ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственно-частное партнерство (ГЧП)
2) Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это способ привлечения частных инвестиций в создание и эксплуатацию объектов общественной инфраструктуры. Как правило такие проекты должны быть обеспечены публичными образованиями, но за счет ГЧП доля государства в процессе сокращается, а задачи возлагаются на частный бизнес, который может выполнить их эффективнее. В результате удается обеспечить эффективное управление государственным и муниципальным имуществом и повысить качество предоставляемых населению услуг. Частная сторона может участвовать в проектировании, строительстве, реконструкции объекта, а также в его эксплуатации и техническом обслуживании.
Основание для заключения соглашения – это всегда решение уполномоченного органа власти, представляющего интересы публичной стороны, о реализации определенного проекта.
Особенности ГЧП:
длительный срок (обусловлен необходимостью возврата частных инвестиций)
распределение рисков между частной и публичной сторонами (наиболее сложная часть при подготовке проекта)
частное финансирование (главное отличие от госзаказа, где проект обязательно полностью финансируется государством; в ГЧП формально обязательно участвуют частные инвестиции, хотя государство может полностью компенсировать затраты)
Для государства формат ГЧП может быть привлекательнее госзаказа, поскольку в этом случае используются ресурсы и компетенции частной стороны, не возникает дополнительной долговой нагрузки на бюджет (или возникает в меньшем объеме), а также снижается степень контроля реализации процесса. При этом в рамках одного проекта можно объединить реализацию сразу нескольких этапов работы по проекту (проектирование, строительство, эксплуатация, обслуживание). Если инициатором является частная сторона, то государство экономит деньги на проработку идеи проекта.
Для бизнеса ГЧП – это возможность выйти на новые рынки, традиционно занимаемые государством, а также простой способ получить государственное имущество в пользование без торгов. Частная сторона имеет возможность увеличить выручку по проекту за счет оказания дополнительных платных услуг.
3)Формы
Государственное-частное партнерство может быть оформлено в разных формах. К основным относят концессионное соглашение и соглашение о ГЧП/МЧП. Но есть и иные формы (квази-ГЧП):
Контракт жизненного цикла (44-ФЗ о контрактной системе) – вложение частных инвестиций в строительство, реконструкцию, эксплуатацию, ремонт объекта на протяжении всего срока его жизни, а при необходимости также в последующую утилизацию. Государство принимает на себя обязательства осуществления закупки услуг/товаров у инвестора или предоставляет регулярную плату за инфраструктуру.
Долгосрочный договор с инвестиционными обязательствами (223-ФЗ о закупках) – государственная закупка, в рамках которой предусмотрены инвестиционные обязательства частной стороны и порядок финансового участия публичной стороны.
Инвестиционный договор (39-ФЗ об инвестиционной деятельности) – договор об инвестиционной деятельности, одной из сторон которого выступает государство.
Договор аренды с инвестиционными обязательствами (ГК РФ) – передача государством объекта и (или) участка инвестору во временное владение и пользование за определенную плату с одновременным возникновением у частной стороны инвестиционных обязательств (строительство/реконструкция объекта).
Энергосервисный контракт (44-ФЗ о контрактной системе) – контакт на выполнение работ, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования ресурсов. Выплаты инвестору осуществляются за счет достигнутой экономии энергоресурсов. В конкурсе побеждает участник, который предлагает наибольшую экономию ресурсов.
Договор офсетной закупки (44-ФЗ о контрактной системе) – договор, в рамках которого инвестор открывает новое производство или модернизирует старое, а государство гарантирует, что будет покупать его продукцию в течение нескольких лет. Для инвестора это долгосрочная гарантия сбыта.
Специальный инвестиционный контракт (488-ФЗ о промышленной политике) – договор, согласно которому инвестор модернизирует или осваивает производство промышленной продукции с помощью внедрения современных технологий, а государство обязуется оказать ему поддержку в виде налоговых и регуляторных льгот (снижение ставок по налогам на прибыль, имущество, транспорт, получение статуса «российский производитель», а для проектов от 3 млрд руб. – возможность выхода на рынок госзаказа как «единственный поставщик»).
Корпоративная форма партнерства – создание отдельного юридического лица для реализации проекта, в капитале которого государство участвует не менее чем на 50%.
Рейтинг строится на основе опыта региона в реализации ГЧП-проектов, а также исходя из степени развития институциональной среды и нормативно-правового обеспечения в субъекте РФ. В 2019 году оценка состояния нормативно-институциональной среды рассчитывалась исходя из экспертных оценок по различным критериям. Опыт региона зависел от инвестиций в ГЧП-проекты, отраслевой дифференциации проектов, формы соглашения, стадии реализации, срока проекта и уровня проекта.
4) Концессионное соглашение и ГЧП
Концессия и соглашение о ГЧП/МЧП по смыслу близки, но существует ряд различий. Наиболее важное – в концессии объект соглашения остается в собственности публичной стороны, а в ГЧП/МЧП – является частной собственностью. В отдельных случаях объект ГЧП может перейти в государственную собственность, если затраты публичного партнера больше затрат частного партнера. В Федеральном законе 224-ФЗ указано, что соглашение ГЧП/МЧП не может заключаться на срок менее трех лет. Для концессии подобных ограничений не прописано, хотя все равно предполагается долгосрочный характер договорных отношений. При этом объект концессионного соглашения ни при каком условии не может выступать залогом при получении финансирования. В случае с ГЧП/МЧП такое возможно, если между частной, публичной сторонами и финансирующей организацией заключено прямое трехстороннее соглашение. В концессии частная сторона, концессионер, обязуется исполнить ряд работ по созданию или реконструкции объекта, а также осуществлять его эксплуатацию. Публичная сторона, концедент, предоставляет в пользование необходимые ресурсы и по договоренности софинансирует проведение работ. В соглашении о ГЧП/МЧП принцип такой же, но эксплуатация объекта может не являться обязанностью частного партнера и может осуществляться публичным партнером.
В обеих формах публичной стороной может быть Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование. В концессии также может участвовать государственная компания «Автодор» и государственная корпорация «Росатом». Важный нюанс – участие субъекта РФ обязательно в качестве самостоятельной стороны муниципальной концессии, если соглашение заключается в отношении объектов ЖКХ (теплоснабжения, ГВС, холодного водоснабжения и водоотведения). Частной стороной в соглашении о ГЧП/МЧП может быть только российское юридическое лицо, которое не связано с государством. Для концессионера ограничений меньше – им
может быть российское юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, товарищество юридических лиц, а также, если объект не связан с военными силами России, еще и иностранное юридическое лицо
Объекты концессии и соглашения о ГЧП/МЧП по большей части совпадают.
5) Участие публичной стороны
Государство как правило содействует в реализации ГЧП-проектов имущественно, например, предоставляя в пользование земельный участок и объект на нем. Возможна ситуация, когда это единственный способ участия бюджета в проекте, тогда частная сторона привлекает средства от инвесторов, а возвращает их за счет получения платы от пользователей объекта. Такая схема подходит для проектов с высоким потенциалом окупаемости (спорткомплексы, кинотеатры, производство). Публичная сторона может предоставить капитальный грант. Эти средства расходуются непосредственно на создание объекта или его модернизацию. В процессе реализации проекта возможно предоставление операционного гранта. Существуют несколько вариантов определения размера операционного гранта:
Величина операционного гранта может быть рассчитана таким образом, чтобы обеспечить частной стороне минимальную доходность. Такой механизм используется, если проект завязан на потребительском рынке, но нельзя точно предугадать, насколько популярным он окажется. Например, это справедливо для платных дорог или медцентров, зависимых от маршрутизации пациентов.
Публичный партнер может частично софинансировать проект в размере, определенном сторонами в ходе переговоров. Такой подход может использоваться для проектов, в которых невозможно в полной мере окупить затраты только за счет потребителей за счет низкого платежеспособного спроса. Речь идет о социальнозначимых объектах с малонаселенных или довольно бедных населенных пунктах
6) Система IRIIS – это система оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов, основанная на международных требованиях. Ее разработка осуществляется ВЭБ.РФ, Национальным центром ГЧП и AECOM (американская инжиниринговая компания) при поддержке Минфина России и продиктована формулированием целей устойчивого развития ООН и принципов качественных инфраструктурных инвестиций G20. Наличие методики позволит сертифицировать российские проекты, в том числе в сфере ГЧП, что будет стимулировать улучшение качества проектов и позволит привлекать иностранные инвестиции. Сертификация является добровольной, требования IRIIS не являются обязательными и не заменяют действующих норм. Но получение такой экспертизы – это получение независимой оценки проекта, возможность выявить его слабые стороны. Поскольку методология является открытой, то можно попытаться самостоятельно оценить проект для справки. Сертификатор (ВЭБ.РФ) отвечает за развитие и продвижение методики, выдачу сертификатов, а также обучает и аккредитует оценщиков и верификаторов. Оценщики непосредственно собирают и анализируют материалы по проекту, формируют предварительную оценку по критериям.
Верификаторы координируют работу оценщиков, подтверждают и при необходимости пересматривают результаты оценки. Верификатором не может выступать лицо, связанное с проектом.
7) Пример ГЧП в истории
К числу наиболее известных и выдающихся концессий относится, в том числе, возведение башни по проекту Александра Гюстава Эйфеля. В январе 1887 г. А.Г. Эйфель подписал с муниципалитетом Парижа договор, согласно которому ему на правах аренды предоставлялась башня с условием эксплуатации сроком на 25 лет. Была также предусмотрена выплата денежной субсидии в размере 1,5 млн. золотых франков, которая составляла 25 % всех расходов на строительство башни. Башня окупилась за период работы выставки (выручка от билетов на экскурсии, за подъем на лифтах, продажу прав на сувенир, арендная плата ресторанов).
Канада: в рамках подготовки транспортной инфраструктуры к Олимпийским играм 2010г. были построены новые линии метро в Ванкувере, скоростная автомобильная дорога Sea to sky Highway, соединившая прибрежные ледовые арены и гостиницы с высокогорными лыжными трассами и трамплинами.
-
США: США, Вашингтон, начальная школа JF Oyster, построенная в 1929.
-
Школа была перестроена частным инвесторов в обмен на право постройки апартаментов с игровой площадкой на территории школы -
Кроме того, компания-застройщик была освобождена от уплаты налогов. Сумма возможного налога в 11 млн $ пошла на постройку новой школы -
Частный инвестор будет осуществлять ремонт школы в течение 35 лет из средств, получаемых от управления апартаментами
8) ГЧП в Москве
На данный момент реализуются следующие проекты на территории Москвы:
-
проект строительства Северного дублера Кутузовского проспекта; -
проект создания канатной дороги над Химкинским водохранилищем; -
приобретение на условиях контракта жизненного цикла (КЖЦ) вагонов метро, трамваев, автобусов, электробусов и др.; -
проект создания двух заводов по экологичной переработке илового осадка сточных вод; -
проект создания гериатрического центра; -
долгосрочные контракты на поставку лекарственных препаратов с инвестиционными обязательствами поставщика-инвестора по локализации их производства в Москве (офсетные контракты) и др.проекты. -
программа создания транспортно-пересадочных узлов (ТПУ).