Файл: Протокол 1 от 27. 08. 2023.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 256

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
других обучающихся и результатам их работы;

выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения;

посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий, охране природы и окружающей среды.

22.3.2. Достаточный уровень:

определение (с помощью педагогического работника) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью педагогического работника) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;

экономное расходование материалов;

планирование (с помощью педагогического работника) предстоящей практической работы;

знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;

осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.
23. Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

23.1.Общее положение

Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.

Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.


БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.

Задачами реализации программы являются:

― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:

•определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;

•определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;

Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школы.

Программа формирования базовых учебных действий содержит:
1. Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2. Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных
базовых учебных действий.
3. Связь базовых учебных действий с содержанием учебных предметов в соответствии с
программой и учебным планом и типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных базовых учебных действий;
4. Планируемые результаты сформированности БУД.

23.2. Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)



Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.

Функции базовых учебных действий:

-обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

-реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

-формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;

-обеспечение целостности развития личности обучающегося.

  1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

  2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

  3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

  4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.


Характеристика базовых учебных действий

V-IX классы

Личностные учебные

действия

Коммуникативные учебные

действия

Регулятивные учебные действия

Познавательные учебные действия

  • Личностные учебные действия включают следующие умения:

  • испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

  • бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.




  • Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.



  • Регулятивные учебные действия включают следующие умения:




  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

  • обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

  • К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

  • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;

  • использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.




Связь базовых учебных действий с содержанием учебных предметов

V - IX классы

Перечень учебных де йствий

Образовательная область

Учебный предмет

Личностные учебные действия

Осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, пользоваться соответствующими правами


Человек и общество


Основы социальной жизни

Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей

Язык и речевая практика

Русский язык.

Человек и общество

Основы социальной жизни

Физичесая культура

Физическая культура

Технология

Профильный труд

Адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.

Язык и речевая практика

Русский язык. Чтение (Литературное чтение)

Искусство

Музыка, пение. Изобразительное

искусство

Человек и общество

Основы социальной жизни

Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности

Язык и речевая практика


Русский язык. Чтение (Литературное чтение)

Технология

Профильный труд

Активно включаться в общеполезную социальную деятельность

Технология

Профильный труд

Естествознание

Биология

Осознанно относиться к выбору профессии

Человек и общество

Основы социальной жизни

Технология

Профильный труд

Соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе

Человек и общество

Основы социальной жизни. География

Естествознание

Биология

Коммуникативные учебные действия

Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)

Язык и речевая практика


Русский язык. Чтение (Литературное чтение)

Человек и общество

Основы социальной жизни

Технология

Профильный труд.

Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения,

аргументировать свою позицию

Язык и речевая практика


Русский язык. Чтение (Литературное чтение)


Человек и общество

Основы социальной жизни

Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики

участников (возраст, социальный статус, знакомый- незнакомый и т.п.)

Язык и речевая практика


Русский язык. Чтение (Литературное чтение)

Человек и общество

Основы социальной жизни

Использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач

Язык и речевая практика

Русский язык. Чтение (Литературное чтение)

Человек и общество

Основы социальной жизни

Использовать разные источники и средства получения информации для решения

коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные

Язык и речевая практика

Русский язык. Чтение (Литературное чтение)

Математика

Математика

Регулятивные учебные действия

Принимать и сохранять цели и задачи решения

типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления

Язык и речевая практика

Естествознание Математика Человек и общество Искусство Технология Физическая культура

Русский язык.

Чтение (Литературное чтение).

Математика.

Основы социальной жизни.

Мир истории.

История Отечества. География.

Профильный труд.

Адаптивная физическая культура.