Файл: Планконспект проведения занятий с личным составом 6 псч.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Пожарные складывают рукава «гармошкой» по длине пожарного отсека и укладывают их в него. После укладки их закрепляют ремешками. В случае повреждения (порывов) отдельных рукавов производится их временный ремонт. Он выполняется непосредственно на пожаре при помощи рукавных зажимов. В зависимости от величины отверстия в поврежденном рукаве может быть использован универсальный ленточный зажим (для устранения течи из отверстий диаметром до 3 см) либо корсетный зажим (для ликвидации течи из отверстий до 10 см). В качестве зажима может быть использован отрезок рукава того же диаметра длиной 15–20 см (манжет), который до навязки головок одевается на рукав. При появлении течи во время работы на пожаре давление в рукаве понижается, отрезок перемещается на место дефекта рукава. Если ликвидировать течь при помощи зажимов невозможно, поврежденный рукав заменяется исправным.

После окончания тушения пожара, при уборке рукавов, зажимы снимают, а место повреждения отмечают химическим карандашом, рукав сдается в ремонт.

Поврежденные рукава в рукавной линии на пожаре заменяются двумя пожарными. Один пожарный бежит к пожарному автомобилю, берет рукав в скатке и раскатывает его параллельно действующей рукавной линии, водитель останавливает подачу воды. Второй пожарный подбегает к поврежденному рукаву, отсоединяет его от рукавной линии, а затем вместе с первым присоединяет к ней принесенный рукав. Водитель возобновляет подачу воды. С целью уменьшения пролива воды на руки пожарных вначале следует отсоединить ближнюю от насоса головку поврежденного рукава, а затем — дальнюю. Присоединение принесенного рукава производится в обратном порядке.

Прокладка пожарных рукавных линий через железнодорожные и трамвайные пути производится сначала сверху рельсов с остановкой движения транспорта с последующей подготовкой напорных рукавов под рельсами или между шпалами. При возможности быстрой прокладки напорной рукавной линии под рельсами движущегося транспорта, пожарными с двух сторон производится соединение (разъединение) рукавов через проезжую часть. Рукавные линии через проезжую часть прокладываются перпендикулярно дороге и их защищают рукавными мостиками. Для контроля за движением автотранспорта через рукавные мостики, назначается пожарный с красным флажком или сотрудник ГИБДД.

При прокладке рукавных линий:

  • не устанавливать разветвления на проезжей части дороги;

  • не допускать перекручивания, заломов рукавов и ударов соединительных головок о твердое покрытие дороги.


Прокладка рукавной линии через водные преграды осуществляется вброд волоком с использованием плавучих средств (лодка, катер, плот и т. п.) и спасательной веревки.

При прокладке рукавной линии через заборы (если возможно сделать отверстие, подкоп) приставить к ним лестницы-палки, штурмовые; под напорный рукав на заборе установить рукавное колено или седло (чтобы не было заломов), или использовать подручные средства. При наличии на заборе вмонтированного стекла его следует сбить топором, использовать брезент или другой подручный материал. При наличии на заборе колючей проволоки ножницами-кусачками проделать проход шириной 1,5–2 м для работы пожарных.

Прокладка напорных рукавных линий в условиях особой опасности

При прокладке напорных линий в условиях возможного взрыва вся пожарная техника устанавливается в безопасной зоне. Прокладка рукавных линий производится по-пластунски, на четвереньках и перебежками, используются складки местности и стены зданий и сооружений.

Для прокладки напорной рукавной линии назначается расчет — один пожарный на два (один) напорных рукава, который подносит требуемое количество скаток напорных рукавов, плюс резерв три — четыре рукава.

При прокладке рукавной линии по-пластунски пожарные берут по 2 скатки напорных рукавов, раскатывают и соединяют их, ствольщик присоединяет ствол к рукаву. Затем пожарные мысленно намечают путь движения и пункты остановок. Каждый берет рукой конец раскатанного напорного рукава и кладет его на плечо так, чтобы рукав находился на спине по диагонали, после чего ложится на землю, подтягивает правую (левую) ногу и одновременно вытягивает как можно дальше левую (правую) руку, отталкивается согнутой ногой, передвигает тело вперед, подтягивает левую (правую) ногу, вытягивает другую руку и т. д. до позиции ствольщика впереди расположенного напорного рукава и присоединяет или отсоединяет рукава.

При прокладке рукавной линии переползанием на четвереньках пожарный встает на колени и, опираясь на предплечья или на кисти рук, подтягивает согнутую в колене правую (левую) ногу под грудь, одновременно вытягивая вперед левую (правую) руку, передвигает корпус вперед до полного выпрямления правой (левой) ноги. Одновременно подтягивает под себя левую (правую) ногу, согнутую в колене, выставляя вперед другую руку, продолжает движение и соединяет рукава. Ствол должен быть соединен с рукавной линией, а его ремень перекинут через плечо. Прокладываемый напорный рукав находится на спине пожарного или под ним.



При прокладке рукавной линии перебежкой, все пожарные намечают путь движения, пункты остановок и переносят 2 напорных рукава в удобном положении. Пожарный № 1 со стволом, используя укрытия, перебегает к месту позиции ствола, показывая направление прокладки рукавной линии. Один напорный рукав он оставляет в резерве у разветвления на случай удлинения рукавной линии или замены напорного рукава, вышедшего из строя. Остальные пожарные, используя укрытия, перебегают по направлению, указанному пожарным № 1, прокладывают напорные рукава, соединяют их между собой, оставляя по одному (резерв) в укрытиях. Водитель присоединяет один конец рукава к напорному патрубку насоса. По окончании прокладки напорной рукавной линии ствольщик присоединяет ствол и работает со стволом. Пожарные № 2 и 3 находятся у места работы ствольщика. Один из них выполняет обязанности подствольщика, другой следит за состоянием рукавной линии и при необходимости подменяет ствольщика или подствольщика.

При прокладке рукавной линии на местности, зараженной радиоактивными веществами (РВ) или аварийными химически опасными веществами (АХОВ), все пожарные должны быть обеспечены необходимыми средствами защиты и знать о допустимом времени пребывания в зоне заражения. До начала прокладки рукавной линии по зараженной местности старший начальник обязан организовать дозиметрический контроль, определить порядок санитарной обработки пожарных и выставить пост безопасности. Местность с наличием РВ и АХОВ обозначается специальными указательными знаками. В зависимости от сложившейся обстановки прокладка рукавной линии производится одним из вышеописанных способов минимальным количеством личного состава.

Прокладка напорных рукавных линий в зимних условиях

В условиях низких температур рукавные линии необходимо прокладывать из прорезиненных или латексных рукавов. Нельзя использовать перекрывные стволы и стволы-распылители; разветвление необходимо устанавливать внутри здания, а при установке снаружи — утеплять разветвление и рукавные соединительные головки, засыпая их снегом.

Водитель после забора воды из водоисточника должен сначала подать воду из насоса в свободный напорный патрубок насоса (без рукава), а при устойчивой работе насоса закрыть напорную задвижку насоса, увеличивать число оборотов двигателя (при работе насоса на себя вода подогревается). После этого, водитель подает подогретую воду в рукавную линию.

Нельзя допускать перекрытия стволов, разветвления и выключения насосов.


При заборе воды из открытых водоисточников всасывающая сетка опускается как можно глубже в воду. Нужно избегать крепления рукавных линий на лестницах и вблизи них, не допускать обливания лестниц водой.

После ликвидации горения внутри здания струя воды выводится наружу или опускается в ванную, унитаз и т. п.

Для уборки рукавов водитель пожарного автомобиля снижает давление на насосе, уменьшая обороты двигателя, двое пожарных отсоединяют ствол и перемещаются к середине убираемого напорного рукава. Становятся спина к спине с рукавом на плечах, предплечья рук сверху рукава для его сжатия, выжимая из него воду, бегут к концам рукава, быстро перегибают его через каждые 3–4 м, скатывают его в одинарную скатку. Так убирается каждый рукав.

При уборке замерзших рукавов пожарные в местах перегибов и соединений отогревают замерзшие напорные рукава горячей водой, паром или нагретыми выхлопными газами, а при невозможности отогрева обрезают соединительные головки.

Замерзшие соединительные головки рукавов, разветвлений и стволов, если они не разъединяются после постукивания деревянным молотком с применением ключей, в отдельных случаях допускается отогревать паяльными лампами или факелами. Затем напорные рукава перегибаются и кладутся на грузовой автомобиль.

При прокладке пожарной рукавной линии по глубокому снегу используют две — три пары лыж, которые вывозятся на пожар на пожарном автомобиле. Назначается расчет из одного пожарного на два рукава диаметром 66 мм и одного — 77 мм.

Пожарный № 1 снимает и переносит 2 пары лыж и палки к глубокому снегу, присоединяет ствол к напорному рукаву, становится на лыжи (ремень ствола надет через плечо) и движется к месту пожара. Пожарный № 2 приносит к глубокому снегу 2 (1) скатки напорных рукавов, раскатывает их, соединяет между собой и присоединяет к стволу, становится на лыжи, идет за пожарным № 1, отсоединяет ствол, соединяет рукавные линии — свою и пожарного № 1 — и работает подствольщиком.

Пожарный № 3 приносит 2 (1) скатки рукавов к глубокому снегу, раскатывает их в сторону пожара, соединяет между собой (для пожарного № 1), возвращается к пожарному автомобилю и с другими пожарными прокладывает рукавную линию от пожарного автомобиля до глубокого снега. Пожарные подтаскивают рукавную линию к глубокому снегу. Водитель присоединяет соединительную головку напорного рукава к напорному патрубку насоса.

ПОЖАРНАЯ РУКАВНАЯ АРМАТУРА

Рукавная арматура - предназначена для формирования насосно-рукавных систем (линий) пожарных автомобилей (мотопомп) в целях обеспечения подачи огнетушащих веществ к месту тушения пожара.

К рукавной арматуре относятся:

  • всасывающая пожарная сетка;

  • рукавный водосборник;

  • пожарное разветвление;

  • соединительные пожарные головки;

  • рукавные переходники.

Всасывающая пожарная сетка (СВ)

Всасывающая пожарная сетка (рис. 4.) предназначена для удерживания воды во всасывающей линии при кратковременной остановке насоса, а также для предохранения его от попадания посторонних предметов.


Рис.4.
Всасывающая сетка состоит из корпуса, верхняя часть которого имеет штуцер для присоединения соединительной всасывающей головки 1, обратного клапана 2, рычага для поднятия клапана 3 и решетки 4. Всасывающую сетку присоединяют к всасывающим рукавам с помощью соединительной головки.

При установке пожарного автомобиля для забора воды из открытого водоисточника в насосе и всасывающей линии создается разрежение. Вода под атмосферным давлением поднимает клапан 2 и поступает во всасывающую линию и далее в полость насоса.

При остановке насоса клапан опускается в гнездо и всасывающая линия остается заполненной водой. Чтобы освободить линию от воды, необходимо при помощи веревки, прикрепленной к кольцу, повернуть рычаг 3, клапан приподнимется и вода вытечет из рукава.

Всасывающие сетки выпускают различных типоразмеров (табл. 4).

Таблица 4.

Показатели

Сетки всасывающие

СВ–100А

СВ–125А

Условный проход, мм

100

125

Коэффициент гидравлического сопротивления

Не более 1,5

Пропускная способность, л/с

20

40

Усилие открытия клапана при столбе воды высотой 8 м, Н

176

250

Масса, кг

3,0

3,8