ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 340
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
56. Физическая культура в средних специальных
и высших учебных заведениях
При поступлении в среднее или высшее учебное заведение студенты сталкиваются с новыми, более сложными по сравнению со школой видами деятельности (учебной, трудовой, общественной и т.д.), требующими от них более высокого уровня общей физической подготовки. В связи с этим особенно возрастает роль физической культуры как одного из важнейших средств адаптации студентов к обучению.
ЦЕЛЬ учебной дисциплины «Физическая культура» – формирование физической культуры будущего квалифицированного специалиста.
Данная цель достигается путём комплексного решения образовательных, воспитательных, оздоровительных ЗАДАЧ:
- сохранение и укрепление здоровья студентов;
- повышение уровней физической подготовленности и физического развития для улучшения умственной и физической работоспособности;
- воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, в физическом самосовершенствовании и здоровом образе жизни;
- овладение методами оценки физического состояния и самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями;
- приобретение теоретических знаний, умений, навыков в области физической культуры;
- обеспечение необходимой физической подготовленности в соответствии с требованиями избранной профессии;
- совершенствование спортивного мастерства студентов-спортсменов.
Основными материальными ценностями физической культуры являются необходимый объём двигательных навыков и умений, определённый уровень развития основных физических и специальных качеств, функциональных возможностей различных органов и систем организма.
К духовным ценностям физической культуры относятся совокупность специальных знаний в области всестороннего физического развития, идеалы физического совершенства (спортивного мастерства), к которым стремится каждый человек, представления о способах их достижения, знание особенностей того или иного вида спорта, его истории, перспектив развития и т.д.
Физическая культура студентов выступает как интегральное качество их личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности,
показатель культуры будущего специалиста, средство его саморазвития и самосовершенствования.
Структура физической культуры студентов включает три относительно самостоятельных блока:
-
физическое воспитание; -
студенческий спорт; -
активный досуг.
Свои развивающие и формирующие функции физическая культура студентов наиболее полно реализует в системе физического воспитания.
Программа физического воспитания студентов предусматривает наличие теоретического, методического и практического разделов, которые представлены тремя видами занятий:
1) теоретические занятия, направленные на формирование теоретических знаний в сфере физической культуры;
2) методико-практические занятия, направленные на овладение методическими знаниями, обеспечивающими достижение практических результатов;
3) учебно-тренировочные занятия, направленные на достижение и поддержание оптимального уровня физической подготовленности студентов.
Основной формой физического воспитания студентов являются учебные (академические) занятия.
Студенческий спорт – это деятельность студентов в форме соревнований и подготовки к ним с целью достижения высоких результатов в избранной спортивной специализации.
Активный досуг – это средство реализации биологических, социальных, духовных потребностей студентов в двигательной активности, здоровом образе жизни, получении удовольствия от занятий различными формами физической культуры.
Активный досуг студентов предполагает организацию самостоятельных занятий во внеучебное время, в том числе и в коммерческих оздоровительных группах, а также использование различных форм и средств физической культуры. На выбор формы активного досуга значительное влияние оказывают культурные и социальные ориентиры личности, однонаправлено взаимодействующие с биологическими запросами.
В практическом разделе программы по дисциплине «Физическая культура» традиционно реализуется стратегия дифференцированного подхода, когда на основании медицинского осмотра, с учётом физической подготовленности и физического развития, а также пола и спортивных интересов студенты для занятий физической культурой распределяются на три
учебных отделения: основное, специальное, спортивное.
Учебные отделения – это самостоятельные структурные подразделения в составе кафедры физической культуры (физического воспитания). Каждое отделение имеет руководителя, преподавателей, рабочую программу, график прохождения учебного материала, контрольных занятий, экзаменов и т.д.
57. Роль физической культуры в жизни взрослого человека
Установлено, что увядание организма, в первую очередь, обусловлено отсутствием необходимой физической нагрузки, а не прожитыми годами. Поэтому самым мощным и надёжным средством противодействия старению является двигательная активность, а также оптимальный режим труда, отдыха, питания.
Процесс старения организма, по данным геронтологов, развивается между 40 и 60 годами. Однако научно доказано, что если человек, перешагнувший 30-летний рубеж, будет ежедневно давать физическую нагрузку всем системам организма, то начало его старости может быть отодвинуто на 10 и более лет.
Понятия «старение» и «старость» необходимо различать:
Старение – это длительный биологический процесс постепенного снижения функциональных возможностей организма.
Старость – это неизбежная стадия онтогенеза.
Главной особенностью стареющего организма является замедленное приспособление функциональных систем организма к изменяющимся условиям. Если одряхление организма наблюдается в 60-70 лет, старость следует считать преждевременной.
С точки зрения физиологии, основой повышения сопротивляемости организма процессам старения (и как следствие – наступлению старости) является мышечная активность.
Систематические занятия физическими упражнениями повышают тонус организма и его иммунитет; улучшают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем; увеличивают силу мышц, подвижность суставов, повышают плотность костной ткани, что благоприятно сказывается на состоянии опорно-двигательного аппарата; стабилизируют деятельность эндокринного аппарата; способствуют долговременной и полноценной работе головного мозга и всей нервной системы; улучшают эмоциональное состояние.
Среди взрослых культивируются все виды физической культуры: физическое воспитание, профессионально-прикладная физическая культура, физическая рекреация, двигательная реабилитация, фоновая физическая культура, адаптивная физическая культура. Кроме того, взрослое население активно вовлекается в занятия спортом – как массовым, так и спортом высших достижений.
Основная задача физической культуры взрослых – оздоровление. Поэтому среди взрослого населения наиболее распространёнными являются различные виды физкультурно-оздоровительных занятий. Ведущая роль здесь принадлежит рекреативно-оздоровительным и профилактико-оздоровительным занятиям.
Физическая рекреация – вид физической культуры, предполагающий использование физических упражнений и различных видов спорта в упрощённых формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения.
Физическая рекреация является неотъемлемым элементом жизни современного человека. Завершение процесса физического воспитания (в детском саду, школе, вузе) или спортивной деятельности ни в коем случае не должно вести к полному прекращению деятельности в области физической культуры. В этом смысле физическая рекреация является наиболее логичной формой продолжения активных занятий.
Двигательная реабилитация – вид физической культуры, представляющий собой целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления функций организма после заболеваний, травм, переутомления и др.
Специфической особенностью методики двигательной реабилитации является прямая зависимость её средств и методов от характера и тяжести заболевания (травмы), а также от этапов лечения. Физической реабилитации свойственны строгая регламентированность упражнений, точная дозировка нагрузки и отдыха, осторожное повышение нагрузки с учётом динамики состояния занимающегося.
Профилактико-оздоровительные занятия направлены на профилактику имеющихся хронических заболеваний (т.е. предупреждение их обострений) и на первичную профилактику наиболее распространённых заболеваний.