Файл: Обзор современных технологий научного общения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК 001.4
Л.А. Виноградова, И.В. Велихова
ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НАУЧНОГО ОБЩЕНИЯ
Аннотация: представлен обзор наиболее распространенных информаци-
онно-коммуникационных технологий (ИКТ), применение которых обогащает и
актуализирует научно-образовательный процесс. Статья содержит резуль-
таты российских и зарубежных исследований, посвященных состоянию и пер-
спективам использования ИКТ, а также анализ основных проблем их эффектив-
ной адаптации в отечественной научно-образовательной среде.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, информационно-комму-
никационные технологии, электронная библиотека, поисковая система, инфор-
мационная компетенция, социальные сети, профессиональное общение.
L.A. Vinogradova, I.V. Velikhova
REVIEW OF MODERN TECHNOLOGIES
OF SCIENTIFIC COMMUNICATION
Abstract: the paper presents an overview of the most commonly encountered In-
formation and Communication Technologies (ICT) capable of sufficiently enriching
and upgrading educational and research processes. It also discusses some results of
Russian and foreign research into the current condition and prospective applications
of ICT and considers the basic problems of their effective adaptation in the domestic
academic environment.
Keywords: information and communication technologies, information compe-
tence, communication competence, electronic (digital) library, social network, search
system.
Роль и место общения в сфере науки и образования претерпели радикальные изменения благодаря стремительному развитию информационно-коммуникаци-
онных технологий (ИКТ). Цель данной статьи – поиск путей адаптации сложив- шихся схем преподавания и научных исследований к новым реалиям информа- ционных сред.
В статье представлен обзор наиболее распространенных информационно- коммуникационных технологий (ИКТ), применение которых обогащает и актуа- лизирует научно-образовательный процесс. Статья содержит результаты россий- ских и зарубежных исследований, посвященных состоянию и перспективам ис- пользования ИКТ, а также анализ основных проблем их эффективной адаптации в отечественной научно-образовательной среде.
Информационная компетенция [1] – интегральное понятие, подразумеваю- щее овладение навыками самостоятельного поиска, оценки, отбора, интерпрета- ции и передачи информации. Ключевую роль в приобретении таких навыков иг- рает мотивация специалиста, его общий и профессиональный уровень, и задача обучающей стороны – предоставить учащемуся инструменты, необходимые для приобретения эффективной информационной компетенции:
 сформировать и развить потребность в совершенствовании знаний и уме- ний в сфере информационно-коммуникативных технологий (ИКТ);
 адаптировать имеющиеся коммуникативные навыки к новым условиям и возможностям
 обеспечить способность ведения интерактивного диалога в современной информационной среде.
Коммуникация всегда была значимым компонентом научно-образователь- ного процесса. Однако в информационном обществе не только личные контакты, но любые носители информации (Интернет, обучающие системы, средства ги- пермедиа, электронные книги и библиотеки, телекоммуникации) приобретают коммуникативную составляющую. Коммуникация становится основой получе- ния информации, а значимость и многогранность коммуникативной компетен- ции перерастает рамки навыка, ставя последнюю в ряд базисных характеристик личности, определяющих ее адекватность современным реалиям. Качественное изменение информационной среды и новая роль коммуникативной компетенции

требуют адекватной трансформации менталитета людей, базовые навыки и цен- ности которых сформировались в иной культурной среде. По сути, процесс овла- дения информационно-коммуникационными технологиями интерактивен, по- скольку требует встречных усилий обучающих и обучаемых, а также взаимного пересмотра их ролей. Первые, обладая более высоким образовательным стату- сом, системностью и независимостью суждений, способны лучше отбирать, оце- нивать, структурировать информацию и развивать аналогичные навыки у обуча- емых. Последние лишены консерватизма и предубеждений в отношении ИКТ, хорошо в них ориентируются, поскольку социализация нового поколения проис- ходит в информационном обществе.
Обучение навыкам, входящим в комплекс информационно-коммуникатив- ной компетенции, требует системного решения таких проблем, как разработка универсальной адаптивной методики, пригодной для использования в узкоспе- циальных областях, освоение сложного инструментария ИКТ и др. [2]. Вместе с тем, первостепенной проблемой, от скорейшего решения которой зависит успех всего обучения, можно назвать недостаточную информированность о возможно- стях ИКТ и, как следствие, низкий уровень мотивации для овладения данным инструментарием.
Известно, что степень вовлеченности ИКТ в научно-образовательный про- цесс рассматривается как критерий соответствия университета требованиям международных стандартов, определяющий качество подготовки выпускников и профессионализм сотрудников. Однако использование традиционных методиче- ских подходов к освоению данных технологий крайне затруднено: стремитель- ное развитие и трансформация научной коммуникативной среды опережает лю- бые попытки ее структурирования и систематизации. Несмотря на это, можно выделить насколько ИКТ, имеющих перспективы долгосрочного развития.
1. Электронные библиотеки.
Электронная библиотека (ЭБ) – понятие, вошедшее в обиход. Однако, не- смотря на повсеместное использование, смысловое наполнение термина не опре-
делено окончательно. Множество сетевых ресурсов – интернет-магазины, элек- тронные каталоги обычных библиотек и сетевых ресурсов, базы данных и т. д. – носят название электронных библиотек, не являясь ими по сути. Поскольку адек- ватное определение электронной библиотеки отсутствует, целесообразно выде- лить ряд критериев соответствия, позволяющих отнести ресурс к категории ЭБ:
 системность – качество, отличающее ЭБ от неупорядоченной коллекции электронных носителей; равным образом, бессистемное собрание бумажных книг не может именоваться библиотекой;
 интеграция: ЭБ должна обеспечить пользователю равный доступ ко всем имеющимся электронным ресурсам, вне зависимости от их локализации;
 навигация: пользователь ЭБ должен получать максимально полную и точ- ную информацию с наивысшей скоростью, при минимальных усилиях и на всем имеющемся информационном пространстве;
 профильность: в основу создания ЭБ должна быть положена внятная кон- цепция отбора информации;
 каталогизация, гарантирующая актуальность информационного поиска.
Электронная библиотека, таким образом, – это не только хранилище и сред- ство распространения информации, но и среда, дающая беспрецедентные воз- можности манипулирования информационными источниками и средствами [3].
Более 60% ресурсов, отвечающих критериям ЭБ, имеют научно-техниче- скую специализацию. Среди ЭБ образовательной направленности наиболее вос- требованы библиотеки ведущих университетов, например, Электронная библио-
тека мехмата МГУ (выходные данные книг и журналов с указанием ссылок для загрузки. Форум), Электронная библиотека twirpx.com – (учебно-методическая и профессиональная литература для студентов и преподавателей технических, естественнонаучных и гуманитарных специальностей), IPRBookshop – Портал учебной и деловой литературы. Современные книги по отраслям права, государ- ственному и муниципальному управлению, экономике, общегуманитарным наукам и многие другие. Научная электронная библиотека eLibrary.ru, дающая

доступ к электронным версиям научных журналов российских и зарубежных из- дательств, может быть рекомендована к обязательному использованию.
2. Социальные научные сети.
Недооценка роли коммуникативной компетенции нагляднее всего проявля- ется в проблеме освоения научных соцсетей. Международные сети профессио- нального научного общения, ставшие привычной информационно-коммуника- ционной средой [4] для мирового сообщества ученых, сравнительно мало из- вестны в нашей стране. Можно выделить несколько причин такого отставания:
 инертность и предубеждения в отношении социальных сетей: отторжение стереотипов общения, принятых в сетях типа Facebook, переносится на научные сети;
 неразвитость навыков размещения и обсуждения публикаций в современ- ной нитернет-среде;
 разобщенность отечественного научного сообщества: слабая связь акаде- мической и университетской науки, неразвитость межрегиональной коммуника- ции и корпоративных доменных сетей и пр.;
 нежелание размещать работы в открытом доступе из-за угрозы плагиата или неуверенности в качестве собственных публикаций;
 недостаточный уровень владения иностранным языком: общение в боль- шинстве социальных научных сетях происходит на английском языке.
Между тем, по данным журнала Nature [4–6], подавляющая часть современ- ной научной коммуникации перенесена в интернет-пространство. Существует развитая система универсальных и специализированных социальных сетей, мало освоенных российскими пользователями.
Профессиональные социальные сети создаются для общения на профессио- нальные темы, обмена опытом и информацией, поиска и предложения вакансий, развития деловых связей. Примеры: ResearchGate, Mendeley, LinkedIn.
В настоящее время все больше ученых становятся приверженцами сравни- тельно новой научной сети ResearchGate. Следом за ней идет сеть LinkedIn, по-
пулярная в среде молодых профессионалов. LinkedIn – социальная сеть для по- иска и установления деловых контактов. Сайт доступен на 23 языках мира, в том числе и на русском. Около половины пользователей LinkedIn являются жителями
США и приблизительно 25 миллионов зарегистрированы в Европе. LinkedIn предоставляет возможность зарегистрированным пользователям создавать и поддерживать список деловых контактов. Пользователи LinkedIn могут исполь- зовать список контактов в различных целях:
 быть представленными через существующие контакты и расширять связи;
 осуществлять поиск компаний, людей, групп по интересам;
 публиковать профессиональные резюме и осуществлять поиск работы;
 рекомендовать и быть рекомендованными;
 публиковать вакансии;
 создавать группы по интересам (например, Russian connection, Russian speaking professionals abroad, Harvard Club of Russia и т. д.).
По результатам опросов, ResearchGate [4–6] названа самой перспективной площадкой научного общения: очень многие опрошенные ученые имеют и пери- одически обновляют свой профиль в этой сети, считая ее важной составляющей самопрезентации. Представляется целесообразным более подробно рассмотреть возможности информационно-коммуникативного ресурса ResearchGate:
 бесплатная и относительно простая регистрация;
 широкие информационные возможности; зарегистрированные пользова- тели получают полный доступ к полнотекстовым версиям большого числа ста- тей, обычно доступных лишь на платных сайтах;
 развитая навигация: поисковый запрос позволяет найти специалистов со сходными научными интересами, получить публикации из различных баз дан- ных (с обозначением доступности для скачивания), проконсультироваться по различным аспектам научных исследований, участвовать в деятельности темати- ческих групп, найти профильные учреждения и пр.;
 расширение сферы научного общения: просмотр и подписка на публика- ции интересующих авторов, оповещение о новых публикациях указанного круга

специалистов, доступ к списку их соавторов и коллег с аналогичными научными интересами, возможность размещения отзывов и ведения онлайн-диалога с авто- ром;
 расчет рейтинга ResearchGate score, который учитывает число публика- ций, цитирований, просмотров и смачиваний, отражает количество подписчиков и пр.; ResearchGate score рассматривается как количественны показатель науч- ного авторитета и учитывается коллегами и потенциальными работодателями;
 возможность размещения сетевой публикации (статьи, аннотации, объяв- ления и пр.), что повышает индекс цитируемости.
Таким образом, платформа ResearchGate предоставляет возможность веде- ния продуктивных дискуссий, получения новых контактов и сотрудничества, ор- ганизации совместных исследований и сбора данных. Немаловажно, что статьи, размещенные в Research Gate, автоматически индексируются в Google Scolar.
3. Поисковые системы.
Бесплатная поисковая система полнотекстовых научных публикаций всех форматов и дисциплин Google Академия (англ. Google Scholar) представляет со- бой часть поисковой системы Google и занимает первое место по частоте обра- щений пользователей к поиску научных интернет-публикаций. Реализуя на прак- тике слоган «Стоя на плечах гигантов», Google Scholar позволяет находить науч- ные работы из электронных источников на всех языках, используемых системой.
Слоган системы, «стоя на плечах гигантов», позаимствован из знаменитого вы- сказывания И. Ньютона: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов». Он точно отражает концепцию ресурса, одновременно отдавая дань учёным, на протяжении веков вносившим вклад в науку и обеспечившим основу для новых открытий и достижений.
В сравнении с платными сайтами Web of Science от института Thomson ISI и Scopus от издательства Elsevier, Google Scholar представляет больший интерес для русскоязычных авторов с точки зрения реальных показателей цитируемости, поскольку содержит максимальное количество научных журналов на русском язык [6]. Помимо самой достоверной статистики цитируемости, Google Scholar
обладает такими несомненными достоинствами, как более простой и эргономич- ный интерфейс и бесплатный доступ. Последнее означает доступность ресурса с любого компьютера, подключенного к Интернет. Затруднение может представ- лять лишь получение полнотекстовых версий найденных работ, если они нахо- дятся на платном ресурсе онлайн библиотек. Несмотря на это, Google Scholar крайне полезен в научно-исследовательской работе.
Укажем еще две важные для научной работы системы.
Web of Science (WoS, предыдущее название ISI Web of Knowledge) – поис- ковая платформа, объединяющая реферативные базы данных публикаций в науч- ных журналах и сведения о патентах, в том числе базы, учитывающие взаимное цитирование публикаций, разрабатываемые и предоставляемые компанией
Thomson Reuters. Web of Science содержит материалы по естественным, техни- ческим, общественным, гуманитарным наукам и искусству. Платформа обладает встроенными возможностями поиска, анализа и управления библиографической информацией. Доступна на условиях платной подписки.
Scopus – библиографическая и реферативная база данных и инструмент для отслеживания цитируемости статей, опубликованных в научных изданиях. Ин- дексирует 18 тыс. названий научных изданий по техническим, медицинским и гуманитарным наукам более пяти тысяч издателей. База данных индексирует ре- цензируемые научные журналы, материалы конференций и серийные книжные издания. Разработчиком и владельцем Scopus является крупнейшая издательская корпорация Elsevier. База данных доступна на условиях платной подписки.
Известно, что интернет-поиск полнотекстовой версии научной статьи, даже с точными выходными данными, – непростая задача. Научные исследования фи- нансируются государством и грантами различных фондов. При этом издатель- ства, не имеющие отношения к финансированию науки и не вносящие вклада в выполнение исследований, публикуют в своих журналах результаты этих бес- платных для издательств работ, зарабатывая на этом деньги. Более того, монопо- лия издательств делает доступ к научным статьям практически недоступным са- мим авторам. Средняя стоимость скачивания статьи составляет около 30$. Такая

политика издательств вызывает протест у подавляющего числа исследователей, которые заинтересованы в доступности результатов своих работ. В связи с этим все большее развитие получает концепция открытого доступа (англ. Open access
(OA) к научным исследованиям. Open access – бесплатный, быстрый, постоян- ный, доступ к полнотекстовым версиям научных и учебных материалов в режиме реального времени, реализуемый для любого интернет-пользователя. Сейчас та- кой доступ преимущественно осуществляется к научно-исследовательским ре- цензируемым журналам. Однако, следует учитывать, что, сделав статью бесплат- ной для скачивания, издательства обычно делают ее платной для авторов.
Следует отметить еще два источника бесплатного доступа к научным ста- тьям. Большое число зарубежных университетов имеет web-страницы своих ис- следователей. На этих страницах выкладываются препринты или опубликован- ные статьи в журналах, зачастую недоступные на сайтах этих журналов. Другой источник – arXiv.org – крупнейший бесплатный архив электронных публикаций научных статей и их препринтов в таких областях, как физика, материаловеде- ние, математика, информатика и биология.
Проведенный обзор наглядно демонстрирует актуальность задачи ознаком- ления широкого круга специалистов с возможностями новых инструментов научной коммуникации, их местом и значением [7]. Осознание преимуществ приобщения к современной коммуникативной среде создаст мощный стимул к освоению ее инструментария, что автоматически решит ряд задач обучения, по- скольку породит встречную инициативу.
Список литературы
1. Петрова Е.В. Информационная компетентность в образовании как залог успешной адаптации человека в информационном обществе // Информационное общество. – 2012. – №2. – С. 37–43.
2. Богданова И.Ф. Онлайновое пространство научных коммуникаций // Со- циология науки и технологий. – 2010. – Т. 1. – №1.
3. Когаловский М.Р. Научные коммуникации на базе электронных библио- тек с онлайновой декларацией семантических связей / М.Р. Когаловский,

С.И. Паринов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ceur-ws.org/Vol-
1297/081–89_paper-14.pdf
4. Gewin V. Collaboration: Social networking seeks critical mass // Nature. –
2010. – Т. 468. – №7326. – С. 993–994.
5. Van Noorden R. Online collaboration: Scientists and the social network // Na- ture. – 2014. – Т. 512. – №7513. – С. 126–129.
6. Mandavilli A. et al. Trial by twitter // Nature. – 2011. – Т. 469. – №7330. –
С. 20.
7. Thelwall M. Academia. edu: social network or academic network? /
M. Thelwall, K. Kousha // Journal of the Association for Information Science and
Technology. – 2014. – Т. 65. – №4. – С. 721–731.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Виноградова Лариса Артуровна – старший преподаватель ФГБОУ ВПО
«Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина», Рос- сия, Москва.
Vinogradova Larisa Arturovna – senior teacher of English, department of for- eign languages, Gubkin Russian State University of Oil and Gas, Russia, Moscow.
Велихова Ирина Владимировна – канд. полит. наук, доцент ФГБОУ ВПО
«Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина», Рос- сия, Москва.
Velikhova Irina Vladimirovna – candidate of political science, assistant profes- sor, department of foreign languages, Gubkin Russian State University of Oil and Gas,
Russia, Moscow.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––