ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 253
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Познавательные учебные действия | ||
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию | Язык и речевая практика | Русский язык. Чтение (Литературное чтение) |
Математика | Математика | |
Человек и общество | Мир истории. История Отечества. Основы социальной жизни. География. | |
Естествознание | Биология. | |
Использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач | Физическая культура | Адаптивная физическая культура |
Технология | Профильный труд. |
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:
-
баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; -
балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; -
балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; -
балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; -
балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; -
баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
В комплексном исследовании развития детей с умственной отсталостью могут использоваться общеизвестные педагогические и психологические диагностические методы:
наблюдение, беседа, различные виды психолого-педагогического эксперимента, анализ продуктов деятельности учащихся, анкетирование родителей.
Для психологической диагностики БУД рекомендуется использовать нейропсихологические и патопсихологические методики, позволяющие выявить уровень сформированности произвольной регуляции деятельности
, наглядно-действенного, наглядно-образного, вербально-логического мышления, чтения, письма, счетных операций, а также функций, являющихся важнейшими предпосылками формирования БУД: различных видов гнозиса, праксиса, мнестических функций, показателей нейродинамики. Для оценки сформированности отдельных БУД могут использоваться выполненные задания в учебных тетрадях.
Оценка сформированности БУД посредством метода наблюдения может осуществляться разными учителями в начале и конце учебного года. Сам процесс наблюдения за учащимися класса для оценки сформированности БУД на начало или конец года рекомендуется осуществлять в течение нескольких дней. Данные наблюдения по каждому обучающемуся заносятся в таблицу 1. Подобная система оценки сформированности БУД может осуществляться и учителем-логопедом.
Рекомендуется использовать единую бальную систему оценивания для определения уровня сформированности БУД.
Таблица 1
Оценка сформированности БУД
V-IX классы
Ф.И. обучающегося_______________________________________год обучения_____________
№ п/п | Группа БУД | Перечень учебных действий | Оценка сформированности (в баллах) | |
начало уч. года | конец уч. года | |||
1 | Личностные | испытывать чувство гордости за свою страну | | |
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей | | | ||
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др. | | | ||
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; | | | ||
активно включаться в общеполезную социальную деятельность | | | ||
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. | | | ||
Максимум 30 баллов | | | ||
2 | Регулятивные | принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; | | |
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; | | | ||
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; | | | ||
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; | | | ||
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность | | | ||
Максимум 25 баллов | | | ||
3 | Познавательные | Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию; | | |
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; | | | ||
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. | | | ||
Максимум 15 баллов | | | ||
4 | Коммуникативные | вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); | | |
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; | | | ||
использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. | | | ||
Максимум 30 баллов | | | ||
Итого баллов | | |
-
Лист мониторинга оценки сформированности базовых учебных действий заполняется экспертной группой -
Результаты оценки сформированности базовых учебных действий заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося. -
В соответствующие клетки таблицы вносятся результаты оценки каждого параметра. -
В соответствующие графы вписывается количественное оценивание (цифры )от 0 до 5.
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Уровень сформированности БУД
№ п/п | Уровень сформированности БУД | Умения | Кол-во баллов |
1 | Первый уровень сформированности БУД | Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в любых ситуациях. | 140-70 |
2 | Второй уровень сформированности БУД | Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в знакомых ситуациях, в необычной ситуации допускают ошибки, но могут исправить их по замечанию учителя. | 71-30 |
3 | Третий уровень сформированности БУД | Смысл действий обучающийся связывает с конкретной ситуацией, в основном выполняет действия по указанию учителя. | 31-20 |
4 | Четвертый уровень сформированности БУД | В некоторых ситуациях не понимает смысл действий, действия выполняет только по указанию учителя, в затруднительных ситуациях не может справиться с поставленной | 19-0 |
Лист сформированности БУД
Ф.И.О. обучающегося__________________________________________________
№ п/п | Группа БУД | Год обучения | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||
1 | Личностные | | | | | | | | | | | |
2 | Регулятивные | | | | | | | | | | | |
3 | Познавательные | | | | | | | | | | | |
4 | Коммуникативные | | | | | | | | | | | |
Общее количество баллов | | | | | | | | | | | | |
Уровень сформированности БУД | | | | | | | | | | | |