Файл: Задание 20. Пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи всезадани Задание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 20. Пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи: все
задания
1. Задание
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я смотрел на леса на склонах и думал (1) что (2) если бы (3) я оказался счастливчиком (4) и (5) мне
быстро попалась бы попутная машина (6) то я через полчаса мог бы быть там.
2. Задание
Расставьте знаки препинания.
Ты должна узнать (1) были ли написаны завещание и письмо (2) и (3) если они ещё не уничтожены
(4) постарайся выяснить (5) где их найти.
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
3. Задание
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Всякая насильственная реформа достойна порицания потому (1) что нимало не исправит зла (2)
пока люди остаются таковы (3) каковы они есть (4) и (5) потому ещё (6) что мудрость не имеет
нужды в насилии.
4. Задание
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Он доехал быстрее (1) чем я думал (2) потому что (3) когда я спустился во двор (4) и (5) подошёл к
условленному месту (6) на скамейке под липой уже маячила тёмная фигура.
5. Задание
Расставьте знаки препинания:
Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный
просвет (3) слепой ветер низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши
домов.
В ответе укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые), без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
6. Задание
Расставьте знаки препинания.
Когда девушку отпустили (1) Николай стремительно заявил ей (2) что она может хоть сейчас же
возвращаться в город (3) и (4) что (5) если она нуждается в помощи (6) он готов помочь.
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
7. Задание
Расставьте знаки препинания.
Но мы уже не станем продолжать наш рассказ в такой подробности (1) в какой (2) вели до сих пор (3)
и потому опустим историю о том (4) как Николай Парфёнович внушал каждому призываемому
свидетелю (5) что тот должен показывать по правде и совести (6) и (7) что впоследствии должен
будет повторить это показание под присягой.
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
8. Задание
Расставьте знаки препинания.
Дамы потихоньку пошли за поднимавшимся по лестнице Алексеем (1) и (2) когда уже подошли к
квартире (3) то заметили (4) что дверь отворена на маленькую щелочку (5) и что два черных глаза
рассматривают их из темноты.
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
9. Задание
Расставьте знаки препинания.
Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу (1) и (2) если пристально вглядеться (3) то
можно было увидеть её тончайшее кристаллическое строение.
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
10. Задание
Расставьте знаки препинания.
Свободный рынок XVIII–XIX веков породил особый тип личности (1) и (2) когда мы говорим (3) что
авантюристы того времени были людьми «рыночного» склада (4) то имеем в виду (5) что основной
целью для них было дёшево купить и дорого продать (6) и (7) что эти люди ради наживы были готовы
идти на всё.
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
11. Задание
Расставьте знаки препинания.
Слепой быстро освоился на новом месте (1) и (2) когда просыпался по утрам (3) уже знал (4) что в
комнату заглядывают тёплые лучи солнца (5) и (6) что (7) если он протянет руку в раскрытое окно (8)
то с кустов посыплется роса.
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
12. Задание
Расставьте знаки препинания.
Голубые глаза у девушки были такие ясные (1) и (2) когда они оживлялись в разговоре (3) выражение
лица ее становилось таким добрым (4) и простодушным (5) что невольно хотелось постоянно
находиться рядом с ней.
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).


13. Задание
Расставьте знаки препинания.
Н.Г. Чернышевский однажды сказал (1) что (2) если слово писателя одушевлено идеей правды (3) то
это слово заключает в себе семена жизни (4) поэтому оно никогда не будет забыто.
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
14. Задание
Расставьте знаки препинания.
Мы считали (1) что (2) если о нашей тайне станет кому-нибудь известно (3) то она перестанет быть
тайной (4) и (5) поэтому мы молчали (6) хотя рассказать очень хотелось.
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
15. Задание
Расставьте знаки препинания.
Николай Николаевич старается идти рядом (1) но (2) так как он путается между деревьями и
спотыкается (3) то ему часто приходится догонять своего спутника вприпрыжку.
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Задание 20. Пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи: все
задания
Решения
1. Задание
Решение/комментарий:
[
1
Cергей не стал спорить с другом], и (
2
хотя он понимал), (
3
что не всё в его жизни на сегодняшний
день идёт гладко) и (
4
что не всё задуманное удаётся реализовать), но [
5
сегодня ему хотелось
улыбаться и думать только о хорошем].
На месте цифры 1 запятая ставится, так как союз и соединяет два простых предложения (предложения 1 и
5). При этом запятая на месте стыка союзов и и хотя (цифра 2) не ставится, так как придаточную часть
хотя он понимал нельзя опустить, сохранив грамматическую целостность предложения.
На месте цифр 3 и 7 ставятся запятые, поскольку они выделяют два однородных придаточных изъяснительных что не всё в его жизни на сегодняшний день идёт гладко и что не всё задуманное удаётся
реализовать. (Поскольку эти придаточные однородные, то на месте цифры 4 запятая отсутствует.). На месте цифр 5 и 6 запятые не ставятся, поскольку союз и соединяет однородные придаточные:
[…понимал],
что?
(что не всё в его жизни на сегодняшний день идёт гладко) и
что?
(что не всё
задуманное удаётся реализовать).
Запятая на месте цифры 7 также ставится (вторая функция) перед противительным союзом но.
На месте цифры 8 запятая не нужна, так как одиночный союз и связывает однородные сказуемые:
хотелось улыбаться и думать.
Указание:
Пунктуация в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Пунктуация в сложном предложении с разными видами связи.
2. Задание
Решение/комментарий:
[
1
Cамоуверенный генерал со своей убеждённостью в том, (
2
что не то хорошо, (
3
что хорошо), а то
хорошо), (
4
что ему пришло в голову), написал в послании первые слова], (
5
которые пришли ему в голову)
и (
6
которые не имели смысла).
На месте цифры 1 запятая ставится, так как она отделяет придаточное предложение что не то хорошо, … а
то хорошо от главного.
На месте цифр 2 и 3 ставятся запятые, поскольку они выделяют придаточную часть что хорошо внутри первого придаточного предложения.
На месте цифры 4 запятая ставится, так как начинается новая придаточная часть что ему пришло в голову.
На месте цифры 5 запятая ставится, выполняя двойную функцию: она одновременно показывает завершение придаточного предложения что не то хорошо, … а то хорошо и придаточного предложения
что ему пришло в голову. Это легко проверить, убрав придаточные предложения 2, 3, 4, и восстановив тем самым главное предложение: Самоуверенный генерал со своей убеждённостью в том … написал в
послании первые слова.
На месте цифры 6 запятая ставится, так как начинается новая придаточная часть, представленная двумя придаточными определительными: которые
=слова
пришли ему в голову и которые
=слова
не имели смысла.
На месте цифр 7 и 8 запятые не ставятся, поскольку союз и соединяет однородные придаточные: […
слова],
какие?
(которые пришли ему в голову) и
какие?
(которые не имели смысла).
Указание:
Пунктуация в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Пунктуация в сложном предложении с разными видами связи.


3. Задание
Решение/комментарий:
(
1
Когда он оказался в гостиной), [
2
эта комната произвела странное впечатление своею бедною,
мещанскою обстановкой], и, (
3
хотя в ней были и кресла, и громадная лампа с абажуром), [
4
она всё же
походила на нежилое помещение], (
5
так что было очевидно), (
6
что в этой комнате мог чувствовать
себя как дома только такой человек), (
7
каким был доктор).
В приведённом предложении на месте всех цифр ставятся запятые.
Запятые на месте цифр 1, 3, 4, 5, 6, 7 показывают границы придаточных предложений: обстоятельственных придаточных времени (цифра 1), уступки (цифры 3, 4; данное придаточное можно изъять из предложения без ущерба для смысла, поэтому на месте цифры 3 запятая необходима), следствия (цифры 5, 6),
изъяснительного придаточного (цифры 6, 7) и определительного придаточного (цифра 7). Таким образом цифры 6 и 7 выполняют в данном предложении двойную функцию.
На месте цифры 2 запятая ставится, так как она обозначает границу двух простых предложений,
соединённых сочинительным союзом и:
эта комната произвела странное впечатление своей бедной, мещанскою обстановкою, и …она всё
же походила на нежилое помещение.
Указание:
Пунктуация в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Пунктуация в сложном предложении с разными видами связи.
4. Задание
Решение/комментарий:
[
1
Я смотрел на леса на склонах и думал], (
2
что, (
3
если бы я оказался счастливчиком) и (
4
мне
быстро попалась бы попутная машина), то я через полчаса мог бы быть там).
На месте цифры 1 запятая ставится, так как союз что отделяет придаточное что… то я через полчаса мог
бы быть там от главного предложения.
На месте цифры 2, в месте стыка союзов что и если, запятая не ставится, потому что после придаточной части если бы я оказался счастливчиком и мне быстро попалась бы попутная машина есть вторая часть двойного союза что… то и эту придаточную часть нельзя опустить, сохранив грамматическую целостность предложения.
На месте цифры 3 запятая не ставится, так как она отделила бы подчинительный союз в придаточном предложении от грамматической основы этого предложения.
На месте цифр 4 и 5 запятые не ставятся, поскольку союз и соединяет однородные придаточные (изменён порядок предложений для демонстрации смысловых связей): (…мог бы быть там),
при каком условии?
(если
бы я оказался счастливчиком) и
при каком условии?
([если] мне быстро попалась бы попутная машина).
Запятая на месте цифры 6 ставится, так как завершает придаточную часть если бы я оказался
счастливчиком и мне быстро попалась бы попутная машина.
Указание:
Пунктуация в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Пунктуация в сложном предложении с разными видами связи.
5. Задание
Решение/комментарий
[
1
Ты должна узнать, (
2
были ли написаны завещание и письмо), и, (
3
если они ещё не уничтожены),
постарайся выяснить], (
4
где их найти).
Запятые на месте цифр 1, 2, 3, 4 ставятся, так как выделяют придаточные были ли написаны завещание и
письмо и если они ещё не уничтожены. Эти придаточные не являются однородными, так как относятся к разным глаголам-сказуемым в главной части: узнать (о чём?), были ли написаны; постарайся выяснить
(при каком условии?) если они ещё не уничтожены…
Запятая на месте цифры 5 ставится, так как отделяет придаточное где их найти от главного предложения.
Указание
Пунктуация в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Пунктуация в сложном предложении с разными видами связи.


6. Задание
Решение/комментарий:
[
1
Всякая насильственная реформа достойна порицания потому, (
2
что нимало не исправит зла),
(
3
пока люди остаются таковы), (
4
каковы они есть), и потому ещё], (
5
что мудрость не имеет нужды в
насилии).
На месте цифр 1, 2, 3, 4 запятые ставятся, так как они выделяют придаточные предложения что нимало не
исправит зла, пока люди остаются таковы, каковы они есть, разрывающие главное Всякая
насильственная реформа достойна порицания потому… и потому ещё… (это легко проверить, опустив указанные придаточные).
На месте цифры 5 не ставится запятая, поскольку союз и связывает однородные обстоятельства потому и
потому ещё.
На месте цифры 6 запятая ставится, так как начинается новая придаточная часть что мудрость не имеет
нужны в насилии.
Указание:
Пунктуация в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Пунктуация в сложном предложении с разными видами связи.
7. Задание
Решение/комментарий:
[
1
Он доехал быстрее], (
2
чем я думал), (
3
потому что, (
4
когда я спустился во двор и подошёл к
условленному месту), на скамейке под липой уже маячила тёмная фигура).
На месте цифры 1 запятая ставится, так как союз чем отделяет придаточное чем я думал от главного предложения.
На месте цифры 2 запятая ставится, так как она завершает придаточное чем я думал и открывает придаточное обстоятельственное причины потому что на скамейке под липой уже маячила тёмная
фигура.
Запятые на месте цифр 3 и 6 выделяют придаточное обстоятельственное времени когда я спустился во двор
и подошёл к условленному месту, разрывающее придаточное обстоятельственное причины потому что на
скамейке под липой уже маячила тёмная фигура.
Запятые на месте цифр 4 и 5 не ставятся, так как союз и соединяет однородные сказуемые спустился и
подошёл.
Указание:
Пунктуация в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Пунктуация в сложном предложении с разными видами связи.
9. Задание
Указание:
Пунктуация в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Пунктуация в сложном предложении с разными видами связи.
Решение/комментарий:
( Когда девушку отпустили), [ Николай стремительно заявил ей], ( что она может хоть сейчас же возвращаться в город) и ( что, ( если она нуждается в помощи), он готов помочь ей). –
Сложноподчинённое предложение, состоящее из пяти частей.
Запятая на месте цифры ставится, так как она отделяет придаточную часть когда девушку отпустили от главной Николай стремительно заявил.
Запятая на месте цифры ставится так как начинается придаточная часть что она может хоть сейчас же
возвращаться в город.
Запятые на месте цифр и не ставятся, так как придаточные что она может хоть сейчас же
возвращаться в город и что он готов помочь являются однородными (относятся к одной главной части,
отвечают на один и тот же вопрос, имеют одинаковые средства связи).
Запятые на месте цифр и ставятся, так как они отделяют придаточную часть если она нуждается в
помощи от другой придаточной, внутри которой находится, и её можно опустить, сохранив грамматическую целостность оставшегося предложения.
10. Задание
Решение/комментарий:
[ Но мы уже не станем продолжать наш рассказ в такой подробности, ( в какой вели до сих пор), и потому опустим историю о том], ( как Николай Парфёнович внушал каждому призываемому свидетелю), ( что тот должен показывать по правде и совести) и ( что впоследствии должен будет повторить это показание под присягой).
Запятые под номерами и ставятся, так как они выделяют придаточную часть в какой вели до сих пор,
которая находится внутри главной (Но мы уже не станем продолжать наш рассказ в такой подробности
и потому опустим историю о том).
Запятая под номером не ставится, так как она находится после союзного слова в какой, которое является частью придаточного предложения.
Запятая на месте цифры ставится, так как она отделяет придаточную часть как Николай Парфёнович
внушал каждому призываемому свидетелю.
Запятая на месте цифры ставится, так как начинается новая придаточная часть (что тот должен
показывать по правде и совести).
Запятые на месте цифр и не ставятся, так как придаточные что тот должен показывать по правде и
совести и что впоследствии должен будет повторить это показание под присягой являются однородными.
Указание:
Пунктуация в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Пунктуация в сложноподчинённом предложении с разными видами связи.


11. Задание
Запятая ( ) разделяет две грамматические основы, запятая ( ) не стоит, поскольку есть коррелят «то» после придаточного. Запятая ( ) обозначает конец придаточного, запятая ( ) – начало другого придаточного предложения, ( ) не ставится, потому что придаточные однородные, соединены союзом и.
12. Задание
На месте цифры запятая ставится, так как союз и соединяет части сложного предложения.
На стыке союзов и если (цифра ) запятая не ставится, так как далее (цифра ) есть слово то.
13. Задание
Указание:
Пунктуация в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Пунктуация в сложном предложении с разными видами связи.
Решение:
[
1
Свободный рынок XVIII–XIX веков породил особый тип личности], и (
2
когда мы говорим), (
3
что
авантюристы того времени были людьми «рыночного» склада), то [
4
имеем в виду], (
5
что основной
целью для них было дёшево купить и дорого продать) и (
6
что эти люди ради наживы были готовы
идти на всё).
Запятая под номером ставится, поскольку союз и соединяет части сложносочинённого предложения:
[Свободный рынок XVIII–XIX веков породил особый тип личности], и [имеем в виду].
Запятая на месте цифры , на стыке союзов, не ставится, так как после придаточной части есть вторая часть двойного союза когда…, то… и придаточную нельзя опустить, не нарушив грамматическую целостность предложения.
Запятые на месте цифр и ставятся, потому что они выделяют придаточную часть что авантюристы
того времени были людьми «рыночного» склада (и эту придаточную часть можно опустить, не нарушив грамматической целостности предложения: …когда мы говорим,… то имеем в виду ).
Запятая на месте цифры ставится, поскольку начинается новая придаточная часть: что основной целью
для них было дёшево купить и дорого продать.
Запятые на месте цифр и не ставятся, так как союз и соединяет однородные придаточные что основной
целью для них было дёшево купить и дорого продать и что эти люди ради наживы были готовы идти на
всё.
14. Задание
Указание:
Пунктуация в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Пунктуация в сложном предложении с разными видами связи.
Решение:
[
1
Cлепой быстро освоился на новом месте и, (
2
когда просыпался по утрам), уже знал], (
3
что в
комнату заглядывают тёплые лучи солнца) и (
4
что (
5
если он протянет руку в раскрытое окно), то с
кустов посыплется роса).
На месте цифры запятая не ставится, так как союз и соединяет однородные сказуемые освоился и знал
(это легко проверить, опустив придаточную часть когда просыпался по утрам).
На месте цифр и ставятся запятые, поскольку они отделяют придаточную часть когда просыпался по
утрам от главной части Слепой быстро освоился на новом месте и... уже знал , причём придаточную можно опустить, не нарушая грамматической целостности предложения.
На месте цифры запятая ставится, так как начинается новая придаточная часть что в комнату
заглядывают тёплые лучи солнца.
На месте цифр и запятые не ставятся, поскольку союз и соединяет однородные придаточные: […
знал],
что?
(что в комнату заглядывают тёплые лучи солнца) и
что?
(что с кустов посыплется роса).
На месте цифры , в месте стыка союзов что и если, запятая не ставится, потому что после придаточной части если он протянет руку в раскрытое окно есть вторая часть двойного союза если…, то и эту придаточную нельзя опустить, сохранив грамматическую целостность предложения.
На месте цифры запятая нужна, так как она закрывает придаточную часть если он протянет руку в
раскрытое окно, находящуюся внутри другой придаточной части.
15. Задание
Запятая ( ) разделяет две грамматические основы, запятая ( ) стоит, поскольку нет коррелята «то» после придаточного. Запятая ( ) обозначает конец придаточного, запятая ( ) – следующее придаточное предложение.