Файл: 8 Дата Предмет урока порасписанию Тема урока " Внешняя политика России во второй половине 18 в" Место и роль урока в изучаемой теме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

    1. Технологическая карта с дидактической структурой урока




  1. Ф.И.О.учителя: Ортабаева О.З.




  1. Класс: 8Дата:Предмет№ урока порасписанию:




  1. Тема урока: " Внешняя политика России во второй половине 18 в"




  1. Место и роль урока в изучаемой теме:




  1. Цель урока: рассмотреть основные направления внешней политики Екатерины II.


Модули урока

Деятельность учеников

Деятельнсть учителя

Учебные задачи для организации образовательного процесса



Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место.


Включаются в деловой ритм.



Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Вопросы по пройденному материалу.

1) Вспомните, как складывались взаимоотношения России с европейскими странами и Османской империей в середине XVIII века. (после смерти Петра I внешняя политика в целом сохранила свою направленность, Россия участвовала в войне за «польское наследство», русско-турецкой войне 1735-1739 гг. (крымские походы), русско-шведской войне 1741-1743 гг., в Семилетней войне 1756-1762 гг.)

2) Перечислите итоги Семилетней войны? (смерть Елизаветы Петровны и вступление на престол Петра III свели успехи русских войск к безрезультатным итогам войны)

3) Какие задачи внешней политики России не были реализованы в эпоху дворцовых переворотов? (не добилась выхода к Чёрному морю, не решены «украинский» и «белорусский» вопросы)

4) В составе какого государства находились украинские и белорусские земли? (Речи Посполитой)


Коммуникативные:

Познавательные:


Организовать учебное взаимодействие

Умение выявлять причинно – следственные связи.


Проверка домашнего задания








5)Какие  русские полководцы и прославили Россию в середине 18 века?
6)Найдите  на карте турецкие владения в Причерноморье и территорию Крымского ханства.

Коммуникативные:


Выражать мысли в устной форме.

Умение передавать содержание

Изучение нового материала

Работают с учебником

Работа в группах.

Работа с картой


Работа в группах.

Записывают в словарь исторических терминов определения.



Объяснение нового материала

Организует работу в группах с определением учебных задач

План урока:

1.Русско-турецкая война1767-1774г.

2.Русско-турецкая война 1783-1791г.

3.Разделы Речи Посполитой.

Мы с вами вспомнили основные моменты внешней политики эпохи «дворцовых переворотов». Теперь мы можем предположить, каковы будут основные задачи внешней политики Екатерины II?

(придя к власти, Екатерина унаследовала две главные внешнеполитические проблемы - турецкую и польскую, сохранялась задача обеспечения безопасности петровских завоеваний в Прибалтике.)

Стремясь противодействовать враждебной политике Франции,Россия создала союз государств, находившихся на севере Европы-Дании, Пруссии, Польши и Швеции при участии Англии- первой антифранцузской коалиции.

После успешных внешнеполитических действий на западном направлении и завоевания выхода к Балтийскому морю основными задачами внешней политики России стала борьба за выход к южным морям- Черному и Азовскому.

Подумайте, почему для России это было важно?

(Ликвидировалась бы опасность набегов со стороны Крымского ханства, возможность заселения и освоения южных плодородных земель, развитие внешнеторговых связей с Западом через Черное море -экспорт хлеба из России).

Давайте изучим ход военных действий и определим итоги русско-турецких войн. Для экономии времени я предлагаю выполнить эту работу в группах.

Первая группа изучает события русско-турецкой войны 1768-1774 гг. и выполняет следующие задания:

Заданияпо русско-турецкой войне 1768-1774 гг.

- Запишите в тетрадь победы русской армии и флота в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.

-Какие военные деятели внесли весомый вклад в эти победы?

-Определите итоги русско-турецкой войны 1768-1774 гг.

-Найдите на карте  территории, вошедшие в состав Российской империи.

- Сражения у реки Ларги и реки Кагул (1770 г. П. А. Румянцев)

- Морской бой в Чесменской бухте (5 июля 1770 г., эскадра А. Г. Орлова и Г.А. Спиридова)

- Заняли Туртукай и форсировали Дунай (1773г.А. В. Суворов)

Итоги войны

1774 г. – Кючук – Кайнарджийский мирный договор.

(Право строительства военного флота на Чёрном море, беспрепятственный проход через черноморские проливы в Средиземном море, признание независимости Крымского ханства).

Работа с картой.

- Кючук-Кайнарджийский договор обе стороны рассматривали как временный. Они готовились к новой войне за Северное Причерноморье. И она вскоре разразилась. Поводом послужили события в Крыму, где произошел переворот, в результате которого к власти пришли противники России. В ответ на это в 1783 году Екатерина II издала манифест о прекращении существования Крымского ханства и присоединении его земель к России. В результате Крым и часть Северного Кавказа вошли в состав России. А демонстративное путешествие Екатерины вместе с императором Австрии в Крым стало последней каплей в чаше терпения Турции. В июле 1787 года султан предъявил ультиматум России, в котором потребовал возвратить Крым, восстановить власть Турции в Грузии и досматривать русские корабли, идущие через Босфор и Дарданеллы. После отказа России султан в августе 1787 года объявил ей войну. На стороне Росси выступала Австрия, а Турции помогала Франция. Учитель объясняет причины создания коалиции.

Вторая группа изучает события русско-турецкой войны 1787-1791 гг. и выполняет следующие задания:
Задания по русско-турецкой войне 1787-1791 гг.

Определите повод к русско-турецкой войне 1787-1791 гг.

- Запишите в тетрадь победы русской армии и флота в русско-турецкой войне 1787-1791 гг

-Какие военные деятели принесли победу в этой войне ?

Каков итоги войны 1787-1791 гг?

Найдите на карте территории, вошедшие в состав Российской империи.

Поводом послужили события в Крыму, где произошел переворот в пользу открытого ставленника Турции и противника России. В ответ на это в 1783 году Екатерина издала манифест о прекращении существования Крымского ханства и присоединении его земель к России. В результате весь Крым и часть Северного Кавказа вошли в состав России.

Разгром турецкого десанта у крепости Кинбурн (июль 1787г.А. В. Суворв)

Взятие крепости Очаков (1788г.Г. А. Потемкин)

Поражение турок на реке Рымник (1789 г.)

Падение крепости Измаил (11 декабря 1790 г.)

Морское сражение у мыса Калиакрия (1791 г.)

1791 г. – Ясский мирный договор

Россия получила земли между Днестром и Южным Бугом. Вывод русских войск из Молдавии, Валахии и Бессарабии

Терминологический словарь.

  • Коалиция – союз государств, направленный против другого государства или других государств.

  • Контрибуция – платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу победителя.

  • Протекторат – форма зависимости, при которой страна, сохраняя свое государственное устройство, подчинена другой стране.



.

Регулятивные:


Коммуникативные:

Познавательные:

Познавательные:

Коммуникативные:



Принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения


Умение работать в группах.
Умение находить

необходимую информацию,

овладевают навыками смыслового чтения; изыскивают наиболее эффективные способы решения учебной задачи.

Умение работать с картой, применять полученные знания

Учатся грамотно использовать в речи исторические термины.

Закрепление нового материала





Материал для самостоятельного закрепления.

– Каковы результаты  внешней политики России в времена правления Екатерины II?
– Какие территории приобрела Россия во времена ее правления? 

-Покажите земли, отошедшие к России в 1774 г., в 1783 г.
-Найдите и покажите территории, крепости, отошедшие к России по Ясскому мирному договору 1791 г.
-Показать границы Российской империи в 1791 г.
– Почему Екатерину II называют Великой?
Усиление  Пруссии,  Австрии,  России  и  постоянное  ослабление  Речи Посполитой привело к ее разделам. По  первому  разделу  (1772)  Речи  Посполитой  к  России  отошла  часть  восточной Белоруссии. По  второму  (1793)  —  Россия  получила  оставшуюся  часть  восточной  и  центральной Белоруссии с Минском, Волынь и Подолию. По  третьему  разделу  (1795)  к  России  отошли  западная  Белоруссия,  западная  Волынь, Литва, Курляндия.

Коммуникативные:


Используют речевые средства, полно и точно выражают свои мысли в соответствии с условиями коммуникации,

оценивать роль личности в истории.


Рефлексия

Все понял.

Возникли сложности в изучении темы.

Было сложно.

.








Регулятивные


Определение границ собственных возможностей познания, степень достижения цели