Файл: По учебному курсу Теории и технологии начального языкового образования 1 (наименование учебного курса).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
«Тольяттинский государственный университет»

(наименование института полностью)

Гуманитарно – педагогический институт

(Наименование учебного структурного подразделения)

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Психология и педагогика начального образования

(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание №_2_

по учебному курсу «Теории и технологии начального языкового образования 1» (наименование учебного курса)



Вариант ____ (при наличии)


Обучающегося

В.А. Ефремова







(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбп – 2002а













Преподаватель

Л.А. Сундеева








(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023

Уроки чтения и письма в период обучения грамоте.
Постановка проблемы. Обучения ребенку чтению и письму, по сути, являются важными задачами образовательного процесса, по мнению многих исследователей и педагогов. Поскольку благодаря умению читать и писать ученик, в состоянии овладевать остальными предметами. Чтение и письмо — это один из главных способов получить какую-либо информацию и во время и вне учебного процесса. Две эти задачи, которые предстают перед педагогом во время обучения детей, в дальнейшем формирует развитие ребенка, потому что два названных умения — это главные навыки в жизни человека. Всё вышеперечисленное выделяет особую необходимость целенаправленной и структурной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения у детей. Учитывая, что проблема приобретения навыков чтения и письма является необходимой для современной образовательной системы — это делает данную тему исследования актуальной.


Цель статьи — исследовать особенности уроков чтения и письма в период обучения грамматики.

Обучение грамоте — это особая стадия освоения начальными умениями письма и чтения (стартовая площадка в овладении ребёнком всей школьной премудрости). В главные задачи обучения грамматики входит начальное освоение умения читать и писать, а также развитие фонетического слуха.

Изучение грамоты — это один из важных элементов изучения русского языка. Во время обучения грамоте развиваются речевые навыки учеников, они приобщаются к чтению литературы, начинают формироваться ключевые языковые определения, простые орфографические и грамматические мастерства.

Таким образом, методология обучения грамоте тесно сопряжена с иными разделами методики: грамматика, орфография, орфоэпия, и др.

Сегодня, учебники начальных классов по русскому языку написаны по определенным принципам, которые можно систематизировать следующим образом:

1) частотный принцип, данный принцип предполагает изучение детьми вначале самых употребляемых звуков, далее менее употребляемых и в самом конце изучение малоупотребительных звуков;

2) позиционный принцип, этот принцип предполагает собой изучение букв в соответствии с фонетической системой русского языка;

3) генетический принцип, если учебники построены, исходя из этого принципа, здесь обучение проходит по сложности и схожести написания звуков и букв.

Как уже было указано выше, чтение и письмо — это один из самых важных навыков, который мы приобретаем в школе, помогающий в дальнейшей жизнедеятельности человека.

Во время организации работы над формированием и развитием навыка чтения и письма педагог исход из принципа и характера умения чтения и письма, а также из задач, которые поставлены во время проведения уроков чтения и письма. По мнению, исследователя и психолога Т.Г. Егорова, чтение — это тип работы, для которого две взаимосвязанные стороны: одна из них, по мнению исследователя, «находит своё выражение в движении глаз и речезвукодвигательных процессах». Другая задача — «в движении мыслей, чувств, намерений, читающего вызванных содержанием читаемого» [1, с. 48].

Обучение письму — это, в первую очередь, формирование графического умения. Характерные черты графического навыка заключаются в том, что данный опыт, с одной стороны, считается двигательным (механическим), а со второй — сознательным. Основной целью обучения письму — это обучения учеников графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.



Обучение чтению и письму при изучении грамматики предполагает собой разные принципы, методы и задачи в соответствии, с которыми проходит обучение. Педагог сам вправе выбирать более удобные и подходящие методы при работе с детьми.

Поскольку урок является сам по себе главной формой обучения, в него входит всё богатство педагогических методов и приемов, по этой причине разнообразие уроков во время изучения грамоты велико. Таким образом, в границах общих и конкретно-методических требований можно увидеться всё богатство воображения и творчества учителя в создании активной познавательной работы учащихся, в создании умений чтения и письма, в развитии мышления и речи детей, их внимания и стремления.

В согласовании с вопросами обучения и условиями к уроку какой-либо схематизм в концепции уроков неприемлем; многообразие формирует гибкость мышления детей, повышает заинтересованность к учебной деятельности.

В промежуток обучения грамоте упражнения отличаются по соответствующим особенностям:

- по основному объекту обучения — задания чтения и уроки письма;

- по времени, по периодам обучения — уроки подготовительного (добукварного) и основного (букварного, послебукварного) этапов;

- по наличию либо неимению новейшей проблемы на данном уроке — уроки исследования нового звука и буквы либо преподавания письму буквы и уроки закрепления, на которых новая буква не вводится; особый тип урока — урок повторения и обобщения; неотъемлемым считается также еженедельный урок чтения, в котором до 20 минут отводится на внеклассное чтение [2, c. 234–240].

После каждого урока ученики получают от преподавателя самостоятельные упражнения, которые должны выполнить дома. Со временем задания, которые даются учителями, становятся более сложными для каждой группы. Здесь учитель подходит к каждому ученику индивидуально, в зависимости от знаний школьника.

Специализированных уроков проверочного вида в промежуток обучения грамоте не проводится. Выявление знаний, их контроль исполняются в ходе целой работы на уроке. Формирование речи также неотъемлемо вплетается в уроки чтения и послания.

Главной особенностью проведения уроков чтения и письма является ее системность. Систему формирует представление роли, места, задачи, цели любого урока. Система уроков на весь промежуток изучения грамоте учитывает также выделение циклов уроков чтения и письма по основным стадиям тренировочного движения.


В цикле уроков соблюдаются следующие условия:

- более либо менее равномерно чередуются задания, в каковых вводятся новый звук и новая буква, и задания, в которых новые буквы и звуки не вводятся;

- учитываются не только вопросы, сопряженные с усвоением новых звучаний и букв, однако и проблемы другого порядка (согласно орфографии: жи–ши; по словообразованию: стол – столик; в области фонетике: пары звонких и глухих; по развитию речи).

В цикл уроков по изучению грамматики входит обучение таких навыков:

1) чтение — знакомство с новой буквой или звуком (она может быть прописная, либо строчная);

2) письмо — ознакомление с написанием с одной из букв, из алфавита, или одновременно с обеими буквами;

3) чтение — закрепление изученного материала;

4) письмо — знакомство с новой буквой, или закрепление изученного материала.

Уроки освоения новых звуков и букв планируются не всегда на основе чередования с уроками «закрепления». Таким образом, уроки изучения звуков и букв «л», «н», «ы» и «с» могут быть даны последовательно, а следом за ними будет дано занятие укрепления данных звуков и букв. В то же время после звука и буквы потребуется несколько уроков без новых звуков и букв, так как детям необходимо обучиться читать все изученные согласные в мягком виде перед буквой «и».

Циклы уроков заканчиваются обобщающе-повторительными упражнениями, а циклы согласно наиболее запоздалым стадиям преподавания грамоте — также фрагментами уроков контрольного типа, цель которых — «срезы», контрольные проверки (чтениехронометраж, написание диктантов и т.п.).

Помимо, всего вышеперечисленного, следует учесть возрастную специфику. При составлении уроков по грамматике, учитель должен учитывать возраст детей. Следует учесть тот момент, что многие поступающие в первый класс дети либо хорошо читают, либо начинают читать. Поэтому педагогу необходимо, в первую, очередь, познакомится с составом класса, в котором будет преподавать и узнать, кто из детей умеет читать, а кто нет. Поэтому в данном случае, учителю следуют использовать дифференцированный метод в обучении детей грамоте. Например, первоклассников, которые уже читают по буквам, следует обучить читать по слогам. Помимо этого, учитель должен подмечать и исправлять недочеты речи и произношению определенных звуков и букв и исправлять эти моменты.


Выводы. Таким образом, после написания данной работы автор может прийти к определенному выводу. В изучении грамматики входят такие важные составляющие, как чтение и письмо. Чтение и письмо являются важными навыками, которые обучают в дошкольный, либо школьный период. Данные навыки необходимы ребенку не только для дальнейшего развития, но и в нормальной жизнедеятельности. Без приобретения навыков чтения и письма, ребенок не может изучать другие предметы, или продолжать образовательный процесс. Но процесс обучения детей чтению и письму также имеет свои особенности. Педагог при составлении уроков по грамматике исходит из принципов понимания чтения и письма, которые при всём имеют определенные методы преподавания. Главная особенности преподавания уроков чтения и письма — это ее системность, которая под собой оформляет методы, цели и задачи уроков. Также при составлении уроков следует учитывать возрастные особенности учеников, поскольку уровень знаний у детей может быть разный и поэтому в этом случае нужно применять дифференцированный подход. Таким образом, при соблюдении вышеперечисленных принципов учитель может добиться определенных успехов при обучении детей.

Список использованной литературы

1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия, 2000. С. 48–76.

2. Светловская Н.Н., Пичеоол Т.С. Обучение детей чтению // Академия. 2001. С. 234–240