Файл: Индивидуальное домашнее задание 4 (идз 4)1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Индивидуальное домашнее задание 4 (ИДЗ 4)1: заполните таблицу, выделив для каждой возрастной группы усложняющиеся задачи формирования разных видов культурно-гигиенических навыков, методы формирования культурно-гигиенических навыков в разных возрастных группах; в конце таблицы необходимо выделить линии, по которым происходит усложнение культурно-гигиенических навыков, например, по степени самостоятельности детей (остальные линии нужно выделить самостоятельно).
Показатели усложнений культурно-гигиенических навыков (кгн) в разных возрастных группах


Возрастная группа

Задачи по формированию кгн


Методы формирования

кгн

навыки

соблюдения чистоты тела

навыки одевания, раздевания

навыки культуры питания

навыки опрятности

Первая младшая


Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду, правильно одевать одежду и обувь.

Во время еды учить детей правильно держать ложку.

Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

- совместное выполнение действия;

- расчлененный показ действия в замедленном темпе с объяснением;

- игры-занятия, игры-упражнения («Мы умываемся», «Оденем куклу Таню на прогулку» и т.п.) с подгруппой детей;

- включение в игры-занятия разнообразных игрушек, предметов (щеточки, расчёски носовые, платки, столовые приборы и т.п.).

- участие в играх-занятиях ребёнка старшей группы, который показывает непосредственно само действие (одевание, умывание);

- постоянный контроль со стороны воспитателя за правильностью выполнения каждого действия;

- введение игровых персонажей: «Сейчас кукла Таня проверит, как мы умеем мыть руки»;

- поощрение и положительная оценка самостоятельного выполнения («Молодец, Олечка, - сама моет руки»), в дальнейшем оценка качества действий (Олечка умывалась – на полу нет не одной капли воды, какая, молодец»).

Вторая младшая


Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены в повседневной жизни. Продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши.

Продолжать обучать детей порядку одевания и раздевания.

Формировать элементарные навыки поведения за столом; правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Формировать потребность в соблюдении навыков опрятности. Приучать детей следить за своим внешним видом. Приучать насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место после использования, пользоваться расческой и носовым платком.

- показ и объяснение упражнения в повторении действий;

- игры-занятия, игры-упражнения, построенные так, чтобы каждое последующие упражнение опиралось на приобретённый опыт детей;

- постепенное введение игр – соревнований.

- постепенное предоставление большей самостоятельности, минуя показ действий, создание возможности для самостоятельных упражнений по объяснению, напоминание (воспитатель осуществляя контроль, может обращаться к детям с вопросами, направляющие на необходимость действовать определённым образом).

- сюжетно-ролевая игра (например, в игре упражнении «Кукла Маша простудилась» детям были показаны способы правильного пользования носовым платком, после чего воспитатель вложил всем куклам платочки в карман для закрепления детьми в игре навыка пользования носовым платком, играя с «больными» куклами.

Средняя

Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Продолжать обучать детей порядку одевания и раздевания.

Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи; пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, салфеткой), полоскать рот после еды.

Продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком. Приучать при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать нос и рот носовым платком.

- напоминание воспитателем последовательности действий (используется, в основном, в случае недостаточной сформированности навыка или его усложнения).

- демонстрация способа действий (направлена главным образом на освоение наиболее сложных элементов отрабатываемого навыка и его совершенствование).

- приёмы косвенного влияния (показ лучшего примера, игровые приёмы, беседы).

- простые, легко запоминающиеся стихи, соответствующие иллюстрации, фотографии, просмотр диафильмов, рисунков (в том числе с юмористическим содержанием).

- игры-ситуации (например, с нарушением последовательности действий).

- смена характера указаний на обобщенный (например, «готовимся к обеду»).

Старшая

Формировать привычку самостоятельно следить за чистотой тела.

Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться.

Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом, обращаться с просьбой, благодарить.

Формировать привычку следить за опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком, соблюдать порядок в своём шкафу (раскладывать одежду в определённые места); опрятно заправлять постель.

- выдвижение перед детьми не только мотивов, связанных с личной пользой, но и мотивов общественной пользы («чисто вымоешь руки – сбережешь труд мамы»).

- использование косвенных приёмов воздействия, направленных на осознание целесообразности последовательности тех или иных действий (например, высказывать одобрение тем, кто правильно повесил одежду; наводящие вопросы, отвечая на которые ребёнок осознает рациональность действий; приём совместного обсуждения с детьми, некоторых вопросов, например, как лучше расставить стульчики для одежды перед сном).

Подготовительная


Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот после еды.

Воспитывать привычку быстро одеваться и раздеваться.

Закреплять умение аккуратно пользоваться столовыми приборами, обращаться с просьбой, благодарить.

Воспитывать привычку следить за своим внешним видом, чистотой одежды и обуви. Мыть ноги перед сном, правильно пользоваться расческой и носовым платком.

- контроль и поощрения косвенного характера

- замечания (стоит делать деликатно, в индивидуальном порядке).
































Линии усложнения кгн

  • по степени самостоятельности ребенка

    • по приобретённому ранее опыту ребенка

    • по осознанию значения соблюдения правил личной гигиены, и как следствие, осознанного их выполнения

    • по развитию кгн до такого уровня, при котором поведение ребёнка будет носить устойчивый характер в любых, даже изменённый условиях





1 по теме 3 «Формирование культурно-гигиенических навыков в дошкольном возрасте»