Файл: Программа изучения коллектива учащихся. Мероприятие Диагностическая методика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учебно-профессиональная задача
Программа изучения коллектива учащихся.
№ | Мероприятие | Диагностическая методика | Срок выполнения |
1 | Знакомство с группой обучающихся 1 курса «Дизайн» | «Фотография» | |
2 | Урок информатики по теме «Теория дизайна» | «Рисунок-образ» | |
3 | Классный час «Я и коллектив» | «Государство – это мы» | |
4 | Классный час «Я и коллектив» | «Пьедестал» | |
5 | Классный час «Я и коллектив» | «Наши отношения» | |
6 | Планерка | «Письмо островитянину» | |
7 | Урок информатики по теме «Создание видеоконтента» | «Фильм о моей группе» | |
8 | Урок информатики по теме «Создание видеоконтента» | «Атмосфера в группе» | |
9 | Воспитательное дело «Интерьер-праздник» | «Дневник моей жизни» | |
«Копилка» диагностических методик.
Характеристики детского коллектива | Примеры педагогических ситуаций | Диагностические методики, выявляющие эти характеристики | Рекомендации по использованию диагностических методик |
1. Структура детского коллектива | Неформальная структура коллектива складывается вокруг неофициальных лидеров. Формальная и неформальная структуры несут разный смысловой, ценностный и деятельностный потенциалы и выполняет разные функции | «Государство – это мы». Обучающимся предлагается представить, что класс – это маленькое государство. Необходимо определить положение, место и предполагаемую должность каждого в государстве и свое собственное место. | Дать возможность обучающимся определить лидера в коллективе, выявить тех, кому отводится место изолированного человека. Формирование органов, координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей: собрание воспитанников, актив и староста. |
2. Система отношений | Деловые контакты, межличностное общение (избирательные отношения), эмоциональные переживания, объединяющие членов коллектива | «Фотография». Обучающимся предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. | Обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу. |
3. Эмоциональный (психологический) климат | Уровень развития отношений между детьми. Зависит от нравственной направленности, культурного уровня, наличия лидеров, сформированных ценностей, педагогического руководства. У большинства детей нет опыта самостоятельного формирования позитивных, конструктивных отношений. | «Пьедестал». Обучающимся предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. У учащихся есть возможность среди этих пяти ступенек одну определить для себя. | Дать возможность обучающимся определить, за что они ставят своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всего ступенек – 5. Методика позволяет определить нравственную сторону взаимоотношений обучающихся. |
4. Поле коллектива | Нравственный облик, эмоциональное состояние и интеллектуальную атмосферу. Поле коллектива проявляется в общественном мнении, ценностных ориентациях, нравственных нормах, психологическом климате коллектива. | «Наши отношения». Обучающиеся должны из предложенных утверждений выбрать одно, которое больше всего совпадает с их мнением. | Суждения, которые отмечены большинством обучающихся, свидетельствуют о характере взаимоотношений, об атмосфере в коллективе. В то же время мнение каждого конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений. |
5. Сплоченность | Когда коллектив только формируется, дети совершенно не знакомы друг с другом, уровень коммуникативных связей коллектива равен нулю. Остро встает вопрос знакомства и налаживания взаимодействия друг с другом. | «Рисунок-образ» Обучающиеся должны нарисовать или описать словесно, что представляет собой группа. | Дать возможность обучающимся описать образ, который ассоциируется с группой. Познакомить со стадиями развития коллектива: Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел». |
6. Активность | На первых порах становления детского сообщества активность всего коллектива достаточно низкая из-за несформированности психологического климата и сплоченности. Правильно выстроенный ритм жизни детского коллектива, динамика развития отношений, частая сменяемость деятельности помогает чередовать периоды высокой эмоционально, творческой, физической активности с периодами «затишья» | «Фильм о моей группе». Обучающимся предлагается выступить в роли режиссера и снять фильм о группе. Чтобы было легче снимать фильм, обучающимся надо ответить на вопросы: Как называется фильм? Где происходит действие фильма? Каким является фильм по жанру? Каков финал фильма? В каком цвете снимается фильм? Кто является главным героем фильма? Кто играет второстепенные роли? | Чрезмерная активность некоторых детей является или их психологической особенностью, или стихийным влиянием отдельных детей на определенную группу, что часто имеет негативный характер и может привести к деструктивному развитию отношений. Творческая активность постепенно перерастает в позитивно направленную активность всего коллектива. |
7. Ценности детского коллектива | Формирование целой системы ценностей, которая должна быть открытой, доступной и питаться из системы общечеловеческих ценностей. | «Письмо островитянину». Предполагаемая ситуация: вы находитесь на необитаемом острове, к берегу прибивает бутылку, в которой находится записка: «Обратись с письмом к людям, которым ты доверяешь. Они тебе помогут. Письмо отправь с помощью этой же бутылки». | Предложить обучающимся написать письмо. Обратить внимание на то, каким будет содержание письма, к кому будут обращены эти письма. |
8. Направленность | Внешняя направленность зависит от образовательной системы. Внутренняя направленность определяет морально-нравственные характеристики коллектива. Позитивизм, взаимоуважение, самоуправляемость, взаимовыручка, доброжелательность – конструктивные качества коллектива. | «Дневник моей жизни». Обучающиеся подводят итоги проведенных мероприятий за прошедшую неделю. Сюда могут быть включены события учебной деятельности, внеурочные мероприятия, личные достижения или неудачи. | Предложить обучающимся определить степень значимости событий в жизни класса и самого ученика, отметить положительные и отрицательные стороны, внести предложения по улучшению качества индивидуальной и совместной деятельности. |
9. Настроение | Оценивается по преобладающему настроению. Малая насыщенность, недостаточная активность приводит к застою, снижению настроения. «Лекарство» - активная коммуникативная деятельность. | «Атмосфера в группе». Обучающиеся отмечают баллы (5) в паре: дружелюбие – враждебность, согласие – несогласие, удовлетворенность – неудовлетворенность, увлеченность – равнодушие, взаимоподдержка – недоброжелательность, теплота – холодность, сотрудничество – его отсутствие, взаимовыручка – ее отсутствие, занимательность – скука, успешность – неуспешность. | Вычисление оценок по каждой паре слов можно произвести по формуле среднего арифметического числа. Полученные оценки будут представлять оценку настроения группы. |
Группа обучающихся 1 курса специальности «Дизайн» состоит из 13 обучающихся, сформирована в сентябре 2021 года. Ребята уже знают друг друга достаточно хорошо и делают шаги навстречу друг другу. Находятся общие интересы и общие дела, заметны первые усилия по сплочению коллектива. Есть лидер группы - староста, который пытается находить со всеми общий язык, проявляет настойчивость в решении проблем. Но у него еще нет достаточного опыта организаторской работы, не все пока получается, мало кто по-настоящему его поддерживает. Отношения в коллективе в основном доброжелательные, большинство обучающихся отмечают отсутствие ссор, конфликтов. Некоторым обучающимся не хватает взаимоподдержки и сотрудничества. В основном ребята взаимодействуют в группах по 2-3 человека. Цели и ценности этих групп иногда не совпадают. Чтобы организовать ребят на общее дело, требуется приложить немало усилий. Во многом больше действует формальная дисциплина и требования учителя или классного руководителя.
Вывод: группа обучающихся 1 курса специальности «Дизайн» преодолела первоначальную стадию развития коллектива, когда обучающиеся разрознены, мало взаимодействуют, не желают идти навстречу друг другу. Сейчас коллектив находится на следующей стадии развития с заметными первыми усилиями по сплочению коллектива. Скрепляющим звеном в данном коллективе является формальная дисциплина и требования старших. Для реализации общих дел в таком коллективе требуется мастерство организатора.