Файл: Обозначение гласных звуков буквами Упражнение 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обозначение гласных звуков буквами

 

 

Упражнение 1

Вставь гласную букву в начале слова.

О А Ы У И Э

 _ кунь,  _зел,   _ глы,   _ хо,   _ зредка,   _ стный,   _ гол,   _ адрес,     _  жил,   _ мя,   _ вгуст,   _ тренник,   _ слик,  

_ жин,   _ хнул,   _ тпуск,   _ мный,   _  стров,   _ тлас,          _ ист,   _ лей,   _ тка,   _ кна,   _ кна,   _ ней,   _ гры,  

_ рден,   _ тот,   _ дик.

 

 

 

Упражнение 2

Вставь гласную букву в словах, в которых гласный звук является безударным.

 

_  птека,   _ зюм,   _ дут,   _ шли,   _ льбом,    _ ктёр,         

_ таж,   _   зоры,   _ кзамен,   _ чёба,   _ рбуз,   _ кула,       _ борка,  

 _ читель,   _ лмаз,   _ кран,   _ пельсин,               _ страда,   _ пал, 

  _ сфальт,   _ жасный,   _ зложение.

 

 

 

Упражнение 3

Запиши слова, распределяя их в столбики в соответствии с символами:

 - с гласным звуком А

∆ - с гласным звуком О

⌂ - с гласным звуком У

◊ - с гласным звуком Э

○ – с гласным звуком И

● – с гласным звуком Ы

Куст, сок, сын, наш, дым, зуб, шкаф, сон, мал, мышь, был, лук, бык, мак, сыр, соль, ток, суп, рос, мох, лось, пар, мыть, пусть, дуб, сад, март, гусь, бак, бык, пыль, сом, рот, рис, шаг, шар, боль, рыть, внук, жук.

Упражнение 4

Прочитай слово. Замени в нём гласную букву так, чтобы получилось новое слово.

Дом - ________________

Бак - _________________

Сок - _________________

Пил - _________________

Вал - __________________

Мел - _________________

Бом - __________________

Шок - __________________

Трут - __________________

 

 

 

Обозначение согласных звуков буквами при написании при написании слов

 

 

 

Упражнение 1

Ко _                                                     Ра _

Пу _                                                     Лу _

Ро _                                                      Ма _

Ки _                                                      Мо _

Жу _                                                     Ме _

Со _

 

 

 

Упражнение 2

Замени согласную букву на конце слова так, чтобы получилось  новое слово.

Сыр - ________________


Сон - ________________

Кот - _________________

Сук - _________________

Мак - _________________

Стоп - _________________

Упражнение 3

Замени в начале слова согласную букву так, чтобы получилось новое слово, а где возможно – несколько новых слов.

Точка - _______________________

Балка - ________________________

Лук - _________________________

Лак - __________________________

Ком - __________________________

День - _________________________

Педаль - ________________________

Макет - _________________________

 

 

 

Упражнение 4

«Верни буквы на место»

З  или С

_ а_ ыпанный    _ негом   ле _    _ казочно   кра _  ив.

Ли _ а   и  _ оня   _ пешат   на   _  аснеженную поляну.

Ли _ а увидела   _ леды   _  айца.

_ оня    слепила   _ неговика.

Вме _ то   но _ а    у    него   морковка.

Пусть   это   будет   подарком   для    _ айчика.

 

 

 

 

Упражнение 4

«Верни буквы на место»

Ш или Ж

Прошли   до _ ди    -   грибов   _ ди.

Ма _ а   и   Я _ ша   идут   в лес.

Грибники  не  спе _ ат,   гриб мо _ ет быть   под   листвой.

Под   ногами    _ ур – ат    листья.

Вот   красивы   _ ёлудь.

Еловая   _ и _ ка   то _ е    пригодится.

Вот   послы _ ался   _ орох.

Это    ё _ ик   спе _ ит    по   тропинке.
Упражнение 4

«Верни буквы на место»

П или Б

В   _ олях    _ оказались   _ ервые    _ роталины.

На _ ухли   на   ветках   _ очки.

_ о _ лыли    _ о   не _ у  _ елые   _ ушистые   _ арашки  

о _ лаков.

_ ервые   _ерелётные   _ тицы    скоро   _ оявятся   в    наших   краях.

Ре _ ята    ждут   _ ольших   _ еремен   в   _рироде.

 

 

Упражнение 4

«Верни буквы на место»

Т или Д

Ле _ о   с _ ояло   жаркое.

В     _ оме   _ ухота.

От   жары   все   спрятались   в   _ень   _ ерева.

_ ам   с _ ои_   с_ ол   и   _абуре _ ки.

На   с _ оле   в  кувшине   с _ ои _    чис _ ая    во _ а.

Ря _ ом   с   _ омом   ка _ ушка.

Сего _ ня   в ней   купаю _ ся   воробьи,    на _   во _ ой   кружат   с_ рекозы.

 


 

 

 

Упражнение 4

«Верни буквы на место»

Г или К, или Х

_ де   цвето _   там   и   медо _.

_ ора   с   _ орой   не   сойдётся,   а   челове _           с челове _ ом    стол _ нётся.

Кни – а   -   лучший   дру _.

О _ ончил    дело  -    _ уляй   смело.

_ вастун   -   пустой   челове _ к.

_ удо   тому,   _ то   добра   не   делает   ни _ ому.

_ орошая   _ озяйка   и   из   пету _а    у _ у   сварит.

 

Упражнение 4

«Верни буквы на место»

С, З или Ш, Ж

Ку _ т   _ ур _ ит   -   _ рый   _ айка.

_ абавного   _ уравля    на_ вали   _ уркой.

Пу _ и _ тые   _ не _ инки   _ акру _ ились    в   моро _ ном во _ духе.

_ ве _ ий   ветер    о _ ивил      _ агру _ тив _ ие     ли _ тья.

 

 

 

 

Упражнение 4

«Верни буквы на место»

Р или Л

Сегодня    у    _ аи   день   _ождения.

Она      наде _ а     новое   п _ атье.

Мама   для   _ аи   испечёт   _ юбимые   пи _ ожки   и    ват _ ушки.

В   гости   она   приг _ асила     д _ узей:   И _ у,   Ми _ у,   К _ а _ о,    _ ому,   Во _ одю.

Всем    будет   весе _ о. 

 

 

 

 

Упражнение 4

«Верни буквы на место»

Ц или Ч, или Щ

Зака _ ались   на   липе   жёлтые    _ веточки.

_   дрый   медовый   запах   наполнил   ве _ерний   воздух.

Деревья   в    _аще   слились   в   _ернею _ ую   массу.

Сы_   прокри _ ал   о наступлении   но _ и   -   _ арства   тьмы.

 

 

 

 

 

Звук и буква.   Позиция звука в слове.

 

Упражнение 1

Сочетания ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ,   ЖИ – ШИ.

1.   Поставь гласную букву рядом с согласной буквой.  Запомни волшебную фразу: «Слышу твёрдо – пишу мягко, слышу мягко – пишу твёрдо». Как ты её понимаешь.

Крич_,    ч _ стый,     молч _,     ж _ р,   суш _ л,   стуч _.   Ч _ йка,   шалаш _,   ч _ жой,   щ _ ка,   ищ _,   ч _ с.

Луж _,   пряч _,   рощ _,   ч _ лан,   пищ _,    ж _ лка.

Крич _ л,   мыш _,   лыж _ ,   сторож _ л,  ч _ лок.

Ч _ йник,     лопоч _ т,     ч _ родей,   муж _ к.

Кувш _ н,   ж _ раф,   чертеж _ ,   афиш _ .

Верш _ на,   туч _ ,   нач  _  ло,    щ _ вель,   пряч _ тся.

2.     Подчеркни согласные буквы, рядом с которыми ты написал гласную: зелёным цветом, если при произношении слышим мягкий согласный звук; синим, если слышим твёрдый согласный звук.   

 

Упражнение 2

Ставь сочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ в скороговорки:


Волки      ры _ _ т,      пи _ _      и _ _ т.

Та _ _,   та _ _,    не    дота _ _,   боюсь,   что   выпу _ _.

В     _ _ вом     уголке       _ _ ли       у _ _        и      е _ _.

С _ _ ла     Саша      Сашке      шапку,    а     Саша   шапкой           _ _ шку    с _ _ б.

Чешуя     у         _ _ чки,      щетинка    у       _ _ шки.

 

ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ ГЛАСНЫМИ БУКВАМИ 

Упражнение 1

1.        Существуют парные гласные буквы. Произнеси и подумай, почему они считаются парными?

А – Я

О – Ё

Э – Е

Ы – И

2.   В те слова, где необходимо, вставь парную той гласной, которая уже  есть в слове. Если невозможно поставить требуемую букву, то зачеркни слово:

Сан _ ,     рук _ ,     клюн _ л,     слив _ ,     косм _ с,     кост _ р,     ут _ г,     пам _ ть,     по _ т,     бокс _ р,    Вал _ ,     вил _ ,     ор _ х,     Ан _ ,     весл _ ,     мух _ ,     пол _ т,    скамь _ ,     ма _ к,     птиц _ ,     пож _ р,      ба _ н,    сал _ т,     лап _ ,     лип _ ,    мес _ ц,    киты,      ов _ с.

 

Упражнение 3

Подчеркни слоги, содержащие мягкий согласный звук.

СА,   СЕ,   ЛЁ,   РЕ,   МУ,   МИ,   ЗЯ,   ФА,   ДО,   РЁ,   КИ,  БО,   ГЕ,   ТО,  ЛА.

АРО,   АТИ,   ПРА,   ГРУ,   СМИ,   КВА,   КВЕ,   ДРЯ,   СВА,   СВИ,   ЖНЕЕ,   ГЛЮ.
Упражнение 4

Составь и запиши предложение с данным словом.

Лук _____________________________________________

Люк _____________________________________________

Нос _____________________________________________

Нёс _____________________________________________

 

Упражнение 5

1.   Подчеркни в словах те буквы, которые вызывают отличие друг от друга.

Слог – слёг

Начинать – начинять

Поток – потёк

Потомки – потёмки

2.        Объясни значение данных слов.

 


Упражнение 6

Спиши стихотворение.  Подчеркни повторяющуюся букву «Д» следующим образом: если это твёрдый звук – синим цветом, если мягкий – зелёным.

Дождик, дождик, не дожди!

Дождик, дождик, подожди!

Дай дойти до дому дедушке седому.

                                                          (Е. Благинина)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

 

 

 

Упражнение 7

Вставь пропущенные гласные буквы. Подчеркни цветными карандашами буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.

Я      вз _ л     пил _     и    доску    пил _.     Л _ ся     л _ ит     свою     сестр _      Тан _ .     В     сад _     видели     дяд _     Вас _.     Цветы     у     Вал _     завв _ ли.     Сын гл _ дит, как     мама     гл _ дит.     Кол _     был     р _ д,  что      попал      в     первый     р _ д.     У     Л _ бы     новый      ут _ г.      У     т _ ти   Т _ ни   тел _ нок   З _ рька.

   

Упражнение 8

Вставь пропущенные гласные буквы. Подчеркни цветными карандашами буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.

Я     с _ ду     в    с _ ду     и     посл _ ша _ л     песн _     соловья.

Удивительный     реб _ нок     Ал _ ша.

Сер _ жа     и     Т _ ля     кормят     тел _ нка.

Ал _ ша     и     Бор _     нес _ т     с _ стре     пел _ нки.

 

 

 

 

Упражнение 9

«Ы» или  «И»?  Вставь буквы, чтобы получились  слова.

П _ р,     б _ ть,     м _ ть,     т _,     сп _ ,      м _ ,     м _ р,     в _ ,     с _ р,     п _ ск,     п _ ль,     в _ зг.

 

 

 

 

Упражнение 10

Как изменится смысл и звучание данных ниже слов, если в них гласный «И», заменить на «Ы»?

Запиши новые слова. Например: Нить – ныть.

Нить - …..

Пылить - …..

Пилы   - …..

Выли - …..

Вилы - …..

Забить - …..

  

Упражнение  11

Прочитай и запиши слова, вставляя буквы «Ы» или  «И».

Сл _ в _,     р _ б _,     в _ лк _,     пт _ ц _,     х _ л _ й,        к _ т _,     в _ шн _,    пл _ т _,    с _ льн _ й,     м _ л _ й,     н _ тк _,    м _ ш _,    л _ ж _,     с _ т _ й,     ж _ р _ ,    

л _ п _,      п _ л _,     хр _ п _,     г _ р _,     ш _ н _.
 

Упражнение  12

Запиши данные слова во множественном числе, распределяя их в два столбика по наличию в окончании гласного звука «Ы» или «И».

Рама,     тетрадь,     стена,     стол,     груша,     комар,  слива,     яблоко,     спичка,     книга,     лиса,     белка, берёза,     коза,     вишня.

_____________________              _____________________