Файл: Уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Первое, «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, «мотивационного», направления является американский исследователь А. Маслоу. Несмотря на некоторые отличия между этими направлениями, их объединяет много общего.

Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека существует две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая – «организмический отслеживающий процесс» – представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находится в сложных отношениях – от полной гармонии.

Цель жизни, согласно К. Роджерсу, - реализовать весь свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью» т. е. Человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе.

А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации;

  1. физиологические (потребности в еде, сне);

  2. потребности в безопасности (потребности в квартире, работе);

  3. потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи;

  4. уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);

  5. потребность в самоактулизации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и т.д.).

Потребности первых двух уровней относятся к дефицитарным, третий уровень потребностей считается промежуточным, на четвертом и пятом уровне находятся ростовые потребности.


Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации, согласно которому мотивация человека развивается поступательно; движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены (в основном) потребности высшего уровня. Другими словами, если человек голоден и у него нет крыши над головой, то ему будет трудно создать семью и тем более испытывать уважение к себе или заниматься творчеством.

Наиболее важным для человека являются потребности в самоактуализации – не конечное состояние совершенства человека. Ни один человек не становится настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У каждого человека всегда остаются талант для дальнейшего развития. Человек, достигший пятого уровня называется «психологически здоровой личностью».

По мнению гуманистов, решающего возрастного периода не существует, личность формируется и развивается в течение всей жизни. Однако ранние периоды жизни (детство и юношество) играют особую роль в развитии личности. В личности доминируют рациональные процессы, где бессознательное возникает лишь временно, когда по тем или иным причинам блокируется процесс самоактуализации. Гуманисты считают, что личность обладает полной свободой воли. Человек осознает себя, осознает свои поступки, строит планы, ищет смысл жизни. Человек – творец собственной личности, творец своего счастья.

Внутренний мир человека, его мысли, чувства, эмоции для гуманистов не есть прямое отражение действительности. Каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со свои субъективным восприятием. Внутренний мир человека в полной мере доступен только ему самому. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения конкретного человека.

Гуманистическая модель личности основными концептуальными «единицами» выступают:

  1. «Реальное Я» – совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас»

  2. «Идеальное Я» – совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личного потенциала.

  3. Потребности в самоактуализации – врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности.

Хотя «реальное я» и «идеальное я» являются довольно размытыми понятиями, тем не менее существует способ измерения их конгруэнтности (совпадения). Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительно высокой гармонии «реального я» и «идеального я» (о высокой самооценке). При низких же значениях конгруэнтности (низкой самооценки) отмечается высокий уровень тревожности, признаки депрессии.



При рождении обе подструктуры структуры «Я» полностью конгруэнтны, и поэтому человек изначально добр и счастлив.

В последствии благодаря взаимодействию с окружающей средой, расхождений между «реальным Я» и «идеальным Я» могут приводить к искаженному восприятию реальности – субцепции по терминологии К. Роджерса. При сильных и длительных расхождениях между «идеальным Я» и «реальным Я» могут возникнут психологические проблемы.

Студенты с высокой самооценкой в случае неудачи (например, провал на экзамене) пытаются установить контакт с преподавателем и пересдать предмет еще раз. При повторных попытках их показатели только улучшаются. Студенты же с низким уровнем самооценки отказываются от дальнейших попыток пересдать экзамен, преувеличивают свои трудности, избегают ситуаций, где они могли бы проявить себя, чаще страдают от одиночества.

В качестве блоков личности в этой теории выступают пять уровней потребностей человека по Маслоу.

Целостность личности достигается том случае, когда конгруэнтность между «реальным Я» и «идеальным Я» приближается к единице. Целостность личности – основное качество «полностью функционирующей личности». Смысл воспитания и коррекции личности состоит в развитии целостной личности.

Целостная личность, во-первых, стремится к установлению хорошего психологического контакта со своими друзьями и близкими, к раскрытию им своих скрытых эмоций; во-вторых, четко знает, кто она есть на самом деле («реальное Я») и кем бы оно хотело быть («идеальное Я»); в-третьих, максимально открыто к новому опыту и принимает жизнь такой, какая она есть «здесь и сейчас»; в-четвертых, практикует безусловное позитивное отношение ко всем людям; в-пятых, тренирует в себе эмпатию к другим людям, то есть пытается понять внутренний мир другого человека и смотреть на другого человека его глазами.

Целостную личность характеризует:

  1. Эффективное восприятие реальности;

  2. Способность, простота и естественность поведения;

  3. Ориентация на решение проблем, на дело;

  4. Постоянная «детскость» восприятия;

  5. Частые переживания «пиковых» чувств, экстаза;

  6. Искреннее желание помочь всему человеучеству;

  7. Глубокие междуличностные отношения;

  8. Высокие моральные стандарты.


Таким образом, в рамках гуманистического подхода личность – это внутренний мир человеческого «Я», как результат самоактуализации, а структура личности – это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребности в самоактуализации.