Файл: Самостоятельная работа по модулю 1 дисциплины Биоэтика в общественном здравоохранении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России

Кафедра философии

самостоятельная работа по модулю 1 дисциплины

«Биоэтика в общественном здравоохранении»

ВАРИАНТ №3

выполнил магистр 13-оуд группы

(указать номер группы)

Тлеубай Инкар Данияркызы

(указать ФИО)


ЗАДАНИЕ №1

Сделайте тезисный конспект по приведенному плану:

План

Тезисный конспект

Вклад Парацельса в развитие медицинской этики в Европе


Создатель нового морального принципа медицинской деятельности, дополняющего гиппократовский принцип «не навреди» - «делай добро, твори благо». Идея необходимости активной деятельности, направленной на создание блага, явилась следствием всей его религиозно-философской концепции, главной составляющей которой были этические взгляды на сущность человека в их взаимосвязи с медицинскими проблемами здоровья и болезни. Его концепция стала синтезом религиозно-философских и этических размышлений, опыта ученого-естествоиспытателя и практического опыта врачевания.

Нарушения норм медицинской этики в фашистской Германии



1947 год. Нюрнбергский военный трибунал выяснил, что в

гитлеровской Германии проводились жестокие массовые эксперименты над заключёнными концлагерей. Это наглядно показало

беззащитность человека перед посягательством себе подобных, особенно

врачей.

Вклад Вячеслава Авксентьвича Манассеина в развитие медицинской этики в России




Создатель и первый главный редактор журнала «Врач». Его называли «врачебной совестью», «рыцарем врачебной этики». Он считал, что лучший способ повышения морального уровня врачей – это широкая гласность. В журнале публиковались статьи, затрагивающие такие этические проблемы, как непричинение вреда пациенту, проблемы профессионального долга врачей, профессиональных ошибок в медицине, «врачебной тайны» и другие. В.А. Манассеин, обращаясь к проблеме взаимоотношений врача и пациента, отстаивал право пациента на сохранение врачебной тайны.

Роль Николая Александровича Семашко в формировании норм медицинской этики в России

Создал модель национальной системы здравоохранения, в рамках которой медицинские услуги обеспечиваются иерархической системой государственных учреждений, объединённых в министерство здравоохранения и финансирующихся из национального бюджета. Обеспечение медицинскими услугами граждан страны предполагается всеобщим, равным и бесплатным, особое место уделяется работе по социальной гигиене и профилактике заболеваний. Система впервые была разработана и внедрена в Советском Союзе под руководством Н. А. Семашко и носит его имя, различные версии системы использовались во всём мире, в основном в странах социалистического блока. Опыт построения системы Семашко тщательно изучался и использовался при проектировании аналогичной системы Бевериджа, принятой в Великобритании и некоторых других странах. Многие развитые страны мира — Швеция, Ирландия, Великобритания, Дания, Италия и другие — создали свои бюджетные системы здравоохранения, опираясь на опыт созданной в СССР системы Семашко и появившейся после окончания Второй мировой войны системы Бевериджа. Система Семашко стала первым опытом создания единой общенациональной системы медицинского обеспечения и в рамках её построения было создано первое в мире министерство здравоохранения. После разрушения мировой социалистической системы и распада СССР национальные модели здравоохранения новых государств были реформированы в сторону уменьшения централизации и увеличения доли платных услуг.



ЗАДАНИЕ №2

Дайте характеристику указанной предпосылки развития биоэтики:

Предпосылка

Характеристика

Пример

Признание в обществе ценностно – мировоззренческого плюрализма


«Мировоззренческий плюрализм» конца XX века — это сосуществование различных форм миропонимания в границах государства, региона, мира в целом.

Одно из проявлений демократических устремлений современной культуры — признание равноправия различных мировоззрений. В то же время признание равноправия не освобождает от реальной опасности мировоззренческой разъединенности человечества, и даже в определенном смысле закрепляет ее. Существование биоэтики в двух формах — либеральной и консервативной — определяется реальностью типологической несовместимости морально-мировоззренческих традиций. Их противостояние, именно в пограничных вопросах жизни и смерти, делает эту несовместимость особенно драматичной.


ЗАДАНИЕ №3

Дайте характеристику указанного типа этических теорий и позиции в биоэтике:

Критерии характеристики

Натуралистическо-прагматический тип этических теорий

Определение типа этических теорий

К натуралистическо-прагматическим теориям можно отнести цинизм и гедонизм в античности, идеологов “естественности” человеческой природы, права, морали в Новое время (Т. Гоббс, Дж. Локк, Д.Юм), социал-дарвинизм, эволюционизм в этике 19 века (Ч.Дарвин, Г. Спенсер), прагматизм, утилитаризм (И.Бентам, Дж. Ст.Милль), социобиологизм (З.Фрейд, Ф.Ницше и др.) и социоцентризм (О.Конт, К Маркс, Э.Дюркгейм и др.) в современной этике.

Ключевые понятия и принципы, используемые данным типом этических теорий

1. Поступки и поведение человека рассматриваются в зависимости от необходимости удовлетворения его естественных, как правило, биофизиологических потребностей. В рамках этой традиции отрицается существование вечных, неизменных и абсолютных моральных принципов и норм.

2. Стремление человека к удовлетворению своих потребностей и сопровождающее этот процесс чувство удовольствия.

3. Экономико-финансовые отношения рассматриваются как основные средства удовлетворения биофизических потребностей.

Возможные негативные проявления применения подхода данного типа этических теорий

Они относительны, вырастают из насущных потребностей и постоянно изменяются в процессе их удовлетворения.

Примеры теорий, относящихся к данному типу этических теорий

К представителям потребительской морали относился, например, Г. Спенсер. Он видел основной закон жизни в приспособлении живых существ к условиям среды. Этим, по его мнению, достигается не только сохранение индивида и рода, но и полнота жизни, т.е. максимум удовольствий, что и есть искомое счастье. Какое — правильное или неправильное — поведение сообразуется с достижением такого счастья, нс имеет значения. Счастье — это высшее благо, максимум удовольствия для наибольшего числа людей. Моральные принципы так же, как и виды живущих существ, проходят через сито естественного отбора.

Либеральная позиция в биоэтике

Главное понятие либеральной биоэтики — «права и свободы человека». Личность сама и только сама принимает решения, касающиеся ее жизни, здоровья и благополучия. Каким бы ни было это решение — оно заслуживает уважения. Долг общества, таким образом, состоит в том, чтобы способствовать реализации этого решения.


ЗАДАНИЕ №4

Дайте характеристику указанного этического принципа:

Принцип

Характеристика

Пример

Принцип «уважения автономии личности»


Автономия личности – принцип, основанный на единстве прав врача и пациента, предполагающий их взаимный диалог, при котором право выбора

и ответственность не сосредоточиваются в руках врача, а распределяются между ним и пациентом. Сегодня, этику интересует автономный

человек и автономный поступок. Автономная модель появилась в сер. XXв. как проявление, наделяющее

больного человека такой же активностью, как и врача. При этом значение нравственного авторитета врача не отрицается. Здесь же хочется отметить, что принцип автономии предполагает и осознание пациентами

необходимости уважения достоинства и автономии других людей. Свобода допустима в той мере, в которой она не нарушает автономии других, не

создает угрозы их правам и свободам. В противном случае вполне оправданы ограничительные санкции и установление контроля над поведением индивида.

Например, информирование безнадежно больного пациента о диагнозе его заболевания.

Американский медик XIX в. У.Хукер рассуждал: добро, которого в немногих

случаях можно достичь обманом, почти ничтожно в сравнении с тем злом,

которое следует от него во многих случаях. Если пациенты будут знать, что

врачи часто обманывают их, то будет в корне подорвана сама атмосфера

доверия между врачами и пациентами. С другой стороны, само сообщение правдивой информации, пусть и в деликатной форме, может нанести ему непоправимый вред, подорвать психические и моральные силы.

Поэтому если пациент сам не задает вопрос о том, чем он болен, врач может

и не сообщать ему диагноз, хотя такое действие будет идти вразрез с принципом уважения автономии пациента.

Принцип «справедливости»


Термины "справедливый", "справедливость" чрезвычайно широко используются в

повседневной речи. Это в чем-то облегчает, но в чем-то и затрудняет понимание принципа

справедливости, как он используется в биоэтике. Естественно, понятие справедливости и

контексте биоэтики не может быть полностью отличным от его обыденной трактовки, однако

отметим: оно является более узким, ограниченным и вместе с тем более строгим. Именно в

таком ограниченном и строгом толковании и понятие, и принцип справедливости будут

употребляться в дальнейшем.

Принцип справедливости, как он понимается в биоэтике, в первом приближении можно

сформулировать так: каждый должен получать то, что ему причитается. "Каждый" при

этом может относиться либо к отдельному человеку, либо к группе людей, выделяемых по

тому или иному основанию. Будет, скажем, справедливо, если автор выдающегося научного

открытия получит за него премию, и будет несправедливо, если вместо него эту премию

получит другой. Будет справедливым распределять социальное пособие среди членов такой социальной группы, как малообеспеченные граждане, и будет несправедливым раздавать его всем подряд. В отличие от рассмотренных ранее принцип справедливости предназначен для

ориентировки в таких ситуациях, когда наши оценки, решения и действия затрагивают не

кого-то одного, а разных людей или разные социальные группы.


ЗАДАНИЕ №5

Дайте характеристику права пациента:

Критерии характеристики

Право пациента на информацию о состоянии здоровья

В каком нормативном акте Российской Федерации закреплено указанное право?

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

С какого возраста пациент лично реализует указанное право (по законодательству РФ)?

Права пациентов реализуются самими пациентами, достигшими 15-летнего возраста (больные наркоманией - 16-летнего возраста)

В каких случаях указанное право реализуют законные представители (по законодательству РФ)?

Права, свободы и законные интересы недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан защищают в суде их родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.

Какую информацию врач обязан предоставить пациенту (по законодательству РФ)?

Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.

Должен ли врач предоставлять информацию пациенту в случае неблагоприятного диагноза и прогноза заболевания?

В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме законным представителям, если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.


ЗАДАНИЕ №6
Проведите анализ документа:

Критерии анализа

Конвенция Совета Европы о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины. Конвенция о правах человека и биомедицине

Как защищаются права лиц, не способных дать согласие на медицинское вмешательство?

1. В соответствии со статьями 17 и 20 настоящей Конвенции мещицинское вмешательство в отношении лица, не способного дать на это согласие, может осуществляться исключительно в непосредственных интересах такого лица.

2. Проведение медицинского вмешательства в отношении несовершеннолетнего лица, не могущего дать свое согласие по закону, может быть осуществлено только с разрешения его представителя, органа власти либо лица или учреждения, определенных законом.

3. Мнение самого несовершеннолетнего рассматривается как фактор, значение которого растет в зависимости от его возраста и степени зрелости.

Какие допускаются / не допускаются вмешательства в геном человека?

Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено лишь в профилактических, диагностических или терапевтических целях и только при условии, что оно не направлено на изменение генома наследников данного человека.

Каковы основные положения о проведении научных исследований?

Научные исследования в области биологии и медицины осуществляются свободно при условии соблюдения положений настоящей Конвенции и других законодательных документов, гарантирующих защиту человека.

Каковы основные принципы изъятия органов и тканей у живых доноров в целях трансплантации?

1.Изъятие у живого донора органов и тканей для их трансплантации может производиться исключительно с целью лечения реципиента и при условии отсутствия пригодного органа или ткани, полученных от трупа, и невозможности проведения альтернативного лечения с сопоставимой эффективностью.

2. Должно быть получено явно выраженное и конкретное согласие, предусмотренное в статье 5. Такое согласие должно даваться либо в письменной форме, либо в соответствующей официальной инстанции.

Значение документа

Статья 1. (Предмет и цель)

Стороны настоящей Конвенции защищают достоинство и индивидуальную целостность человека и гарантируют каждому без исключения соблюдение неприкосновенности личности и других прав и основных свобод в связи с применением достижений биологии и медицины.

Каждая Сторона принимает в рамках своего внутреннего законодательства необходимые меры, отвечающие положениям настоящей Конвенции.

Статья 2. (Приоритет человека)

Интересы и благо отдельного человека превалируют над интересами общества или науки.




Критерии анализа

Нюрнбергский кодекс

При каких обстоятельствах был принят документ?

Был принят Нюрнбергским трибуналом после завершения Нюрнбергского процесса над нацистскими врачами в августе 1947 года.

Информированное согласие

Это означает, что лицо, вовлекаемое в эксперимент в качестве испытуемого, должно иметь законное право давать такое согласие; иметь возможность осуществлять свободный выбор и не испытывать на себе влияние каких-либо элементов насилия, обмана, мошенничества, хитрости или других скрытых форм давления или принуждения; обладать знаниями, достаточными для того, чтобы понять суть эксперимента и принять осознанное решение. Последнее требует, чтобы до принятия утвердительного решения о возможности своего участия в том или ином эксперименте испытуемый был информирован о характере, продолжительности и цели данного эксперимента; о методах и способах его проведения; обо всех предполагаемых неудобствах и опасностях, связанных с проведением эксперимента, и, наконец, возможных последствиях для физического или психического здоровья испытуемого, могущих возникнуть в результате его участия в эксперименте.

Обязанность и ответственность за выяснение качества полученного согласия лежит на каждом, кто инициирует, руководит или занимается проведением данного эксперимента. Это персональная обязанность и ответственность каждого такого лица, которая не может быть безнаказанно переложена на другое лицо.

Польза и риск

Ни один эксперимент не должен проводиться в случае, если "a priori" есть основания предполагать возможность смерти или инвалидизирующего ранения испытуемого; исключением, возможно, могут являться случаи, когда врачи-исследователи выступают в качестве испытуемых при проведении своих экспериментов.
Степень риска, связанного с проведением эксперимента, никогда не должна превышать гуманитарной важности проблемы, на решение которой направлен данный эксперимент.

Требования к исследователю и организации эксперимента

Эксперименту должна предшествовать соответствующая подготовка, и его проведение должно быть обеспечено оборудованием, необходимым для защиты испытуемого от малейшей возможности ранения, инвалидности или смерти.

Эксперимент должен проводиться только лицами, имеющими научную квалификацию. На всех стадиях эксперимента от тех, кто проводит его или занят в нем, требуется максимум внимания и профессионализма.

В ходе проведения эксперимента испытуемый должен иметь возможность остановить его, если, по его мнению, его физическое или психическое состояние делает невозможным продолжение эксперимента.

В ходе эксперимента исследователь, отвечающий за его проведение, должен быть готов прекратить его на любой стадии, если профессиональные соображения, добросовестность и осторожность в суждениях, требуемые от него, дают основания полагать, что продолжение эксперимента может привести к ранению, инвалидности или смерти испытуемого.

Значение документа

Нюрнбергский кодекс стал первым международным документом описывающим принципы проведения медицинских опытов на людях, вводящий этические нормы для ученных, занимающимися медицинскими экспериментами.