительной власти. Яркий пример – розыск преступников с использованием онлайн камер на улицах или возможность отправить обращение в нужные инстанции по интернету. Одна из главных заслуг цифровизации государства – это снижение количества бумажной волокиты и бюрократии при оформлении документов. Справки и паспорта можно заказывать через приложение, там же хранить и обновлять все данные.
На государственном уровне проводятся форумы о цифровизации, выставляются тендеры на создание умных систем, проходят семинары для «просвещения разных слоев населения». Все это делается для того, чтобы создать дружественную среду для граждан и упростить общение с государственными органами.С приходом глобальной цифровизации управление станет:
-
Открытым. Все данные и переписка будут храниться в открытом доступе. Это дисциплинирует управленцев и позволяет повысить эффективность обработки сообщений. -
Эффективным. Для принятия оптимальных решений используется анализ данных со многих ресурсов. Например, когда депутат решает, на какую сферу нужно потратить бюджет, он будет опираться на анализ количества обращений граждан. -
Новаторским. Новые технологии всегда стимулируют новые методы управления. Например, во многих компаниях, которые следуют принципам открытости, принято проводить личные консультации руководителей по скайпу, что облегчает коммуникации между центром и регионами.
Все три пункта содержатся в госпрограмме, принятой Правительством – это то, к чему стремится цифровое управление. Принцип открытости уже используется: публикуются ответы на обращения граждан в открытую приемную, применяется аналитика больших данных, по скайпу проходят конференции.
5.«Цифровизация» государственных услуг
Минэкономразвития России сообщило о разработке законопроекта, который вносит поправки в Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В нём на системной основе закрепляются принципы получения госуслуг в МФЦ: «перевод в электронный вид, проактивность и экстерриториальность».
Данным законопроектом все процессы, связанные с предоставлением государственных и муниципальных услуг, предлагается перевести в электронный вид, то есть полностью внедрить электронный документооборот для всех внутренних и внешних операций с обращениями граждан (заявителей).
Для красивого описания новизны проекта министерством используются понятия цифровая экосистема, реестр информационных взаимодействий, облачная платформа, за которыми скрывается простое объединение государственных информационных систем в привычном уже для нас «облаке» с целью удовлетворить пользователя, поставщика услуг и держателя процесса. Но если удовлетворение поставщика услуг и держателя процесса можно измерить финансовыми показателями, то с пользователем всё не так однозначно.
Важным положением законопроекта министерство считает отказ от получения государственных услуг в присутственных местах органов власти и переход к их предоставлению через МФЦ и в электронной форме. Уже сейчас обращения граждан в те или иные органы власти проходит через бюрократическую процедуру электронного документооборота, то есть она фактически дублирует процесс приёма обращений по почте или через отдел приёма корреспонденции того или иного государственного учреждения и фактически исключает личный приём граждан чиновниками. При этом качество ответов на обращения не улучшается, граждане получают всё те же бессодержательные ответы с рекомендациями, что и раньше, но писать их в ближайшем будущем будут роботы по заранее заложенным алгоритмам и в несколько раз быстрее. Получается, что цифровизация сферы предоставления госуслуг идёт в интересах чиновников, а не граждан.
Интересное нововведение — возможность получения госуслуг через инфраструктуру негосударственных организаций. К примеру, гражданин обращается в банк за ссудой и там же получает все необходимые для оформления этой ссуды справки. И снова мы видим удобство и выгоду для банка, а не для его клиента, так как такая возможность только ускоряет процесс банковского обслуживания, но не снижает его стоимость.
Также законопроект наделяет МФЦ полномочиями цифрового нотариуса, что переводит МФЦ уже на новый уровень повышенного интереса со стороны криминала. Ещё не успели отшуметь московские страсти по поводу продаж квартир с помощью цифровой подписи без согласия и волеизъявления собственников, как создаётся новый повод для манипуляций с недвижимостью.
Все предложения, выдвинутые в проекте, безусловно, увеличивают скорость документооборота и аккумулируют доступные персональные данные в электронном виде, но способствуют ли они улучшению качества лечения, снижению тарифов на ЖКХ, доступности качественного образования, снижению нарушений ПДД, защите прав собственности и т.д.
6.Проблемы «цифровизации»
Тем не менее, цифровизация каждой отрасли экономики и страны в целом, становится неотвратимым явлением. Но чтобы цифровая экономика стала реальностью, необходимо решить следующие проблемы:
-
низкий уровень цифровой грамотности населения; -
недостаток ИТ-инфраструктуры; -
нехватка ИТ-специалистов; -
«традиционное» сознание, ориентированное на работу с материальными, а не цифровыми объектами; -
жесткость корпоративных структур; -
необходимость радикальной перестройки бизнес-моделей и управленческих парадигм.
Заключение
«Цифровизация» государственных услуг приводит постепенно к тому, что процессы оформления каких-либо документов и предоставления каких-либо услуг со стороны государства значительно ускорятся. Но проблема в том , что существуют трудности перехода в электронный формат у людей. Интернет есть не во всех уголках нашей необъятной страны и в этом основные трудности.
Так же уровень жизни достаточно низкий в глухих деревнях и в данном случае, даже приобретение компьютера элементарно создает проблемы. Поэтому однозначно судить о том, как скоро и с каким успехом «цифровизация» станет для людей в нашей стране полезной, а не вызывать недоумение, сказать трудно.