Файл: Особенности родоплеменной структуры казахов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 459

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Раздел

Историческая обусловленность формирование родоплеменной структуры казахов

ФИО педагога

Сақпалиева А.

Тема урока

Особенности родоплеменной структуры казахов

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)


10.2.2.3 – объяснять особенности родоплеменной структуры казахов на основе данных устной историологии (шежіре, генеологическия предания);

10.2.2.4 – объяснять функциональное значение принципа родства и родовой структуры, учитывая особенности кочевой цивилизации казахов;

10.2.2.5 – объяснять консолидирующую роль родоплеменной организации казахов

Цель урока

объяснять особенности родоплеменной структуры казахов на основе данных устной историологии (шежіре, генеалогические предания);

- раскрыть родоплеменную структуру казахов Старшего, Среднего и Младшего жузов и особенности кочевания;

- объяснять консолидирующую роль родоплеменной организации казахов


Критерии успеха

  • учащиеся объясняют особенности родоплеменной структуры казахов на основе шежіре;

  • учащиеся раскроют родоплеменную структуру казахов Старшего, Среднего и Младшего жузов особенности кочевания;

  • учащиеся объяснят консолидирующую роль родоплеменной организации казахов



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Организационный этап

Начало урока

  1. Орг момент

  2. Сообщение темы и цели урока

  3. Разделение на группы (Жузовая система)Старший,Средний,Младшие жузы

  4. Проверка знаний

ПРабота в парах

Задание 1

Соотнесите понятие с определением

1

Генеалогия

А

наука, изучающая происхождение человека по строению черепа и костей

2

генеалогическое древо

Б

наука о родословной

3

патронимия

В

процесс происхождения человека и его эволюция

4

Жуз

Г

генеалогическая родословная казахов, представляющая собой устное или письменное перечислление предков по мужской линии, сопровождаемое генеалогическими преданиями

5

Этнология

Д

родословная рода

6

Антропология

Е

наука, изучающая этносы и другие этнические общности

7

Антропогенез

Ж

отцовский род

8

Экзогамия


З

процесс происхождения этноса

9

Этногенез

И

запрет на браки между близкими родственниками

10

Шежіре

К

этнотерриториальное объединение казахов, осознающие принадлежность к единому этносу, населяющие общую этническую территорию и имеющие общую генетическую традицию, подкрепленную шежіре




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Б

Д

Ж

К

Е

А

В

И

З

Г


Деление на группы (3 жуза)

Задание 2(Работа с постером)

Беседа

1г группа Старший жуз

Какова роль шежіре в родоплемменной структуре казахов?(стр 92-93)

2группа Средний жуз

Как характеризовалась родоплеменная организация казахов?(93стр)

3группа

Младший жуз

Определите функциональное значение принципа родства и родовой структуры(стр 93)

Показывают решения задач, при возникновении вопросов разбирают с учителем
Выполняют таблицу


ФО

«Взаимооценивание»

фо

Устная похвала

Презентация слайды


Таблица 1


Приложение 2

Изучение нового материала

Конец урока

В результате групповой работы мы раскрываем тему урока

Задание3

Творческая работа-сценка(ролевая игра)

1группа(Автор читает текст)ученики проводят сценку,импровизируют

Алаш – это первый общинный союз тюркских племен в древности. Об этом союзе в народе бытует много легенд.

В древности батыр по имени Кадыр был военачальником. Он не раз участвовал в походах и сражениях. Во время одного из походов, тяжелораненый, он в одиночестве остается в безлюдной и безводной степи. Когда он находится при смерти, к нему прилетает лебедь, напоив водой, спасает его и затем приводит к берегу большого озера. Это была красивая, светлокожая девушка, прилетевшая в облике лебедя. Выздоровев, Кадыр женится на ней. У них рождается сын которому дают имя Казах.От Казаха рождаются трое сыновей: Акарыс, Бекарыс, Жанарыс. От них происходят три жуза: от Акарыс – Великий жуз, от Бекарыса – Средний жуз, от Жанарыса – Младший жуз

2группа (автор читает текст,группа имправизирует).

По преданиям китайских источников происхождение «казахов», таково: в древности на берегу Сырдарьи жил хан Кызыл Арыстан. Одержав победу в походе, он берет в плен красивую девушку. Она становится женой хана. Вскоре у них рождается пятнистотелый сын.

Усмотрев в этом недоброе предзнаменование, решают бросить его в воды Сырдарьи. Ребенка спасает старый рыбак. У него не было своего ребенка, и он усыновляет его. Мальчик растет умным и смелым джигитом. Его имя Алаш быстро распространяется среди народа. Услышав о нем, хан берет его в свою ставку. Однако приближенные хана отговаривают его. и советуют ему выделить для сопровождения Алаша несколько сотен джигитов и отпустить его, куда он пожелает. Хан КызылАрыстан приказывает батырам Усуню, Болату и Алшыну со своими сотнями присоедениться кАлашу.

Эти триста джигитов, преданныеАлашу совершают походы и подчиняют себе своих соседей, чем заслуживают имя «казах», что значит «смелые добровольцы» и «вольные люди».

Посоветовавшись между собой, эти джигиты сажают Алаша на белую кошму и избирают его ханом, присвоив ему имя «Алаша-хан».

Договорившись, производят передел пастбищ и зимовок. Ста джигитам во главе с Усунем дают название «Великий жуз», другой сотне во главе с Болатом- «Средний жуз», третьей во главе с Алшыном – «Младший жуз» и делят земли на берегу Сырдарьи.

Казахская община берет свое начало от этих трехсот джигитов, и не случайно у казахов на устах притча: «Наш отец – Алаш, имя - казах, все мы – потомки трех жузов».

Различные толкования об Алаше-хане встречается и в рукописях КадыргалиЖалаири, Рашид-ад-Дина и Абильгазы. В окрестностях Улытау сохранились остатки дворца «Ставка Алаша-хана», а также «Купол Алаша-хана».
3группа(доказывают и исследуют мнения ученых)
Учитель подводит итоги работы. Критерии оценивания: 1. Раскрытие предложенного понятия 2. Функциональное значение данного родоплеменного союза в структуре родоплеменных обьединений 3. Роль предложенного понятия в современной жизни казахов 2. Предлагаются карточки с мнениями нескольких ученых. Изучив взгляды учёных о про-исхождении «Жүз», группы отвечают на вопросы: «Каковы причины объединения казах-ских племен в жузы?», «Каковы внутренние особенности казахских жузов?»

  1. Ч. Валиханов считал, что когда государство Золотая Орда начала распадаться, то для того чтобы оставить за собой территории своих кочевий, казахи создали такие большие союзы.

  2. II. По мнению Н. А. Аристова, объединение жузы произошло во время набегов джунгар.

  3. III. В. В. Бартольд связывает возникновение жузов с географическими факторами. Вы-годное природно-географическое положение позволило казахам отдалённых регионов сохранить культурно-хозяйственные особенности.

  4. IV. М.П. Вяткин соглашается с доводами В. В. Бартольда и добавляет к природно-географическим факторам политические события. Он считает, что обособленные орды в XVI в. сформировались как политические союзы.

  5. V. Языковед С. Аманжолов считает, что казахи разделились на жузы ещё в X-XII вв. — до монгольского нашествия.

  6. VI. Востоковед Т. И. Султанов говорит о скудности достоверных фактов о происхождении жузов и предполагает, что во второй половине XVI в. система улусов трансформировалась в жузы. Не полностью раскрыта ещё и само понятие — «жуз». Некоторые ученые связывают его с арабским словом «джуз» — «основная часть чего-то, ответвление». В вос-точных документах первых сведения о жузах начинают появляться в середине XVII в. В трудах Махмуда бен Вали, написаных в 1634—1641 гг., описывается, что после смерти хана Шайбани его сын Бахадур «начинает руководить этой страной и улусами… для зимовок и своих джайлауов он выбрал Белую Орду, которая ещё известна как Йуз Орда». Это слово «йуз» (жузик-пузик) некоторые ученые сравнивают с казахскими жузом.

  7. VII. По мнению М.С. Муканова, казахские жузы являются одним из высших проявлений этносоциального сознания. Этносоциальным организмом называют этническое, социальное, хозяйственное и политическое

Задание 4

На контурной карте покажите место расселения Младшего, Среднего и Старшего жузов



Ответ:

Старший жуз(территория Семиречья,на севере до Балхаша,на юге до хребтов Северного Тянь-Шаня,на востоке до Джунгарского Алатау Тарбагатая)

Средний жуз(территория Северного,Центральногои Восточного Казахстана)
Младший жуз(занимали территорию всего Западного Казахстана

Задание 5

Метод «Кто быстрее»

КР Назовите племена ,которые входили в эти 3жуза
Распределите племена по трем жузам-запиши стр 96-97

Младший жуз

Средний жуз

Старший жуз

Племена










дулат










уйсун










шапырашты










албан










адай










аргын










сыргели










жалаир










кыпчак










алимулы










найман










керей










конраты,










уаки










байбакты










бериш










ошакты










канлы










шанышклы










ысты










суан










шекты


ответ: Распределение племена по трем жузам-запиши стр96-97

Младший жуз

Средний жуз

Старший жуз

Племена







*

дулат







*

уйсун







*

шапырашты







*

албан

+







адай




+




аргын







*

сыргели







*

жалаир




+




кыпчак

+







алимулы




+




найман




+




керей




+




конраты,




+




уаки

+







байулы

+







жетыру







*

ошакты







*

канлы







*

шанышклы







*

ысты







*

суан

+







шекты

МО «Снежок»

  • 1.Что такое шежире?

  • 2.Что такое род?

  • 3.Что такое «руу»?

  • 4.Что такое «ата журт»?

  • 5.Что такое жуз?

  • 6.Сколько жузов существует?

  • 7.Что такое генеологическая родословная?

  • 8.Что значит рода и племена?








ИР

Метод «Свободный микрофон»
Беседа-обсуждение

Почему каждый казах знает свою принадлежность к роду, жузу?

Имправизируют ролевую игру

Заполняют контурную карту,территорию определяют 3жузов

Заполняют таблицу


Словесная оценка учителя

Фо «Большой палец»


фо
Устная похвала учителя



костюмы

Рефлексия

1) Рефлексия. «Древо знания»

Продолжите:

Мне было интересно...

Это ... оказалось трудным

Это ... заставило меня



Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме.

Д/з прочитать




Макет