Файл: Реферат по дисциплине Научноисследовательский семинар по экономике еаэс на тему Научнотехническая политика еаэс.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
рассмотреть предложение о расширении функций Евразийской экономической комиссии в сфере научно-технического сотрудничества, возможностями стимулирования инновационной активности, сформировав в этих целях центр высоких технологий ЕАЭС;
-
рассмотреть вопрос о создании в рамках Департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии Совета по научно-исследовательской инфраструктуре; для практической реализации предложения создать межведомственную рабочую группу под руководством Департамента на базе НИЦ «Курчатовский институт».
-
Профильным государственным органам в сфере науки и образования государств-членов Евразийского экономического союза, а также их научному и образовательному сообществу:
-
поощрять сближение национальных систем профессионального образования, поддержку научных школ, инновационной и научно-исследовательской деятельности путем сохранения общего образовательного и интеллектуального пространства, в том числе на основе разработки совместных образовательных программ, программ подготовки и переподготовки специалистов научного и инженерного профиля высшей квалификации; добиться устранения барьеров при признании эквивалентности документов об образовании и о присвоении ученых степеней и званий;
-
развивать правовое обеспечение и практическую реализацию евразийских технологических платформ как инструментов промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС, наднациональные инструменты их поддержки и стимулирования; решить вопросы институциализации межгосударственных и координации национальных целевых программ под эгидой Евразийской экономической комиссии (с учетом опыта Союзного государства России и Беларуси и ЕврАзЭС).
-
Федеральному Собранию Российской Федерации, МПА СНГ, парламентам государств-членов Евразийского экономического союза:
обеспечить проведение в рамках Первого форума регионов СНГ в 2016 году мероприятия, посвященного перспективам развития научно-технического сотрудничества на пространстве Содружества, для обмена передовым опытом и развития эффективного взаимодействия в научно-технической сфере;
использовать в законотворческой деятельности модельные акты, принятые Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ: модельный Образовательный кодекс (общая часть, 2013), модельный Инновационный кодекс (2014), модельные законы «О технопарках» (2012), «О научных парках» (2013), «О публично-частном партнёрстве» (2014), «Об основах единства технического регулирования в государствах-участниках МПА СНГ в условиях вступления в ВТО» (2014) и др.;
уделять приоритетное внимание развитию законодательства в сферах науки, инновационной деятельности, подготовки кадров высшей квалификации, защиты интеллектуальной собственности и научно-технического сотрудничества, а также определить направления гармонизации и унификации законодательства в этих сферах;
при формировании планов законодательной деятельности учесть необходимость организации Евразийского рынка интеллектуальной собственности с формированием единых подходов для стран ЕАЭС.
4. Правительству Российской Федерации, правительствам государств-членов Евразийского экономического союза и государств-партнеров по евразийскому интеграционному процессу:
-
обеспечить всестороннее содействие реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ до 2020 года, продолжить отбор проектов в Перечень пилотных межгосударственных инновационных проектов Программы , рассмотреть возможность подключения государств-членов ЕАЭС к реализации отобранных проектов Программы;
-
проработать вопрос о создании систем (сетей) промышленной кооперации и субконтрактинга в государствах-партнерах с дальнейшей интеграцией их в единую систему (сеть) на евразийском пространстве;
-
для формирования объективной информации о направлениях технологического развития в различных отраслях экономики, а также о перспективных научно-исследовательских разработках рассмотреть вопрос о создании постоянно действующей межгосударственной структуры – специального органа по оценке технологий;
-
поступательно осуществлять гармонизацию и унификацию технических регламентов и стандартов;
-
создать Сетевой университет ЕАЭС с целью обеспечения интеграционных процессов в сфере образования, науки, инноваций и молодежной политики на территории государств-членов ЕАЭС;
-
поддержать реализацию разработанного учеными РАН и МГУ им. М.В. Ломоносова масштабного проекта по созданию Интегральной евразийской инфраструктурной системы;
-
разработать скоординированную программу научно-технического развития на пространстве ЕАЭС (аналогичную программе Европейского союза «Горизонт 2020») и механизмы ее единого бюджетирования;
-
рассмотреть возможность создания единой структуры или организации, объединяющей исследовательскую инфраструктуру стран ЕАЭС, используя аналогичный опыт Европейского союза;
-
использовать в целях расширения научно-технического сотрудничества стран ЕАЭС потенциал научно-технологической долины, формируемой на базе МГУ им. М.В. Ломоносова;
-
распространить возможности «Российской национальной платформы открытого образования» на страны СНГ;
-
в качестве одного из перспективных направлений научных исследований стимулировать разработки по технологиям климата, в частности, содействовать реализации проекта «Синтез» по производству углеводородного сырья путем утилизации парниковых газов;
-
содействовать созданию международной межправительственной научно-исследовательской организации «Объединенный институт космических исследований»;
-
рассмотреть вопрос о создании Евразийского центра материаловедения, работающего в соответствии с опытом Европейского союза по рамочным программам;
-
поддержать предложение Совета по сотрудничеству в области фундаментальной науки государств-участников СНГ (образованного решением Совета Глав Правительств от 19.05.2011) о создании Межгосударственного фонда научных исследований государств-участников СНГ и незамедлительно приступить к реализации этого предложения;
-
при разработке Стратегии научно-технологического развития России на долгосрочный период4, а также аналогичных стратегий государств-членов ЕАЭС учитывать потенциал государств-партнеров по евразийской интеграции;
-
содействовать созданию Евразийской ассоциации фондов поддержки фундаментальной науки; обеспечить проведение Российским фондом фундаментальных исследований многосторонних междисциплинарных исследований.7
-
Интеллектуальная собственность в рамках ЕАЭС
Современный этап развития мировой экономики наглядно показывает, что инновационный путь является гарантией устойчивого экономического роста любого государства. Внедрение современных технологий, создание производств с высокой добавленной стоимостью способствуют повышению конкурентоспособности национальных экономик, продвижению товаров на зарубежные рынки. Конкурентоспособность современных высокоразвитых стран основана, главным образом, на технологических преимуществах. Сегодня в этих государствах наблюдается опережающий рост рынка интеллектуальной собственности по сравнению с ростом ВВП.
Развитие «экономики знаний», глобализация рынков, усиливающаяся конкуренция в производстве высокотехнологичных товаров стали ключевыми факторами, обусловливающими необходимость активизации интеграционного сотрудничества наших государств. Поэтому важнейшими задачами экономического развития государств ТС и ЕЭП на современном этапе являются модернизация и диверсификация национальных экономик, повышение их конкурентоспособности, что возможно только при условии создания наукоемкой экономики, развития высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью, активизации сотрудничества стран ЕАЭС в научно-технологической сфере.
В связи с этим Евразийской экономической комиссией все большее внимание уделяется вопросам поддержки научного и инновационного развития, совершенствования механизмов коммерциализации и использования объектов интеллектуальной собственности, предоставления благоприятных условий для обладателей авторского права и смежных прав государств-членов, обеспечения эффективной защиты и охраны прав на объекты интеллектуальной собственности.
Основные задачи в сфере интеллектуальной собственности в странах ЕАЭС:
-
Гармонизация законодательства государств-членов в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. -
Защита интересов обладателей прав на объекты интеллектуальной собственности государств-членов.
Институты Комиссии в сфере интеллектуальной собственности представлены консультативными органами, а также специализированными подразделениями в составе Департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК. Вопросы интеллектуальной собственности относятся к компетенции отдела правовой охраны интеллектуальной собственности и отдела защиты прав интеллектуальной собственности Департамента развития предпринимательской деятельности Комиссии. Деятельность отделов направлена на формирование нормативной правовой базы и совершенствование наднационального регулирования в сфере интеллектуальной собственности.
Комиссия старается привлекать представителей инновационного бизнеса, венчурных компаний и инвестиционных фондов, патентных поверенных и юридических компаний при разработке предложений по улучшению инновационного климата, обеспечению защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и формированию благоприятного правового поля на территории государств-членов. Сотрудники ЕЭК работают вместе с представителями бизнес-сообщества с целью выработки решений и рекомендаций по развитию сотрудничества наших стран в сфере интеллектуальной собственности.
В рамках подготовки к созданию Евразийского экономического союза Комиссия осуществляла работу по кодификации международных договоров, составляющих договорно-правовую базу ТС и ЕЭП, в том числе в сфере интеллектуальной собственности. Важным документом, определяющим развитие интеллектуальной собственности, является договор о Евразийском экономическом Союзе, подписанный 29 мая 2014 года.
Приоритетные направления сотрудничества установлены в следующих сферах:
-
Поддержка научного и инновационного развития; -
Совершенствование механизмов коммерциализации и использования объектов интеллектуальной собственности; -
Предоставление благоприятных условий для обладателей авторского права и смежных прав государств-членов; -
Введение системы регистрации товарных знаков и знаков обслуживания Союза и наименований мест происхождения товаров Союза; -
Обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе в сети Интернет; -
Обеспечение эффективной таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе посредством ведения Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов; -
Осуществление скоординированных мер, направленных на предотвращение и пресечение оборота контрафактной продукции.
Приложение №26 «Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности» к Договору о Союзе регулирует отношения государств-членов в следующих сферах:
-
Авторского права и смежных прав. -
Прав на товарные знаки и знаки обслуживания. -
Патентного права. -
Прав на товарные знаки Союза и знаки обслуживания Союза. -
Прав на географические указания. -
Прав на наименование мест происхождения товаров. -
Прав на наименование мест происхождения товаров Союза. -
Прав на селекционные достижения. -
Прав на топологии интегральных микросхем. -
Прав на секреты производства (ноу-хау). -
Правоприменительных мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.