Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если тяжесть воздействия перевешивает общественный интерес и степень опасности совершенного деяния, то ограничение принимает форму несоразмерного;

- достижение целей, ради которых применяется принуждение. Мера принуждения, которая наносит вред и ограничивает основные права личности, не достигая при этом своей цели, есть излишнее и тем самым чрезмерное посягательство;

- соблюдение пределов «применения» и пределов «интенсивности». Пределы применения - это продолжительность действия меры. Пределы интенсивности - предельный круг благ, который может быть ограничен при применении принуждения в ходе осуществления расследования по делу.

Таким образом, административное принуждение выступает одним из важных юридических средств поддержания правопорядка и его можно определить следующим образом: это вид государственного принуждения, выражающийся в негативном властном воздействии на сознание и волю субъектов с целью принудить их к должному поведению в случае добровольного невыполнения ими правовых предписаний в целях недопущения противоправного поведения или наступления опасных последствий, охраны и защиты общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления.

Разрешение актуальных проблем применения мер административного принуждения сотрудниками правоохранительных органов и иных органов исполнительной власти, а также систематизация и кодификация мер административного принуждения является одной из первоочередных задач совершенствования административного законодательства России.



1.3 Сущность и правовая природа административного принуждения



Регулирование правоотношений, возникающих в различных институтах гражданского общества, обеспечение безопасности и установленного порядка управления реализуется посредством активных средств государственного воздействия на конкретные субъекты (физические, юридические лица и пр.). Как известно, основными методами административно-правового управления выступают убеждение и принуждение. Названные средства государственного управления — явления социальные, в связи с тем, что они проявляются в содержании и характере связей между участниками определенных правоотношений. В том или ином виде принуждение встречается в каждом человеческом обществе и является необходимым рычагом воздействия всякой социальной структуры. Основные государственные интересы требуют, чтобы органы власти реализовывали политическую волю, применяя в случаях, установленных законом, те или иные меры государственного воздействия.

Сложно недооценить роль и значение государства, имеющего специальный аппарат принуждения, в борьбе с правонарушениями. Правовые нормы устанавливают основания административного принуждения, санкции и процессуальный порядок их применения. Государственное принуждение, как правило, характеризуют конкретные принудительные меры, применяемые в отношении правонарушителей строго определенными законом субъектами органов власти.

Административное принуждение, как один из распространенных способов государственного управления, включает разнообразные по специфике, правовой регламентации и целевому назначению меры. Однако, по причине отсутствия в административном законодательстве норм, устанавливающих дифференциацию названных мер в теории административного права и процесса не сформирован единый подход к пониманию классификации.

Говоря об эволюции развития подходов к классификации мер административного принуждения, необходимо отметить, что в XX в. существовали две основные точки зрения по данному вопросу. В эпоху советского административного права ученые- административисты выделяли двухчленную классификацию административно-правового принуждения: меры административного взыскания; прочие меры административного принуждения. Данную позицию в конце 1940-х гг. активно поддерживали в своих научных работах С.С. Студеникин и Ямпольская Ц.А. и др. Критерием для данной классификации является наличие административных санкций. Вторую классификацию сформировал М.И. Еропкин; в конце 1950-х гг. она получила наибольшее распространение. Суть данной классификации сводится к наличию следующих мер административного принуждения: меры административно-правового пресечения, меры административно-правового предупреждения, меры административно-правового взыскания. Позицию М.И. Еропкина поддержали многие ученые - административисты. Среди них Ю.Н. Старилов, Б.В. Россинский. Схожей точки зрения придерживался И.И. Веремеенко, полагавший, что в группу мер административно-правового пресечения входят и меры административно-процессуального характера и санкционные административно-правовые меры. Он утверждал, что критерием для классификации мер принуждения является непосредственная цель их применения.



Несколько иной точки зрения придерживается В.Д. Осинцев, обосновывающий наличие мер административно-правового пресечения, мер выявления угроз безопасности, мер административно-правового восстановления, мер административной ответственности, а также мер административно-правового сдерживания. На наш взгляд, наиболее верной является классификация, предложенная в диссертационные исследования А.И. Каплуновы, включающая в себя, наряду с пресечением, право восстановлением и административной ответственностью, также предупреждение и процессуальное обеспечение.

Применение административного принуждения вызвано необходимостью, при наличии законных оснований наказать правонарушителей, предупреждения и пресечения правонарушений. Применять меры административного принуждения допустимо как в отношении правонарушителя, так и при его отсутствии (к примеру, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в целях предупреждения совершения административных правонарушений. Поскольку административные проступки носят меньшую общественную опасность, чем уголовно наказуемые деяния, то и административное принуждение, в целом, менее сурово, чем принуждение, используемое в уголовном процессе.

Существуют следующие характерные особенности административного принуждения:

- совершение административного правонарушения является правовым основанием для реализации механизмов административного принуждения, установленных действующим законодательством;

- меры административного принуждения применяются субъектом государственной власти, не являющимся вышестоящим в порядке субординации в отношении лиц и органов, в отношении которых применяются те или иные меры государственного воздействия;

- административное принуждение применяют исключительно органы государственной власти в порядке, установленном действующим законодательством;

- проявляются в осуществлении государственно-властных полномочий, и характеризуются понуждением к исполнению физических, юридических и должностных лиц, установленных законом юридических предписаний;

- цель указанных мер — пресечение противоправных действий, наказание правонарушителей, обеспечение общественной безопасности и правопорядка;


- осуществляются в строго очерченных правовых пределах допустимости вмешательства в частную жизнь гражданина, в деятельность юридического лица.

Кроме того, отметим, что применять меры административного принуждения имеют право не все субъекты исполнительной власти, а исключительно уполномоченные законом органы власти. Это позволяет качественнее осуществлять административный контроль надзор за применением рассматриваемой меры государственного воздействия. Произвольное присвоение правомочий по реализации различных мер административного принуждения недопустимо и является грубым нарушением норм действующего законодательства.

Характеризуя административное принуждение, отметим, что указанная государственная мера имеет профилактическую направленность, является средством предупреждения нарушений законности, так как используется в отношении лиц, не имеющих выраженных криминальных мотивов, совершающих малозначительные проступки. Именно это обстоятельство обуславливает разнообразие административных средств воздействия в отношении правонарушителя.

В заключении отметим, что грамотное использование одного из главных методов государственного воздействия — административного принуждения федеральными органами исполнительной власти, полицией, обеспечивает эффективность управленческой деятельности, работы основных институтов административного права, несокрушимость правопорядка, создает благоприятные условия для предупреждения правонарушений. Принуждение, реализуемое органами государственного управления, направлено на обеспечение:

- законности поведения всех участников правоотношений, складывающихся в сфере управления;

- охраны установленного режима государственного управления с четко отлаженным механизмом обеспечения выполнения правовых предписаний.

Административное принуждение, реализуемое федеральными органами исполнительной власти, применяется на базе строгого правового регулирования, нормативного закрепления оснований, процессуального порядка применения конкретных принудительных мер. При этом принуждение, по сути, не преследует цели причинить правонарушителю физические страдания или унизить его честь и достоинство. Вместе с тем, оно содержит карательный и подчинительный характер и направлено на предупреждение правонарушений, воспитательное воздействие на лиц, их совершивших.


ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
2.1 Основные элементы процедурного и процессуального порядка применения мер административного принуждения
В последние годы усилился интерес специалистов административного права к исследованию вопросов порядка применения мер административного принуждения сотрудниками правоохранительных органов. Актуальность изучения данной проблематики определяется также изменениями, которые происходят в российском административно-процессуальном законодательстве и представлениях отечественных ученых о понятии и структуре административного процесса, в контексте необходимости дальнейшего развития теории и совершенствования законодательства об административных процедурах.

По мнению ученых-административистов, административное принуждение включает в себя следующие группы мер принуждения:

- принудительные меры административного предупреждения;

- меры административного пресечения;

- меры административной ответственности (административные наказания);

- меры административно-процессуального обеспечения.

Под применением меры административного принуждения понимается порядок реализации предусмотренного законом способа принудительного воздействия, который может быть закреплен либо санкцией, либо диспозицией правовой нормы, устанавливающей конкретную меру принуждения. Соответственно порядок применения меры административного принуждения может быть либо процессуальным (реализация санкций), либо процедурным (реализация диспозиций).

Процессуальной формой назначения административного наказания является производство по делу об административном правонарушении. Указанное производство есть самостоятельный структурный элемент административного процесса (административное производство).

В рамках данного административного производства применяются меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные гл. 27 КоАП РФ, подавляющее большинство которых являются мерами административно-процессуального обеспечения. С одной стороны, речь идет о принудительном процессуальном действии, которое органично вплетается в производство по делу об административном правонарушении. С другой стороны, с точки зрения порядка применения данных мер принуждения этот порядок является процедурным, поскольку для решения вопроса об их применении, как правило, не заводятся индивидуальные конкретные дела, закон устанавливает только порядок фиксации факта их применения.