Файл: Занятие 2 Обучающийся Агапова Наталья Александровна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Родная литература

Практическое занятие №2


Выполнил:

Обучающийся Агапова Наталья Александровна

Преподаватель:

Черненко Наталья Михайловна


Пермь 2023

Задание 1. Максимальное количество баллов – 4.

Раскройте способы изображения человека и особенности жанрового канона (одно произведение на выбор студента):

Определите композицию и сюжет произведений, выделив традиционные мотивы и новаторство.

Для анализа по предложенным критериям я выбрала произведение «Житии и хождение Даниила, игумена Русской земли» Композиция начинается традиционно, со вступления. Во вступлении мы видим обычные для того времени литературные обороты, принижающие автора в глазах читателя и восхваляющие Бога. На протяжении всего произведения используются обороты подчеркивающие, что всё что описано дано Богом и даже сама возможность понять и описать увиденное дана им же. Сама суть повествования напоминает современный путеводитель, но со странным и непривычным слогом. Много внимания уделено расположению географических объектов (острова, страны, города) и особенностям разных местностей. Также важное место в повествовании занимают упоминания святых, где их мощи находятся, какова история святого и какое чудодейство посмертно они оказывают на прихожан. Повествование наполнено чувствами и эмоциями автора, но также видно, что автор был умен и обладал большим кладом знаний в разных сферах жизни. Люди в произведении предстают так: либо это христиане, либо «поганые», то бишь иноверцы, что оскорбляют и досаждают христианам честным. Описаний конкретных людей, не святых, не так много. Например, старый муж в монастыре Святого Саввы и король Балдуин. Говорится о них коротко. Хождение Даниила принято считать первым в жанре хождение, так как это самое древнее из сохранившихся в своем жанре. Из этого мы можем сделать вывод, что произведение само по себе закладывает традиции записи хождений и является образцом для других подобных произведений того времени.

Задание 2. Максимальное количество баллов – 4.

Проанализируйте эпиграмму (одну на выбор студента) из предложенных по плану:

1. Какие чувства выражает поэт в эпиграммах? Определите тему и идею.

2. Опишите цель создания эпиграммы.

3. Поясните актуальность этого жанра в современной поэзии. Свой ответ аргументируйте.

4. Попробуйте сочинить эпиграмму, по одной из предложенных тем:

Анализ эпиграммы П. Сумарокова «Коль мыслишь, я любовь свою к тебе скончала...» по предложенному плану. Эта эпиграмма под авторством Сумарокова об отношениях мужчины и женщины. Ситуация в эпиграмме описана от лица девушки. Если перевести её на обывательский язык, то звучать это будет так: «Если думаешь, что я тебя перестала любить, то стоит тебе знать, что я и не начинала». Сумароков в своей лирике часто описывал любовные чувства молодых людей. У автора не было потребности отмечать мотивировку, его привлекало изображение самого чувства, причины же возникновения различных состояний души он опускал. Моделью часто служили любовные отношения пастухов и пастушек.

Актуальность жанра эпиграммы в современной поэзии мы можем проследить творчестве рэп исполнителей. Например, творчество группы «Каста», остро и метко высмеивает и выносит напоказ пороки современного общества, власти, отдельных людей. Очень вызывающе звучат их строчки из песни «Выходи гулять», описывающие митинги и демонстрации в нашей стране в настоящее время. Да и весь альбом «Об изъяне понятно» состоит будто бы из эпиграмм о современной власти и обществе. Говоря о эпиграммах и современности нельзя не упомянуть о таком исполнителе как Иван Алексеев, более известный под сценическим псевдонимом Noize MС. Его громогласный трибьют Егора Летова «Всё как у людей» вызвал бурю в СМИ. В этом треке также есть всё, и о политике, и об обществе, и о свободном слове в творчестве.

Эпиграмма о новом фильме:

В Тюмень приехал режиссёр, позвал людей на площадь.

Сказал: «Снимаем сцену мы, вы будете массовкой.

Себя узреть смогёте вы в киношке на экранах».

Забыл сказать тот фильмодел, что это всё реклама.
Задание 3. Максимальное количество баллов – 3.

Проанализируйте одну главу из предложенного перечня произведений (на выбор студента) по следующему плану:

1. Укажите жанровое определение повести. Обоснуйте свой ответ.



2. Определите датировку произведения и «приметы времени» в нём.

3. Опишите содержание и проблематику, особенности изображения традиционных для отечественной словесности тем (тема воспитания, тема «отцов и детей», тема любви и др.).

4. Раскройте специфику композиционной структуры произведения.

5. Определите ключевые (главные) эпизоды.

6. Охарактеризуйте образ главного героя.

7. Место произведения в истории русской литературы.

8. Опишите чем выражена авторская позиция (мнение автора, его отношение к описываемой ситуации, поднятой проблеме).

9. Поясните, чем определено видение автора в решении поставленных в произведении проблем.

Я выбрала произведение «Последний Новик или Завоевание Лифляндии» под авторством Лажечникова, первую главу.

Жанровое определение: исторический роман. К признакам данного жанра можно отнести исторический сюжет, то что историческая правда в нём сочетается с художественной, исторический факт — с художественным вымыслом, настоящие исторические лица — с лицами вымышленными, вымысел помещён в пределы изображаемой эпохи.

Всё повествование ведётся на фоне исторических событий. Впервые издан в четырёх частях, в течение 1831—1833 годов. В самом же романе повествование идет о 18 веке. Доказательством этому служит упоминание конфликтов Карла XII и Петра I.

В романе несколько сюжетных линий, которые с разных сторон показывают любовь к Родине, и слава очень идеализированного царя Петра I. В первой главе автор коротко затрагивает тему «отцов и детей», упоминая, что вспомнили об обидах и несправедливости к Лифляндии лишь те, кто их застал, а молодежь шла под знамёнами Карла XII и готова была дальше за него сражаться несмотря ни на что. Композиция первой главы весьма специфична. Сначала идет традиционное вступление, в которой нам дают описание места действия повествования и недавних событий, которые запустили сюжет произведения. А в конце главы идет лирическое отступление автора, который решает нам поведать, почему его занимает именно это место и время, а не какое-то иное, более яркое и живописное.

В главе описывается три эпизода:

1) как Карл XI «разграбил» Лифляндию и забрал множество собственности в государеву казну;

2) как Рейнгольд Паткуль пытался вернуть дворянам их имущество и укрылся от власти Швеции под крылом Петра I;

3) как постепенно полководцы Шереметьевы захватывали земли Лифляндии.


В первой главе главного героя как такого нет, он появится позже. Само произведение сразу после своего первого издания в полном виде роман имел успех как у читателей, так и у критиков. В частности, В. Г. Белинский оценил «Последний Новик» как «произведение необыкновенное, ознаменованное печатию высокого таланта», не лишенное некоторых недостатков, не удивительных, впрочем, для первого произведения в своём роде. На волне успеха, Лажечников через министра народного просвещения преподнёс экземпляр романа императору Николаю I и его супруге, которые также оценили произведение и пожаловали автору бриллиантовый перстень.

Авторская позиция четко сформулирована самим автором: «На случай вопроса, почему избрал я сценой для русского исторического романа Лифляндию, которой одно имя звучит уже иноземным, скажу, что ни одна страна в России не представляет народному романисту приятнейшего и выгоднейшего места действия.». Автор хочет пробудить любовь к отчизне у читателя, даже если он, читатель, не на Родине находится. По мнению автора, где бы вы ни были, имя отчизны торжествует и чувствуется даже сильнее.
Задание 4. Максимальное количество баллов – 3.

Напишите эссе на тему «Мой любимый автор-земляк» на примере произведений X – XXI вв. Эссе необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа. Работа должна быть авторская, проверяется преподавателем на оригинальность текста.

«Превосходство над кем-то в возрасте не даёт человеку права считать, что с тем, кто младше, можно вести себя, как с рабами»

Вот я на острове, которого нет на картах, сражаюсь с железным Ящером, секунда, вот меня защищает Серёжа Каховский со шпагой в руках, ещё мгновение и я лечу с друзьями на ковре-самолете, который нам отдала тётя Валя. Кто-то подумает бред, а кто-то узнает произведения своего детства.

Выдающийся житель Тюменской области, мой земляк, советский, русский детский писатель, поэт, сценарист, журналист и педагог Владислав Петрович Крапивин написал множество произведений, и они по праву считаются классикой детской литературы.


Знакомство с произведениями Крапивина не прошло гладко. Когда я училась в школе, изучение регионального компонента в составе родного чтения и литературы уже было обязательным. Как обычно это бывает, учитель задал читать произведения на лето и среди них был «Мальчик со шпагой». Мне было лет 9-10, слог автора и «мальчишеские» приключения меня не зацепили. Спустя пару лет мне в руки попала книга среди произведений которой числилось «Дети синего фламинго». Название показалось мне странным и смешным. Меня очень сильно зацепила эта небылица. Я пошла в библиотеку и взяла другие произведения автора. Это всё ещё были «мальчишеские» приключения, но моё воображение рисовало меня уже не главным героем, а его спутницей. Ох, какие же кавалеры описаны у Крапивина. Любые современные отоме-новеллы позавидовали бы разнообразию характеров главных героев.

Я перечитываю произведения Крапивина и сейчас, но уже с точки зрения педагога. Мне близки его взгляды относительно детства и отношения к детям. Основной педагогический принцип Владислава Петровича – сотрудничество поколений, который я постараюсь воплощать в своей педагогической практике.

Владислав Петрович Крапивин – гордость Тюменской области.
Задание 5. Максимальное количество баллов – 3.

Прочитайте фрагмент произведения А. Г. Битова «Пушкинский дом»:

Вопросы:

1. Поясните смысл этих размышлений героя.

2. Опишите взаимосвязь размышлений героя и философской темы (существование человека) в произведении «Пушкинский дом».

Перед нами необычная сцена создания героя. Автор размышляет о том, что своего героя он создает в привычных рамках ушедшей эпохи. Склянки, о которых пишет автор, это форма героя, а эфир, содержание, это характер, которым он наделит своего героя. «Тара» — это некий шаблон героя для литературного произведения. В основе размышлений неизменность бытия и повторение всего, что было до нас. Таким образом автор дает нам понять, что наша жизнь лишь «существование», а не жизнь как таковая.
Задание 6. Максимальное количество баллов – 4.

В 2003 году на экраны вышел художественный фильм «Прощание в июне» по одноименной пьесе А. В. Вампилова, режиссёр С. Ломкин.

Представьте, что вы режиссёр, который снимает ремейк к кинофильму «Прощание в июне». Укажите основной актёрский состав, опишите характер двух главных героев. Ваш ответ представьте в виде таблицы 1.