ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Индивидуальное домашнее задание 4 (ИДЗ 4)1: заполните таблицу, выделив для каждой возрастной группы усложняющиеся задачи формирования разных видов культурно-гигиенических навыков, методы формирования культурно-гигиенических навыков в разных возрастных группах; в конце таблицы необходимо выделить линии, по которым происходит усложнение культурно-гигиенических навыков, например, по степени самостоятельности детей (остальные линии нужно выделить самостоятельно).
Показатели усложнений культурно-гигиенических навыков (кгн) в разных возрастных группах
Возрастная группа | Задачи по формированию кгн | Методы формирования кгн | |||
навыки соблюдения чистоты тела | навыки одевания, раздевания | навыки культуры питания | навыки опрятности | ||
Первая младшая | Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. | Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду, правильно одевать одежду и обувь. | Во время еды учить детей правильно держать ложку. | Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком). | - совместное выполнение действия; - расчлененный показ действия в замедленном темпе с объяснением; - игры-занятия, игры-упражнения («Мы умываемся», «Оденем куклу Таню на прогулку» и т.п.) с подгруппой детей; - включение в игры-занятия разнообразных игрушек, предметов (щеточки, расчёски носовые, платки, столовые приборы и т.п.). - участие в играх-занятиях ребёнка старшей группы, который показывает непосредственно само действие (одевание, умывание); - постоянный контроль со стороны воспитателя за правильностью выполнения каждого действия; - введение игровых персонажей: «Сейчас кукла Таня проверит, как мы умеем мыть руки»; - поощрение и положительная оценка самостоятельного выполнения («Молодец, Олечка, - сама моет руки»), в дальнейшем оценка качества действий (Олечка умывалась – на полу нет не одной капли воды, какая, молодец»). |
Вторая младшая | Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены в повседневной жизни. Продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши. | Продолжать обучать детей порядку одевания и раздевания. | Формировать элементарные навыки поведения за столом; правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом. | Формировать потребность в соблюдении навыков опрятности. Приучать детей следить за своим внешним видом. Приучать насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место после использования, пользоваться расческой и носовым платком. | - показ и объяснение упражнения в повторении действий; - игры-занятия, игры-упражнения, построенные так, чтобы каждое последующие упражнение опиралось на приобретённый опыт детей; - постепенное введение игр – соревнований. - постепенное предоставление большей самостоятельности, минуя показ действий, создание возможности для самостоятельных упражнений по объяснению, напоминание (воспитатель осуществляя контроль, может обращаться к детям с вопросами, направляющие на необходимость действовать определённым образом). - сюжетно-ролевая игра (например, в игре упражнении «Кукла Маша простудилась» детям были показаны способы правильного пользования носовым платком, после чего воспитатель вложил всем куклам платочки в карман для закрепления детьми в игре навыка пользования носовым платком, играя с «больными» куклами. |
Средняя | Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. | Продолжать обучать детей порядку одевания и раздевания. | Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи; пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, салфеткой), полоскать рот после еды. | Продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком. Приучать при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать нос и рот носовым платком. | - напоминание воспитателем последовательности действий (используется, в основном, в случае недостаточной сформированности навыка или его усложнения). - демонстрация способа действий (направлена главным образом на освоение наиболее сложных элементов отрабатываемого навыка и его совершенствование). - приёмы косвенного влияния (показ лучшего примера, игровые приёмы, беседы). - простые, легко запоминающиеся стихи, соответствующие иллюстрации, фотографии, просмотр диафильмов, рисунков (в том числе с юмористическим содержанием). - игры-ситуации (например, с нарушением последовательности действий). - смена характера указаний на обобщенный (например, «готовимся к обеду»). |
Старшая | Формировать привычку самостоятельно следить за чистотой тела. | Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться. | Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом, обращаться с просьбой, благодарить. | Формировать привычку следить за опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком, соблюдать порядок в своём шкафу (раскладывать одежду в определённые места); опрятно заправлять постель. | - выдвижение перед детьми не только мотивов, связанных с личной пользой, но и мотивов общественной пользы («чисто вымоешь руки – сбережешь труд мамы»). - использование косвенных приёмов воздействия, направленных на осознание целесообразности последовательности тех или иных действий (например, высказывать одобрение тем, кто правильно повесил одежду; наводящие вопросы, отвечая на которые ребёнок осознает рациональность действий; приём совместного обсуждения с детьми, некоторых вопросов, например, как лучше расставить стульчики для одежды перед сном). |
Подготовительная | Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот после еды. | Воспитывать привычку быстро одеваться и раздеваться. | Закреплять умение аккуратно пользоваться столовыми приборами, обращаться с просьбой, благодарить. | Воспитывать привычку следить за своим внешним видом, чистотой одежды и обуви. Мыть ноги перед сном, правильно пользоваться расческой и носовым платком. | - контроль и поощрения косвенного характера - замечания (стоит делать деликатно, в индивидуальном порядке). |
| | | | | |
| | | | | |
Линии усложнения кгн |
| ||||
| |||||
| |||||
|
1 по теме 3 «Формирование культурно-гигиенических навыков в дошкольном возрасте»