Файл: Программа изучения коллектива учащихся. Мероприятие Диагностическая методика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учебно-профессиональная задача
Программа изучения коллектива учащихся.




Мероприятие

Диагностическая методика

Срок выполнения

1

Знакомство с группой обучающихся 1 курса «Дизайн»

«Фотография»




2

Урок информатики по теме «Теория дизайна»

«Рисунок-образ»




3

Классный час «Я и коллектив»

«Государство – это мы»




4

Классный час «Я и коллектив»

«Пьедестал»




5

Классный час «Я и коллектив»

«Наши отношения»




6

Планерка

«Письмо островитянину»




7

Урок информатики по теме «Создание видеоконтента»

«Фильм о моей группе»




8

Урок информатики по теме «Создание видеоконтента»

«Атмосфера в группе»




9

Воспитательное дело «Интерьер-праздник»

«Дневник моей жизни»





«Копилка» диагностических методик.

Характеристики детского коллектива

 

Примеры педагогических ситуаций

Диагностические методики, выявляющие эти характеристики

Рекомендации по использованию диагностических методик

1. Структура детского коллектива


 Неформальная структура коллектива складывается вокруг неофициальных лидеров. Формальная и неформальная структуры несут разный смысловой, ценностный и деятельностный потенциалы и выполняет разные функции

 «Государство – это мы». Обучающимся предлагается представить, что класс – это маленькое государство. Необходимо определить положение, место и предполагаемую должность каждого в государстве и свое собственное место.

Дать возможность обучающимся определить лидера в коллективе, выявить тех, кому отводится место изолированного человека. Формирование органов, координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей: собрание воспитанников, актив и староста.

2. Система отношений

Деловые контакты, межличностное общение (избирательные отношения), эмоциональные переживания, объединяющие членов коллектива

«Фотография». Обучающимся предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса.

Обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.

3. Эмоциональный (психологический) климат

Уровень развития отношений между детьми. Зависит от нравственной направленности, культурного уровня, наличия лидеров, сформированных ценностей, педагогического руководства. У большинства детей нет опыта самостоятельного формирования позитивных, конструктивных отношений.

«Пьедестал». Обучающимся предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. У учащихся есть возможность среди этих пяти ступенек одну определить для себя.

Дать возможность обучающимся определить, за что они ставят своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всего ступенек – 5.

Методика позволяет определить нравственную сторону взаимоотношений обучающихся.

4. Поле коллектива

Нравственный облик, эмоциональное состояние и интеллектуальную атмосферу. Поле коллектива проявляется в общественном мнении, ценностных ориентациях, нравственных нормах, психологическом климате коллектива.

«Наши отношения». Обучающиеся должны из предложенных утверждений выбрать одно, которое больше всего совпадает с их мнением.


Суждения, которые отмечены большинством обучающихся, свидетельствуют о характере взаимоотношений, об атмосфере в коллективе. В то же время мнение каждого конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.

5. Сплоченность

Когда коллектив только формируется, дети совершенно не знакомы друг с другом, уровень коммуникативных связей коллектива равен нулю. Остро встает вопрос знакомства и налаживания взаимодействия друг с другом.

«Рисунок-образ»

Обучающиеся должны нарисовать или описать словесно, что представляет собой группа.

Дать возможность обучающимся описать образ, который ассоциируется с группой. Познакомить со стадиями развития коллектива: Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел».

6. Активность

На первых порах становления детского сообщества активность всего коллектива достаточно низкая из-за несформированности психологического климата и сплоченности. Правильно выстроенный ритм жизни детского коллектива, динамика развития отношений, частая сменяемость деятельности помогает чередовать периоды высокой эмоционально, творческой, физической активности с периодами «затишья»

«Фильм о моей группе». Обучающимся предлагается выступить в роли режиссера и снять фильм о группе. Чтобы было легче снимать фильм, обучающимся надо ответить на вопросы: Как называется фильм? Где происходит действие фильма? Каким является фильм по жанру? Каков финал фильма? В каком цвете снимается фильм? Кто является главным героем фильма? Кто играет второстепенные роли?

Чрезмерная активность некоторых детей является или их психологической особенностью, или стихийным влиянием отдельных детей на определенную группу, что часто имеет негативный характер и может привести к деструктивному развитию отношений. Творческая активность постепенно перерастает в позитивно направленную активность всего коллектива.

7. Ценности детского коллектива

Формирование целой системы ценностей, которая должна быть открытой, доступной и питаться из системы общечеловеческих ценностей.

«Письмо островитянину». Предполагаемая ситуация: вы находитесь на необитаемом острове, к берегу прибивает бутылку, в которой находится записка: «Обратись с письмом к людям, которым ты доверяешь. Они тебе помогут. Письмо отправь с помощью этой же бутылки».

Предложить обучающимся написать письмо. Обратить внимание на то, каким будет содержание письма, к кому будут обращены эти письма.

8. Направленность

Внешняя направленность зависит от образовательной системы. Внутренняя направленность определяет морально-нравственные характеристики коллектива. Позитивизм, взаимоуважение, самоуправляемость, взаимовыручка, доброжелательность – конструктивные качества коллектива.

«Дневник моей жизни». Обучающиеся подводят итоги проведенных мероприятий за прошедшую неделю. Сюда могут быть включены события учебной деятельности, внеурочные мероприятия, личные достижения или неудачи.

Предложить обучающимся определить степень значимости событий в жизни класса и самого ученика, отметить положительные и отрицательные стороны, внести предложения по улучшению качества индивидуальной и совместной деятельности.

9. Настроение

Оценивается по преобладающему настроению. Малая насыщенность, недостаточная активность приводит к застою, снижению настроения. «Лекарство» - активная коммуникативная деятельность.

«Атмосфера в группе». Обучающиеся отмечают баллы (5) в паре: дружелюбие – враждебность, согласие – несогласие, удовлетворенность – неудовлетворенность, увлеченность – равнодушие, взаимоподдержка – недоброжелательность, теплота – холодность, сотрудничество – его отсутствие, взаимовыручка – ее отсутствие, занимательность – скука, успешность – неуспешность.

Вычисление оценок по каждой паре слов можно произвести по формуле среднего арифметического числа. Полученные оценки будут представлять оценку настроения группы.



Группа обучающихся 1 курса специальности «Дизайн» состоит из 13 обучающихся, сформирована в сентябре 2021 года. Ребята уже знают друг друга достаточно хорошо и делают шаги навстречу друг другу. Находятся общие интересы и общие дела, заметны первые усилия по сплочению коллектива. Есть лидер группы - староста, который пытается находить со всеми общий язык, проявляет настойчивость в решении проблем. Но у него еще нет достаточного опыта организаторской работы, не все пока получается, мало кто по-настоящему его поддерживает. Отношения в коллективе в основном доброжелательные, большинство обучающихся отмечают отсутствие ссор, конфликтов. Некоторым обучающимся не хватает взаимоподдержки и сотрудничества. В основном ребята взаимодействуют в группах по 2-3 человека. Цели и ценности этих групп иногда не совпадают. Чтобы организовать ребят на общее дело, требуется приложить немало усилий. Во многом больше действует формальная дисциплина и требования учителя или классного руководителя.

Вывод: группа обучающихся 1 курса специальности «Дизайн» преодолела первоначальную стадию развития коллектива, когда обучающиеся разрознены, мало взаимодействуют, не желают идти навстречу друг другу. Сейчас коллектив находится на следующей стадии развития с заметными первыми усилиями по сплочению коллектива. Скрепляющим звеном в данном коллективе является формальная дисциплина и требования старших. Для реализации общих дел в таком коллективе требуется мастерство организатора.