Файл: Манипулятивные тенденции в детскородительских отношениях с подростками.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ С ПОДРОСТКАМИ
фамилия и инициалы автора
Аннотация. Иногда родители используют манипулятивные приемы по разным причинам, которые кажутся безобидными и даже полезными для формирования личности подростка, но могут существенно повлиять на его формирование. Данная статья посвящена описанию наиболее распространенных манипулятивных тактик, их возможных причин и последствий, а также теоретическим подходам к проблемам детско-родительского общения в подростковый период.
Ключевые слова: манипуляции, детско-родительские взаимоотношения, стили воспитания, подростковый возраст.
В основе психологических особенностей семей, воспитывающих подростков лежат культурно-исторические факторы, которые находятся под влиянием общественных норм и ценностей. Поэтому родители являются основой всех остальных, общественных отношений ребёнка, который будет им устанавливаться и создаваться. Кроме того, эти отношения являются центральной частью в развитии самосознания – через них ребенок получает опыт отношения не только к другим, а и к самому себе.
Отношения между детьми и родителями являются:
- системой различных чувств к ребенку, поведенческих стратегий общения со взрослым и ребенком;
- особенностей понимания характера и личности ребенка, его поступков;
- особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поведения.
Представители разных психологических школ и направлений исследовали особенности взаимоотношений в системе «родители-подростки», складывающиеся на различных этапах развития. И именно благодаря этому взаимодействию родители и подростки приобретают нормы и правила нравственности, навыки совместной деятельности, формируют мировоззрение, ценности и идеалы.
Так же не редко в нашей жизни мы встречаем такое умение, как манипулирование взрослыми и друзьями, которое дети и подростки проявляют на протяжении всей жизни. Ни один родитель не может так быстро и четко сформулировать свое желание, как ребенок. Родители часто бывают вынуждены идти навстречу желаниям ребенка и соглашаться с ним. Однако иногда даже самые серьезные родители не в силах отказать своему чаду в его просьбе.
И родители, и дети пользуются манипулятивным общением в процессе общения с другими людьми. Наблюдая за общением ребенка с родителями, отечественные и зарубежные исследователи пришли к выводу, что в детском общении присутствует манипуляция, скрытое управление поведением оппонента.
Ф. С. Райс и К. Долджин [4] выделяют некоторые особенности семейных отношений, которые необходимы для нормального развития ребенка в подростковом периоде:
- содействие родителей, а также их желание помочь;
- родители могут быть внимательными к своим детям, они могут понять их переживания;
- если родители любят друг друга, то они будут всегда поддерживать позитивный настрой в семье;
- принятие и одобрение со стороны родителей;
- в первую очередь, это доверие к ребенку;
- в отношении ребенка к нему как к взрослому и самостоятельному;
- родителям необходимо проявлять большую гибкость, приспосабливаемость к мнению других людей и терпимость в своих взглядах на жизнь;
- если родители будут примером для подражания своим детям, то они смогут научить их тому, что нужно делать[2].
Манипуляция – это явление, которое трудно заметить. Не только в том случае, если она направлена на детей со стороны родителей, но и в том случае, если она направлена против них. И, конечно же, в большинстве случаев она скрыта под маской заботы и опеки. Если ребенок находится в материальной зависимости от родителей или учится на заочном отделении, то ему будет очень сложно справиться с этой задачей[3].
Но если родители хотят развить у ребенка навыки самоконтроля, то стоит обратить внимание на пассивность и контроль. С одной стороны это правильно – родители должны ожидать от своего чада самостоятельности во всех вопросах личной гигиены и ухода за собой, но с другой стороны это может привести к тому, что ребенок будет помнить о том, что нужно чистить зубы. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Некоторые родители прибегают к эмоциональным манипуляциям, чтобы вернуть контроль над ребенком.
Однако некоторые исследователи (Э. Шостром, Э. Адлер) считают, что именно родители невольно формируют у своих детей манипулятивные навыки поведения. Чтобы стать успешнее в манипулятивном общении, ребенку нужно прилагать значительные умственные усилия для того, чтобы понять предназначение в жизни, уметь планировать свою деятельность и чувствовать других людей [1].
При выборе инструмента манипулятор-родитель, может воспользоваться одним из множества инструментов для воздействия на своего ребёнка. Исследование, проведенное Дэниелом Флинтом, показывает, что самые популярные стратегии воздействия – это «манипуляция».
Те родители, которые склонны манипулировать своими детьми и снижать их самооценку стремятся установить над ними психологический контроль, что снижает их самооценку. Они:
- ребенка обвиняют во всех бедах взрослого, а именно в его проблемах;
- не дают забыть прошлые ошибки, постоянно напоминая о них;
- заявляют, что у ребенка нет хороших качеств в семье;
- в то же время они упрекают ребенка в том, что он сделал и чем пожертвовал ради него;
- виновником своих чувств считают ребенка, а он в свою очередь возлагает вину на себя [4].
К примеру, можно привести следующую ситуацию: ребенок приходит домой раньше указанного времени. А родитель, в свою очередь, обрушивается на него с упреками и обвинениями: “Как ты мог так поступить со мной?!? Тебе известно о моей тревоге за тебя. И все равно ты вернулся в столь поздний час? Меня это так бесит – ты меня просто с ума сведешь!»
Действительно, подобная реакция выглядит вполне оправданной: родители совершенно справедливо опасаются за безопасность подростка. Однако этот взрослый – возможно, неосознанно, – повлиял на ребенка, обвинив его в своих чувствах. Дэниэл Флинт считает, что эта проблема состоит не в том, что родитель использует свои эмоции для установления психологического контроля над ребенком, а в том, что родитель пытается контролировать ребенка с помощью своих чувств.
Эти типы манипуляций используют эмоциональные сигналы для того чтобы воздействовать на семейные отношения. Нет ничего удивительного в том, что ребёнок, который усвоил урок и применил его в следующий раз, будет использовать тот же приём: «Я ничего не мог с этим сделать, ты меня разозлил». «Да, конечно, я вышел и хлопнул дверью! И чем мне еще заниматься?!»
В исследовании М.А. Фрист и А.А. Яник [6], посвященном личностной автономии подростков в контексте их общей позитивности, были выявлены ключевые параметры субъективной оценки подростками взаимоотношений с родителем при ее общей негативности – это равноправие, принятие и взаимное уважение, а при ее относительной нейтральности – взаимопонимание.
Однако именно эта открытость взаимодействия является одним из главных условий для налаживания продуктивных отношений между родителями и детьми, которые в свою очередь влияют на становление личностной автономии у ребенка. Отмечается также, что подростки с позитивной самооценкой к отношениям с родителями более развиты такими ресурсами формирования личности, как суверенность психологического пространства и ориентация на себя в процессе жизнедеятельности.
У подростков с более негативной оценкой отношений с родителями прослеживается, более слабая личностная автономия и депривация границ психологического пространства[5].
Принятие и уважение со стороны родителей является важным условием формирования позитивного самоотношения подростка, опоры на себя и личностную автономию.
Однако в некоторых семьях манипуляция допустима, и каждого из двух участников этого процесса это устраивает. Родители полностью контролируют своего ребенка, взрослого или нет, а ребенок снимает ответственность за свои действия и решения. Родители всегда все знают и подскажут, как лучше сделать или не сделать.
Манипуляции не всегда являются психологической уловкой и заранее спланированной хитроумной стратегией. В большинстве случаев, это повторение поведения своих родителей. Также причиной может стать и их внутренние неразрешённые конфликты, которые могут возникнуть в результате манипуляции, а манипуляция – это защитная реакция, способствующая справиться с тревогой, которая возникает у них.
Манипуляции не предполагают учета желаний или предпочтений другого. В любом случае ребенок всегда будет объектом для родителя, который снимет страх или беспокойство, тот, кто даст почувствовать себя важным и значительным, тот, кто откроет в нем источник силы и уверенности, тот, кто закроет в нем пустоту и одиночество. Ну и конечно же, в любом случае манипуляция родителями будет выглядеть как забота, опека и любовь. В первую очередь родители являются для подростка самыми важными людьми, которые его любят и верят ему. Это нормально для детей, которые зависят от своих родителей. Для того чтобы ребенок вырос, ему необходимо научиться устанавливать границы, а также заявить о своих правах и желаниях.
Именно это и происходит в подростковом периоде, когда ребенок начинает бунтовать, говорит постоянно и на все «нет». Ему важно построить свой мир, где он сможет быть сам себе хозяином. Если же такая возможность не предоставляется, то в дальнейшем она может быть предоставлена только в том случае, если родители полностью контролируют своего ребенка [3].
Таким образом, эмоциональное общение между родителями и детьми имеет свои особенности, которые связаны со спецификой манипулятивных тенденций в общении. К основным факторам, влияющим на формирование манипулятивного поведения у подростков, относятся родительская непоследовательность, чрезмерное эмоциональное напряжение и повышенная тревожность за ребенка.
Нужно повышать родительскую грамотность, чтобы родители могли общаться с детьми на равных. Именно эта проблема является главной в данной работе. Она заключается в том, что подросток стремится к эмансипации от своих родителей, но и одновременно нуждается в их поддержке.
Не стоит забывать, что родители должны содействовать формированию автономии подростка, а также обеспечивать ему психологическое сопровождение процесса взросления с помощью авторитета родителей и их психологической поддержки.
Библиографический список
-
Абдуллаева В.К. Влияние стилей родительского воспитания на формирование суицидальных тенденций у подростков // Вопросы науки и образования. 2019. -
Бобровникова Н.С. Взаимоотношения подростков и родителей как социально-личностный ресурс и основа профилактики буллинга // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №2. https://mir-nauki.com/PDF/05PSMN218.pdf -
Кузьмишина Т. Л. Детские манипуляции во взаимодействии с родителями // Problemy Wczesnej Edukacji / Issues in Early Education. – 2013. – No. 21. – P. 65–73. -
Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. Пер. с англ. Е. Николаевой. Питер, 2010. – 816 с. -
Черепанова И.В., Черепанов О.А. Отношения с родителем противоположного пола как фактор формирования акцентуаций характера у подростков // Вестник МДУ имя А.А. Куляшова № 2 (50). 2017. С. 64-69. -
Фризен М. А., Яник А.А. Личностная автономия старших подростков с разной субъективной оценкой взаимоотношений с родителями // Вестник КРАУНЦ. Серия «Гуманитарные науки». № 1 (29). 2017. C.63-70.
MANIPULATIVE TENDENCIES IN CHILD-PARENT RELATIONSHIPS WITH ADOLESCENTS
фамилия и инициалы автора
Annotation. Sometimes parents use manipulative techniques for various reasons that seem harmless and even useful for the formation of a teenager's personality, but can significantly affect its formation. This article is devoted to the description of the most common manipulative tactics, their possible causes and consequences, as well as theoretical approaches to the problems of child-parent communication in adolescence.
Keywords: manipulative tendencies, child-parent relations, parenting styles, adolescent behavior