Файл: Реферат по дисциплине Научноисследовательский семинар по экономике еаэс на тему Научнотехническая политика еаэс.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Каждое государство, в современных условиях, для выхода из кризиса на траекторию эффективного экономического роста, нуждается в собственной стратегии долгосрочного развития, предполагающей проведение системной научно-технической политики по формированию, составляющих новый технологический уклад, научно-производственных комплексов. Для формирования общей эффективной стратегии развития стран ЕАЭС, необходимо осуществить:
-
Проведение детальной и всестороней оценки промышленного потенциала стран-участниц ЕАЭС. -
Выполнение анализа степени его использования, включая оценку уровня резервов для повышения использования имеющихся мощностей с учетом развития экспериментальных и опытных производств. -
Создание системы стратегического планирования, для выявления перспективных направлений экономического роста. -
Обеспечение необходимых для опережающего роста нового технологического уклада макроэкономических условий. -
Разработку программ формирования промышленных кластеров, технологических платформ и транспортной инфраструктуры, базирующихся на развитии традиционных отраслей промышленности и развитии новых производств. -
Создание предпосылок для ускоренного развития наукоемких отраслей промышленности, способных повлиять на ускорение развития, повышение качества производства всей гаммы продукции промышленности, особенно экспортного назначения.
Сушествуют задачи, которые необходимо решить для формирования экономики знаний и инноваций в странах ЕАЭС: соединить общие стремления научно-исследовательских центров, обеспечить их взаимодействие с работой лучших центров научных разработок мирового масштаба, способствовать созданию наукоемких промышленных технологий, а затем направлять их в те области, которые нуждаются в научно-технической поддержке. Для выполнения данных задач необходимо создать новый для интеграции институт – Евразийскую сеть центров трансфера высоких и наукоемких технологий, которая позволит эффективно выполнять задачи по технологическому развитию, распространению технологической информации и выполнению поиска партнеров для реализации инновационных проектов. Данная организация должна быть неким технологическим банком ЕАЭС, иметь собственный бюджет, взаимодействовать с венчурным капиталом, отбирать наиболее приоритетные высокотехнологичные проекты, финансируя их на старте.
Евразийская сеть трансфера технологий является одной из форм продвижения инноваций в государствах – членах ЕАЭС, инструментом для передачи результатов интеллектуальной деятельности, а также прав на их использование, между физическими лицами или организациями с целью их последующего внедрения и/или коммерциализации.
Основными формами передачи результатов интеллектуальной деятельности являются:
• Передача либо отчуждение исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности (как правило, объекты промышленной собственности);
• Предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности в рамках лицензий;
• Передача ноу-хау, технологического опыта, сопроводительных к передаваемым оборудованию и технике документов, а также обучение специалистов, консультативное сопровождение и др.;
• Передача технологических сведений, сопутствующих приобретению или аренде (лизингу) оборудования и машин;
• Информационный обмен в персональных контактах на семинарах, симпозиумах, выставках и т.п.;
• Проведение различными фирмами и учеными совместных разработок и исследований;
• Наем новых квалифицированных сотрудников, обладающих определенными знаниями;
• Другие формы передачи информации. 3
Эффективность научно-исследовательских институтов интегрируемых стран ЕАЭС зависит не только от государственного финансирования и даже не столько от значимости научных исследований, сколько от успешности взаимодействия с производством: от результативности трансфера технологий.
Трансфер технологий является значимой формой продвижения инноваций, он включает в себя: трансфер «ноу-хау»; трансфер технологической информации и отчетности; реализацию беспатентных изобретений; трансфер патентов на изобретения; патентное лицензирование; трансфер технологических данных; обмен технической информацией; инжиниринг; выполнение предприятиями совместных исследований и инновационных разработок.
В рамках Евразийской сети центров трансфера высоких и наукоемких технологий необходимо:
-
Определить критерии отбора перспективных направлений научно-технической кооперации. -
Оформить перечень инновационных проектов, отвечающих приоритетным направлениям научно-технического развития ЕАЭС. -
Разработать систему методов фундаментальных и прикладных исследований в интересах технологического развития стран ЕАЭС. -
Скоординировать взаимодействие научно-технических потенциалов стран ЕАЭС, путем формирования совместных проектных конструкторских бюро.4
Научно-техническое сотрудничество в рамках ЕАЭС
Научно-техническое сотрудничество имеет принципиальное значение для поступательного развития евразийской экономической интеграции и реализации национальных интересов государств-членов ЕАЭС. Именно достижения науки и технологий определяют динамику экономического роста и уровень конкурентоспособности государств, укрепляют национальную безопасность и расширяют возможности повышения качества жизни граждан.
Общая научно-техническая политика в рамках ЕАЭС могла бы стать мощным рычагом структурной перестройки экономики, повышения производительности труда, насыщения общего рынка конкурентоспособной продукцией. Это должна быть политика опережающего развития, основанная на концентрации ресурсов стран-партнеров по евразийскому интеграционному процессу на ключевых компонентах нового технологического уклада (развитие биоэкономики, квантовых, фотонных, когнитивных, аддитивных и нанотехнологий, систем искусственного интеллекта, отечественной элементной базы и другие).
Среди направлений, создающих в настоящее время основной спрос на инновационную продукцию, следует выделить: космические технологии (дистанционное зондирование и связь), производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, создание интегрированных высокоскоростных транспортных систем, авиационную промышленность, атомную промышленность, солнечную энергетику, передовые медицинские технологии.
Эффективность научно-технического сотрудничества и, соответственно, успех евразийской экономической интеграции, напрямую связаны с формированием на уровне государств-членов ЕАЭС платежеспособного спроса на результаты научных исследований и технологических разработок. Он должен стимулироваться как системой госзаказа, так и грантовыми механизмами, в том числе на основе международной кооперации на евразийском измерении.
В свою очередь, этот спрос связан с практической реализацией глобальных наднациональных проектов (инфраструктурных, энергетических, космических), требующих не только привлечения масштабных государственных и частных инвестиций, скоординированной работы государств-членов ЕАЭС, но и профессиональных знаний, навыков и труда ученых и специалистов, участвующих в реализации проектов.
Разработка согласованной, а в перспективе и единой научно-технической политики возможна в рамках создания Евразийской инновационной системы, объединяющей национальные инновационные ресурсы. До настоящего времени, несмотря на решения, принятые в рамках Евразийского экономического сообщества, такая система не была создана.
Первым шагом на пути формирования Евразийской инновационной системы может стать совместная разработка и использование технологических платформ, представляющих собой объекты инфраструктуры, обеспечивающие применение перспективных технологий для создания конкурентоспособной продукции при участии всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, общественных организаций). Целью функционирования евразийских технологических платформ, обеспечивающих кооперацию в научно-технической и инновационной сферах, является повышение эффективности взаимодействия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, общественных организаций) на основе объединения потенциалов государств-членов для стимулирования взаимовыгодного инновационного развития национальных промышленных комплексов, создания центров компетенции в государствах-членах, формирования экономики будущего, постоянного технологического обновления, повышения глобальной конкурентоспособности промышленности.
Участники технологических платформ реализуют следующие задачи:
-
Определение потребности реального сектора экономики государств-членов в новых технологиях; -
Поиск и содействие развитию приоритетных научно-технических проектов; -
Налаживание сотрудничества государств-членов и поддержка совместных инициатив и совместных проектов; -
Выявление барьеров, препятствующих научно-техническому развитию государств-членов, и выработка рекомендаций по их устранению; -
Содействие совершенствованию документов по вопросам сотрудничества государств-членов в научно-технической и инновационной сферах; -
Популяризация достижений научно-технического развития государств-членов, а также достижений в рамках евразийских технологических платформ; -
Мониторинг результатов научно-технического и инновационного сотрудничества государств-членов. 5
В настоящее время определены 7 приоритетных сфер разработки технологических платформ: суперкомпьютеры, медицина будущего, светодиоды, фотоника, легкая промышленность, технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК и биоэнергетика. Необходимо проработать вопросы правового статуса платформ, наднациональных инструментов их поддержки и стимулирования.
В этих целях следует совершенствовать международную договорную основу формирования общего научно-технического пространства, а также способствовать формированию правовых основ обеспечения технологического развития в евразийском интеграционном процессе.
Экономический эффект интеграции может быть существенно усилен в процессе совместного научно-технического обеспечения крупных инфраструктурных проектов. Одним из таких масштабных проектов является «Транс-Евразийский пояс RAZVITIE» (ТЕПР), который позволит в перспективе соединить Западную Европу с центральными районами Евразии, Северной Америкой и Юго-Восточной Азией, в десятки раз увеличить объемы, скорость товарного и информационного потока.
Проект предполагает формирование на территории Сибири и Дальнего Востока важнейших составляющих нового техно-промышленного и социо-культурного уклада.
Важным шагом в этом направлении является создание мультиинфраструктуры – гибкого единства транспортных, энергетических и телекоммуникационных инфраструктурных систем (включающих космос и спутники). Не менее важно запустить новую масштабную индустриализацию по производству принципиально новых товаров, услуг, технологий.
Одним из принципиальных направлений развития энергетики является создание энергомостов, обеспечивающих освоение гидропотенциала рек и транспортировки электроэнергии в случае её избытка в Европу на основе технологий сверхпроводимости.
Развитие проектов транспортных коридоров вместе с поставкой российского сырья на экспорт за рубли может стать основой стратегии развития Москвы как мирового финансового центра.6
С учётом изложенного рекомендуется:
-
Евразийской экономической комиссии, государствам-членам Евразийского экономического союза:
-
разработать систему стратегического планирования развития евразийского интеграционного процесса в инновационной сфере, включающую долгосрочные прогнозы и индикативный план единой научной и научно-технической политики;
-
возобновить процесс формирования Евразийской инновационной системы, поощрять совместные фундаментальные и прикладные научные исследования, разработку и реализацию межгосударственных и межрегиональных комплексных исследовательских программ и проектов (в том числе мега-проектов), организацию научных конференций, создание совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций и предприятий, издание евразийских тематических научных журналов, а также совместное взаимовыгодное использование научно-производственных объектов;
-
проработать вопрос о создании единого органа в сфере интеллектуальной собственности, наладить взаимодействие с Всемирной организацией интеллектуальной собственности, разработать стратегию развития рынка интеллектуальной собственности в ЕАЭС;