Файл: Лекция 10. Учение о бытии Категория бытия, ее смысл и специфика. Форма бытия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция 10. Учение о бытии
-
Категория бытия, ее смысл и специфика. Форма бытия. -
Понятие материи. Современная наука о строении материи. -
Пространство и время.
1.Понятие «бытие» является центральной категорией в философии.Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.
Каково же содержание философской категории «бытие»? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:
окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;
окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; материя и дух - единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.
Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции - самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Основными формами бытия являются:
материальное бытие - существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;
идеальное бытие - существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия; человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире; социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.
Среди бытия, также выделяются:
ноуменальное бытие (от слов "ноумен" - вещь сама по себе) - бытие, котороереально существуетнезависимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;
феноменальное бытие
(от слова "феномен" - явление, данное в опыте) -кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.
Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.
Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие - полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие - состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.
Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.
2. На протяжении нескольких тысячелетий мыслители пытались определить, что же входит в содержание понятия «материя». От представления древних, что в основе мира лежат какие-то природные стихии (вода, воздух, огонь и т.п.), апейрон, атом до современных представлений, что материя есть объективная реальность, т.е. все существующее вне и независимо от человеческого сознания.
Существует взаимосвязь между естественнонаучным и философским определением материи. Естественнонаучное находится в постоянном изменении в зависимости от развития науки. На основании достижений естествознания менялись представления человечества о материи. В классической физике материя отождествлялась с веществом. Современные представления о материи связаны с величайшими открытиями XIX-XX вв. во всех областях естествознания (Эйнштейн, Максвелл, Планк). На рубеже XIX-XX вв. открытие поля как нового вида материи привело к острейшим научным и. философским дискуссиям, в которых столкнулись позиции материализма и идеализма.
В современной философии естествознания понятие материи утрачивает свои определенные характеристики и становится бескачественным носителем атрибутов (прежде всего пространства и времени).
Материи, согласно современной научной картине мира, присущи такие свойства, как несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, независимость от человеческого сознания. Материя нигде и никогда
не утрачивает своей способности ко все новым превращениям. При этом возможны любые ее превращения, кроме двух — возникновения из ничего и перехода в ничто. Материи неоткуда взяться и некуда деться: она и источник, и причина, и следствие самой себя.
Следует ли из этого, что неуничтожимость и несотворимость есть непременное условие самого существования мира? Ответ на этот вопрос зависит от позиции философа, которая с необходимостью опирается на обязательный элемент веры. Одни философы исходят из некоей «аксиомы» несотворимости мира и приводят свои доводы, другие же исходят из идеи творения, также отыскивая доводы в защиту своей позиции.
В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея о ее системной организации. Любой объект рассматривается как система, т.е. особая целостность, характеризующаяся наличием элементов и связей между ними. Устойчивые связи и отношения между элементами образуют структуру. Таким образом, система - это элементы и их структура.
Элементами структура материи являются:
неживая природа;
живая природа;
социум (общество).
Каждый элемент материи имеет несколько уровней.
Уровнями неживой природы являются:
- субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны – мельчайшие единицы материи, меньшие, чем атом); микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электроны); ядерный (ядро атома); атомарный (атомы); молекулярный (молекулы); уровень единичных вещей; уровень макротел; уровень планет; уровень систем планет; уровень галактик; уровень систем галактик; уровень метагалактик; уровень Вселенной, мира в целом.
К уровням живой природы относятся: доклеточный (ДНК, РНК, белки); клеточный (клетка); уровень многоклеточных организмов уровень видов; уровень популяций; биоценозы; уровень биосферы в целом.
К уровням социума относятся: отдельный индивид; семья; руппа; коллективы разных уровней; социальные группы (классы' страты)-этносы: нации; расы; отдельные общества; государства; союзы государств; человечество в целом.
Характерными чертами материи являются: наличие движения; самоорганизация; размещенное в пространстве
и времени; способность к отражению.
Движение — свойство (атрибут) материи, которое заключается в ее способности изменяться, переходить из одного состояния в другое.
Материя не может существовать вне движения, поэтому движение называют способом существования материи. Движение, как философская категория, служит для обозначения фундаментального свойства материи — существовать и проявлять себя только в перемещении, взаимодействии и изменении, через которые она формирует свои объекты и процессы, а также воздействует на наши органы чувств.
Аристотель наличие движения обосновывал через идею вечного абсолютно неподвижного перводвигателя (Бог). У И. Ньютона и Р. Декарта Бог подобен мастеру-часовщику, запускающему механизм мировых часов, которые далее идут по своим собственным законам; Гегель источник движения видел во внутренней противоречивости явлений.
Согласно Гегелю, в природе существуют три основных формы движения: механическая, химическая и органическая. Ф. Энгельс предложил другую классификацию: он выделил такие формы материи, как механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная.
Движение многообразно. Каждому уровню организации материи соответствует своя форма движения. Существуют качественно различные уровни движения материи, при этом качественное своеобразие одного уровня не может объясняться качественным своеобразием другого. Классификация форм материи существенно изменилась в связи с достижениями современной науки.
В современной философии естествознания принято выделять три основных группы движения материи.
1. В неорганической природе - пространственные перемещения, движение элементарных частиц и полей - электромагнитных, гравитационных и др., движение и превращение атомов и молекул, тепловые процессы, звуковые колебания, геологические формы движения материи, изменения космических систем.
2. В живой природе - обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, управления и воспроизводства, экологические системы и т. д.
3. Общественные формы движения материи - многообразие проявлений деятельности людей.
Между всеми формами движения материи существуют единство и взаимное влияние. Однако высшие формы движения материи качественно отличны от низших и несводимы к ним.
Каждая форма движения материи имеет свою неповторимую специфику. Однако имеются общие закономерности, свойственные всем формам движения материи, они характеризуют связь и взаимодействие между ними. Эта связь проявляется прежде всего в том, что высшее включает в себя низшее как одну из своих генетических предпосылок и в то же время как свой собственный момент. То есть закономерности, присущие низшим уровням организации материи (физическому по отношению к химическому, химическому по отношению к биологическому и т. п.), распространяются на высшие уровни, являясь необходимыми, но не выступая в качестве специфических.
Материя имеет способность к самоорганизации - созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил.
Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, является так называемая флуктуация - постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения.
В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуации) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи - материя приобретает новое состояние, так называемую «диссипативную структуру», которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:
1. «диссипативная структура» укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии энтропии - притока энергии из внешней среды - и затем развивается по динамическому типу;
2. «диссипативная структура» распадается и гибнет - либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии - притока энергии из внешней среды.
Учение о самоорганизации материи получило название синергетики. Крупным разработчиком синергетики являлся русский, а затем бельгийский философ И. Пригожин.
3. Важнейшими формами бытия являются пространство, время, движение, системность. Пространство и время являются столь же объективными характеристиками бытия, как его материальность и движение.
В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи. Первую из них можно условно назвать