Файл: 8 Дата Предмет урока порасписанию Тема урока " Внешняя политика России во второй половине 18 в" Место и роль урока в изучаемой теме.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Технологическая карта с дидактической структурой урока
-
Ф.И.О.учителя: Ортабаева О.З.
-
Класс: 8Дата:Предмет№ урока порасписанию:
-
Тема урока: " Внешняя политика России во второй половине 18 в"
-
Место и роль урока в изучаемой теме:
-
Цель урока: рассмотреть основные направления внешней политики Екатерины II.
Модули урока | Деятельность учеников | Деятельнсть учителя | Учебные задачи для организации образовательного процесса | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент | Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место. Включаются в деловой ритм. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Вопросы по пройденному материалу. | 1) Вспомните, как складывались взаимоотношения России с европейскими странами и Османской империей в середине XVIII века. (после смерти Петра I внешняя политика в целом сохранила свою направленность, Россия участвовала в войне за «польское наследство», русско-турецкой войне 1735-1739 гг. (крымские походы), русско-шведской войне 1741-1743 гг., в Семилетней войне 1756-1762 гг.) 2) Перечислите итоги Семилетней войны? (смерть Елизаветы Петровны и вступление на престол Петра III свели успехи русских войск к безрезультатным итогам войны) 3) Какие задачи внешней политики России не были реализованы в эпоху дворцовых переворотов? (не добилась выхода к Чёрному морю, не решены «украинский» и «белорусский» вопросы) 4) В составе какого государства находились украинские и белорусские земли? (Речи Посполитой) | Коммуникативные: Познавательные: | Организовать учебное взаимодействие Умение выявлять причинно – следственные связи. |
Проверка домашнего задания | | | 5)Какие русские полководцы и прославили Россию в середине 18 века? 6)Найдите на карте турецкие владения в Причерноморье и территорию Крымского ханства. | Коммуникативные: | Выражать мысли в устной форме. Умение передавать содержание |
Изучение нового материала | Работают с учебником Работа в группах. Работа с картой Работа в группах. Записывают в словарь исторических терминов определения. | Объяснение нового материала Организует работу в группах с определением учебных задач | План урока: 1.Русско-турецкая война1767-1774г. 2.Русско-турецкая война 1783-1791г. 3.Разделы Речи Посполитой. Мы с вами вспомнили основные моменты внешней политики эпохи «дворцовых переворотов». Теперь мы можем предположить, каковы будут основные задачи внешней политики Екатерины II? (придя к власти, Екатерина унаследовала две главные внешнеполитические проблемы - турецкую и польскую, сохранялась задача обеспечения безопасности петровских завоеваний в Прибалтике.) Стремясь противодействовать враждебной политике Франции,Россия создала союз государств, находившихся на севере Европы-Дании, Пруссии, Польши и Швеции при участии Англии- первой антифранцузской коалиции. После успешных внешнеполитических действий на западном направлении и завоевания выхода к Балтийскому морю основными задачами внешней политики России стала борьба за выход к южным морям- Черному и Азовскому. Подумайте, почему для России это было важно? (Ликвидировалась бы опасность набегов со стороны Крымского ханства, возможность заселения и освоения южных плодородных земель, развитие внешнеторговых связей с Западом через Черное море -экспорт хлеба из России). Давайте изучим ход военных действий и определим итоги русско-турецких войн. Для экономии времени я предлагаю выполнить эту работу в группах. Первая группа изучает события русско-турецкой войны 1768-1774 гг. и выполняет следующие задания: Заданияпо русско-турецкой войне 1768-1774 гг. - Запишите в тетрадь победы русской армии и флота в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. -Какие военные деятели внесли весомый вклад в эти победы? -Определите итоги русско-турецкой войны 1768-1774 гг. -Найдите на карте территории, вошедшие в состав Российской империи. - Сражения у реки Ларги и реки Кагул (1770 г. П. А. Румянцев) - Морской бой в Чесменской бухте (5 июля 1770 г., эскадра А. Г. Орлова и Г.А. Спиридова) - Заняли Туртукай и форсировали Дунай (1773г.А. В. Суворов) Итоги войны 1774 г. – Кючук – Кайнарджийский мирный договор. (Право строительства военного флота на Чёрном море, беспрепятственный проход через черноморские проливы в Средиземном море, признание независимости Крымского ханства). Работа с картой. - Кючук-Кайнарджийский договор обе стороны рассматривали как временный. Они готовились к новой войне за Северное Причерноморье. И она вскоре разразилась. Поводом послужили события в Крыму, где произошел переворот, в результате которого к власти пришли противники России. В ответ на это в 1783 году Екатерина II издала манифест о прекращении существования Крымского ханства и присоединении его земель к России. В результате Крым и часть Северного Кавказа вошли в состав России. А демонстративное путешествие Екатерины вместе с императором Австрии в Крым стало последней каплей в чаше терпения Турции. В июле 1787 года султан предъявил ультиматум России, в котором потребовал возвратить Крым, восстановить власть Турции в Грузии и досматривать русские корабли, идущие через Босфор и Дарданеллы. После отказа России султан в августе 1787 года объявил ей войну. На стороне Росси выступала Австрия, а Турции помогала Франция. Учитель объясняет причины создания коалиции. Вторая группа изучает события русско-турецкой войны 1787-1791 гг. и выполняет следующие задания: Задания по русско-турецкой войне 1787-1791 гг. Определите повод к русско-турецкой войне 1787-1791 гг. - Запишите в тетрадь победы русской армии и флота в русско-турецкой войне 1787-1791 гг -Какие военные деятели принесли победу в этой войне ? Каков итоги войны 1787-1791 гг? Найдите на карте территории, вошедшие в состав Российской империи. Поводом послужили события в Крыму, где произошел переворот в пользу открытого ставленника Турции и противника России. В ответ на это в 1783 году Екатерина издала манифест о прекращении существования Крымского ханства и присоединении его земель к России. В результате весь Крым и часть Северного Кавказа вошли в состав России. Разгром турецкого десанта у крепости Кинбурн (июль 1787г.А. В. Суворв) Взятие крепости Очаков (1788г.Г. А. Потемкин) Поражение турок на реке Рымник (1789 г.) Падение крепости Измаил (11 декабря 1790 г.) Морское сражение у мыса Калиакрия (1791 г.) 1791 г. – Ясский мирный договор Россия получила земли между Днестром и Южным Бугом. Вывод русских войск из Молдавии, Валахии и Бессарабии Терминологический словарь.
| . Регулятивные: Коммуникативные: Познавательные: Познавательные: Коммуникативные: | Принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения Умение работать в группах. Умение находить необходимую информацию, овладевают навыками смыслового чтения; изыскивают наиболее эффективные способы решения учебной задачи. Умение работать с картой, применять полученные знания Учатся грамотно использовать в речи исторические термины. |
Закрепление нового материала | | Материал для самостоятельного закрепления. | – Каковы результаты внешней политики России в времена правления Екатерины II? – Какие территории приобрела Россия во времена ее правления? -Покажите земли, отошедшие к России в 1774 г., в 1783 г. -Найдите и покажите территории, крепости, отошедшие к России по Ясскому мирному договору 1791 г. -Показать границы Российской империи в 1791 г. – Почему Екатерину II называют Великой? Усиление Пруссии, Австрии, России и постоянное ослабление Речи Посполитой привело к ее разделам. По первому разделу (1772) Речи Посполитой к России отошла часть восточной Белоруссии. По второму (1793) — Россия получила оставшуюся часть восточной и центральной Белоруссии с Минском, Волынь и Подолию. По третьему разделу (1795) к России отошли западная Белоруссия, западная Волынь, Литва, Курляндия. | Коммуникативные: | Используют речевые средства, полно и точно выражают свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, оценивать роль личности в истории. |
Рефлексия | Все понял. Возникли сложности в изучении темы. Было сложно. . | | | Регулятивные | Определение границ собственных возможностей познания, степень достижения цели |