Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В отношении порядка реализации принудительных мер административного предупреждения и мер административного пресечения и его связи с административным процессом в юридической литературе высказываются различные точки зрения. Так, в структуре административного процесса выделяют производство по применению отдельных мер административного предупреждения и мер административного пресечения, которое рассматривается прежде всего в качестве процессуальной формы применения тех административных мер предупреждения и пресечения, способ принудительного воздействия которых закреплен санкцией правовой нормы, ее устанавливающей, и которые не являются административными наказаниями.

Ряд авторов считают, что данное производство есть процессуальная форма применения в том числе и специальных мер административного пресечения (таких как применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия). Однако, как справедливо отмечено в литературе, в нормах, устанавливающих меры административного пресечения, способ принудительного воздействия, характеризующий содержание этих мер принуждения, закреплен в диспозициях данных норм, а соответственно применение мер пресечения осуществляется только в процедурном (материально-правовом) порядке, в форме правоохранительных актов управления, путем непосредственного совершения предусмотренных законом действий уполномоченным должностным лицом правоохранительного органа.

В качестве самостоятельного административного производства, входящего в структуру административного процесса, предлагается рассматривать «производство по применению отдельных принудительных мер административного предупреждения», которое является процессуальной формой применения принудительных мер административного предупреждения, дела о которых рассматриваются в судебном порядке, но не в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ, в частности:

- аннулирование лицензий и разрешений;

- помещение несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

- психиатрическое освидетельствование лица, страдающего психическим расстройством и представляющего непосредственную опасность для окружающих, без его согласия или без согласия его законного представителя.


С принятием и вступлением в силу 15 сентября 2015 г. Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) решение о применении ряда принудительных мер административного предупреждения стало приниматься в порядке административного судопроизводства, а именно:

- об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (п. 5 ч. 3 ст. 1 КАС РФ);

- о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке (п. 6 ч. 3 ст. 1);

- о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке (п. 7 ч. 3 ст. 1);

- иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке (п. 8 ч. 3 ст. 1 КАС РФ).

Отличия в процессуальном порядке применения перечисленных мер предупреждения состоят в том, что административное судопроизводство основано на «состязательном» типе юрисдикционного правоприменительного процесса, а иной судебный порядок включает в себя элементы как «следственного», так и «состязательного» типа юрисдикционного процесса. Однако в обоих случаях порядок применения перечисленных мер предупреждения включает в себя досудебные этапы стадии возбуждения дела, на которой уполномоченное должностное лицо контрольно-надзорного органа готовит необходимые процессуальные документы для направления в суд.

Кроме того, после вступления в силу КАС РФ меры процессуального обеспечения пополнились мерами, которые применяются к лицам, нарушающим установленные в суде правила и препятствующим осуществлению административного судопроизводства. Эти меры получили название «меры процессуального принуждения». К их числу относятся:

- ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение участника судебного разбирательства слова;

- предупреждение;

- удаление из зала судебного заседания;

- привод;

- обязательство о явке;

- судебный штраф.

Называть эти меры принуждения административными на первый взгляд нет оснований, поскольку они применяются при осуществлении правосудия, а не государственного управления, решение об их применении принимается судом для обеспечения судопроизводства.



Вместе с тем с формально юридической точки зрения эти меры применяются для обеспечения административного судопроизводства при рассмотрении административных дел. Дела названы административными потому, что в качестве стороны в каждом деле участвует орган публичного управления либо его должностное лицо, указанные в ст. 38 КАС РФ. В административных делах, перечисленных в ч. 3 ст. 1 КАС РФ (о применении мер принуждения), властный субъект участвует в качестве административного истца. Данный вид судопроизводства в ст. 5 КАС РФ идентифицирован как административно-процессуальная деятельность. Соответственно меры процессуального принуждения, применяемые для обеспечения данного вида процессуальной деятельности, следует отнести к мерам административно-процессуального обеспечения и наряду с мерами обеспечения, предусмотренными гл. 27 КоАП РФ, рассматривать в качестве составной части административного принуждения.

Большинство из предусмотренных КАС РФ мер процессуального принуждения есть в ГПК РФ (за исключением таких мер, как ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение участника судебного разбирательства слова, обязательство о явке) и рассматриваются как принудительные меры гражданско-процессуального обеспечения гражданского судопроизводства. В результате «рекодификации» гражданско-процессуального законодательства и легализации административного судопроизводства, а также с помощью приведенной логической цепочки рассуждений аналогичные меры процессуального принуждения превратились в административно-правовые.

Меры процессуального принуждения, предусмотренные КАС РФ, могут быть применены к лицам, нарушающим порядок в судебном заседании или не подчиняющимся законным распоряжениям председательствующего в судебном заседании, после «устного замечания» (ч. 6 ст. 144 КАС РФ). В этом контексте такие меры процессуального принуждения, как предупреждение и судебный штраф, по способу принудительного воздействия являются мерами ответственности (по аналогии с соответствующими административными наказаниями, предусмотренными п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ), а не мерами процессуального обеспечения.

По общему правилу принудительные меры процессуального обеспечения не являются санкциями. Это вспомогательные средства воздействия, которые закреплены диспозициями правовых норм и применяются в форме индивидуальных правоохранительных актов, с их помощью решаются тактические задачи производства. К мерам процессуального обеспечения из числа перечисленных в ч. 2 ст. 116 КАС РФ мер процессуального принуждения можно отнести следующие: ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение участника судебного разбирательства слова; удаление из зала судебного заседания; привод; обязательство о явке.


Краткий анализ порядка применения мер принуждения, предусмотренных административным и административно-процессуальным законодательством, позволяет сделать следующие выводы.

1. Законодательство об административном судопроизводстве заставляет по-новому посмотреть не только на понятие и структуру административного процесса, но и на отраслевые виды и систему мер административного принуждения.

С учетом изменений административно-процессуального законодательства есть основание говорить о двух видах отраслевого принуждения - административном и административно-процессуальном.

Административное принуждение включает в себя три группы принудительных мер: предупреждение, пресечение и ответственность. Административно-процессуальное принуждение представлено мерами административно-процессуального обеспечения.

2. Процессуальной формой применения мер административной ответственности является производство по делам об административных правонарушениях. Процессуальной формой применения мер административного предупреждения, способ принудительного воздействия которых закреплен санкцией правовой нормы, ее устанавливающей, является административное производство по применению отдельных принудительных мер административного предупреждения и административное судопроизводство по делам, перечисленным в ч. 3 ст. 1 КАС РФ.

3. В процедурном (материально-правовом) порядке применяются меры административного пресечения, меры административно-процессуального обеспечения и меры административного предупреждения, способ принудительного воздействия которых закреплен диспозицией правовой нормы, ее устанавливающей.

Вместе с тем процедуры применения мер административно-процессуального обеспечения по сути являются принудительными процессуальными действиями, которые органично вплетаются в административно-процессуальную деятельность и обеспечивают ведение соответствующего производства.


2.2 Правовое регулирование процедурного порядка применения отдельных принудительных мер административного предупреждения



В научной литературе существуют различные подходы к пониманию административного процесса (управленческий, судебный и комплексный), у каждого из которых есть свои сторонники и последователи, но, к сожалению, к единому пониманию административного процесса как вида юридического процесса ученые, так и не пришли.

При рассмотрении процедурно-процессуального порядка применения мер административного принуждения, мы считаем, что за основу при характеристике структуры административного процесса необходимо брать «управленческий» подход, согласно которому под административным процессом понимается «урегулированный правом порядок разрешения индивидуально конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, а в предусмотренных законом случаях - и другими полномочными субъектами. Административный процесс - это такая деятельность, в ходе осуществления которой складываются отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права».

С точки зрения реализации мер административного принуждения в структуре административного процесса выделяют производство по делам об административных правонарушениях, которое является процессуальной формой применения административных наказаний. Кроме того, в рамках данного производства применяются также меры обеспечения данного производства, подавляющее большинство которых являются принудительными мерами административно-процессуального обеспечения.

Однако порядок применения мер, предусмотренных гл. 27 КоАП РФ, в большинстве случаев является материально-правовой процедурой, которая органично вплетается в производство по делу об административном правонарушении. Для принятия решения о применении этих мер индивидуальные конкретные дела не возбуждаются, закон устанавливает только порядок фиксации факта их применения. Как справедливо отмечено в учебной литературе, процедуры применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не являются самостоятельными структурными элементами административного процесса, они неразрывно связаны с производством, которое обеспечивают3, т. е. являются составными элементами этого производства.