Файл: Формирование у школьников читательской грамотности на уроках русского языка как одного из компонентов функциональной грамотности. (Слайд 1).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Формирование у школьников читательской грамотности на уроках русского языка как одного из компонентов функциональной грамотности». (СЛАЙД 1)
(СЛАЙД 2)
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
(СЛАЙД 3)
Функциональная грамотность включает в себя
- математическую грамотность;
- финансовую грамотность;
- естественнонаучную грамотность;
- грамотность глобальных компетенций;
- грамотность читательскую и критического мышления.
Я остановлюсь на читательской грамотности.
На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации.
Что же такое ( СЛАЙД 4) Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
( СЛАЙД 5) Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
Читательская грамотность- это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации.
( СЛАЙД 6) Так читательская грамотность распределяется на три этапа умений
Этап 1
Учащиеся показывают:
- понимание текста, о чем говорится в тексте;
- определяют тему и главную мысль;
- находят и выявляют в тексте информацию;
- формулируют прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.
( СЛАЙД 7)
Этап 2
Учащиеся:
- анализируют и обобщают информацию;
- делают выводы и оценочные суждения.
( СЛАЙД 8)
Этап 3
- используют информацию из текста для различных целей;
- решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.
( СЛАЙД 9)
В своей работе для формирования читательской грамотности я организую «читательское пространство»
А именно, создаю:
-Пробно-поисковые ситуации;
-Беседы-дискуссии;
-Приём устного словесного рисования;
-Словарно-стилистическую работу с учащимися;
( СЛАЙД 10) ( фото в процессе)
Так на своих уроках с детьми я применяю, по формированию читательской грамотности , для того, чтобы повысить интерес к предмету следующие приемы, которые часто использую, с некоторыми из низ я хочу вас познакомить.
Приёмом «Лингвистическая сказка» (нет на слайде, читаю).
- в качестве дидактического материала (СКАЗКИ на уроках русского языка)
Они являются средством, помогающим организовать объяснение нового материала (Например, найти противоположные по смыслу слова (антонимы), выделить среди них разнокоренные (день-ночь, добро-зло) и образовать от одного корня при помощи отрицательной частицы НЕ слова (добрый - недобрый, счастье-несчастье), повторить и обобщить ранее усвоенный материал. Также, как творческое задание (сочинение детьми рассказов, лингвистических сказок)
-
Таким образом, формирую умение извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста .
( Слайд 11) А особо мне нравится прием!
Прием «Шаг за шагом»
(фото детей)
Читаю
Это приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
( Слайд 12) фото РЭШ
Современный урок уже не мыслим без цифровых технологий и нам в помощь приходит образовательная платформа Российская Электронная Школа, где нам предлагается открытый банк заданий для работы с детьми по читательской грамотности для формирования функциональной грамотности у детей. ( показываю банк заданий).
( Слайд 13)
Хочу познакомить с одним из примеров работы на платформе , которая дает широкий спектр заданий –это (закинь орлу на мобилку)
Информация по тексту. Какую информацию содержат СМС-сообщения,которые приходят от орлов? Выпишите из текста ОДНО слово или словосочетание, которое может служить ответом на вопрос. (и т.д. по банку заданий, можно зачитать)
( Слайд 14)
( дети за компьтером прорешивают задания) рассказать, что слева дети пишут свои ответы по прочитанному тексту и заданному вопросу по нему.
( Слайд 15)
(Рассказываю, что получаем в итоге. Выходит таблица, где указан прогресс выполненной работы, затем, я, как эксперт, проверяю 2 задания и оцениваю их дополнительными баллами)
( Слайд 17) ( скачать результаты и слайд 18, где показаны неправильно, либо правильно выполненные задания, которые в устной форме в дальнейшем можно разобрать и объяснить детям)
На любом этапе урока можно задать вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материала?» После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в группах) пытаются найти ответ на поставленный вопрос, а потом поочередно перед классом доказывают, что изучаемый материал имеет конкретную прикладную или теоретическую ценность. По истечении двух месяцев работы на платформе, по формированию читательской грамотности, заметно улучшилась речь детей, не боятся высказывать свое мнение, виден прогресс по работе с текстом, т.к. в дальнейшем нас ждет устный ОГЭ и там пригодятся полученные знания по работе с читательской грамотностью.
И ученики действительно начинают осознавать значимость изучаемого материала, что позволяет запомнить данный на уроке материал.
( Слайд 18)
Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни.
(Слайд 20)
Чтение, - говорил выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.
Если мы будем использовать приемы и методы быстрого и эффективного чтения, то получим читающего ученика.
(слайд 22)