ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 459
Скачиваний: 26
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел | Историческая обусловленность формирование родоплеменной структуры казахов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФИО педагога | Сақпалиева А. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока | Особенности родоплеменной структуры казахов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 10.2.2.3 – объяснять особенности родоплеменной структуры казахов на основе данных устной историологии (шежіре, генеологическия предания); 10.2.2.4 – объяснять функциональное значение принципа родства и родовой структуры, учитывая особенности кочевой цивилизации казахов; 10.2.2.5 – объяснять консолидирующую роль родоплеменной организации казахов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока | объяснять особенности родоплеменной структуры казахов на основе данных устной историологии (шежіре, генеалогические предания); - раскрыть родоплеменную структуру казахов Старшего, Среднего и Младшего жузов и особенности кочевания; - объяснять консолидирующую роль родоплеменной организации казахов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии успеха |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Оценивание | Ресурсы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный этап Начало урока |
ПРабота в парах Задание 1 Соотнесите понятие с определением
Деление на группы (3 жуза) Задание 2(Работа с постером) Беседа 1г группа Старший жуз Какова роль шежіре в родоплемменной структуре казахов?(стр 92-93) 2группа Средний жуз Как характеризовалась родоплеменная организация казахов?(93стр) 3группа Младший жуз Определите функциональное значение принципа родства и родовой структуры(стр 93) | Показывают решения задач, при возникновении вопросов разбирают с учителем Выполняют таблицу | ФО «Взаимооценивание» фо Устная похвала | Презентация слайды Таблица 1 Приложение 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала Конец урока | В результате групповой работы мы раскрываем тему урока Задание3 Творческая работа-сценка(ролевая игра) 1группа(Автор читает текст)ученики проводят сценку,импровизируют Алаш – это первый общинный союз тюркских племен в древности. Об этом союзе в народе бытует много легенд. В древности батыр по имени Кадыр был военачальником. Он не раз участвовал в походах и сражениях. Во время одного из походов, тяжелораненый, он в одиночестве остается в безлюдной и безводной степи. Когда он находится при смерти, к нему прилетает лебедь, напоив водой, спасает его и затем приводит к берегу большого озера. Это была красивая, светлокожая девушка, прилетевшая в облике лебедя. Выздоровев, Кадыр женится на ней. У них рождается сын которому дают имя Казах.От Казаха рождаются трое сыновей: Акарыс, Бекарыс, Жанарыс. От них происходят три жуза: от Акарыс – Великий жуз, от Бекарыса – Средний жуз, от Жанарыса – Младший жуз 2группа (автор читает текст,группа имправизирует). По преданиям китайских источников происхождение «казахов», таково: в древности на берегу Сырдарьи жил хан Кызыл Арыстан. Одержав победу в походе, он берет в плен красивую девушку. Она становится женой хана. Вскоре у них рождается пятнистотелый сын. Усмотрев в этом недоброе предзнаменование, решают бросить его в воды Сырдарьи. Ребенка спасает старый рыбак. У него не было своего ребенка, и он усыновляет его. Мальчик растет умным и смелым джигитом. Его имя Алаш быстро распространяется среди народа. Услышав о нем, хан берет его в свою ставку. Однако приближенные хана отговаривают его. и советуют ему выделить для сопровождения Алаша несколько сотен джигитов и отпустить его, куда он пожелает. Хан КызылАрыстан приказывает батырам Усуню, Болату и Алшыну со своими сотнями присоедениться кАлашу. Эти триста джигитов, преданныеАлашу совершают походы и подчиняют себе своих соседей, чем заслуживают имя «казах», что значит «смелые добровольцы» и «вольные люди». Посоветовавшись между собой, эти джигиты сажают Алаша на белую кошму и избирают его ханом, присвоив ему имя «Алаша-хан». Договорившись, производят передел пастбищ и зимовок. Ста джигитам во главе с Усунем дают название «Великий жуз», другой сотне во главе с Болатом- «Средний жуз», третьей во главе с Алшыном – «Младший жуз» и делят земли на берегу Сырдарьи. Казахская община берет свое начало от этих трехсот джигитов, и не случайно у казахов на устах притча: «Наш отец – Алаш, имя - казах, все мы – потомки трех жузов». Различные толкования об Алаше-хане встречается и в рукописях КадыргалиЖалаири, Рашид-ад-Дина и Абильгазы. В окрестностях Улытау сохранились остатки дворца «Ставка Алаша-хана», а также «Купол Алаша-хана». 3группа(доказывают и исследуют мнения ученых) Учитель подводит итоги работы. Критерии оценивания: 1. Раскрытие предложенного понятия 2. Функциональное значение данного родоплеменного союза в структуре родоплеменных обьединений 3. Роль предложенного понятия в современной жизни казахов 2. Предлагаются карточки с мнениями нескольких ученых. Изучив взгляды учёных о про-исхождении «Жүз», группы отвечают на вопросы: «Каковы причины объединения казах-ских племен в жузы?», «Каковы внутренние особенности казахских жузов?»
Задание 4 На контурной карте покажите место расселения Младшего, Среднего и Старшего жузов Ответ: Старший жуз(территория Семиречья,на севере до Балхаша,на юге до хребтов Северного Тянь-Шаня,на востоке до Джунгарского Алатау Тарбагатая) Средний жуз(территория Северного,Центральногои Восточного Казахстана) Младший жуз(занимали территорию всего Западного Казахстана Задание 5 Метод «Кто быстрее» КР Назовите племена ,которые входили в эти 3жуза Распределите племена по трем жузам-запиши стр 96-97
ответ: Распределение племена по трем жузам-запиши стр96-97
ИР Метод «Свободный микрофон» Беседа-обсуждение Почему каждый казах знает свою принадлежность к роду, жузу? | Имправизируют ролевую игру Заполняют контурную карту,территорию определяют 3жузов Заполняют таблицу | Словесная оценка учителя Фо «Большой палец» фо Устная похвала учителя | костюмы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | 1) Рефлексия. «Древо знания» Продолжите: Мне было интересно... Это ... оказалось трудным Это ... заставило меня | Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме. Д/з прочитать | | Макет |