Файл: Анатомофизиологические особенности развития детей и подростков. Влияние систематических занятий физической культурой и спортом на функциональное состояние систем организма, рост и развитие детей и подростков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Самоконтроль спортсмена

Самоконтроль спортсмена - это регулярное использование им ряда простых приемов для самостоятельного наблюдения за изменением состояния своего здоровья и физического развития под влиянием занятий физическими упражнениями.

Благодаря самонаблюдению спортсмен имеет возможность самостоятельно контролировать тренировочный процесс. Кроме того, самоконтроль имеет большое воспитательное и педагогическое значение, приучая спортсмена к активному наблюдению и оценке своего состояния, к анализу используемой методики тренировки.

Самоконтроль служит важным дополнением к врачебному контролю, но, ни в коем случае не может его заменить. Данные самоконтроля могут оказать большую помощь преподавателю и тренеру в регулировании тренировочной нагрузки, а врачу - правильной оценке выявленной изменении, в состоянии здоровья спортсмена и его физическом развитии.

Преподаватель, тренер и врач должны разъяснять спортсменам значение регулярного самоконтроля для укрепления здоровья, правильного построения учебно-тренировочного процесса и повышение спортивного интереса, рекомендовать пользоваться определенными методами наблюдений, объясняя, как должны изменяться те или иные показатели самонаблюдений (например, сон, пульс, вес) при правильном построении тренировок и случаях нарушений режима.

Преподаватель и тренер совместно с врачом должны добиваться, чтобы спортсмены правильно понимали изменения различных функций организма под влиянием физических нагрузок. Необходимо предостеречь спортсменов от поспешных выводов при появлении отклонений в показателях самонаблюдений, так как за неправильными выводами может последовать неправильное построение тренировок, а также возможное самовнушение какого-либо заболевания, которого у спортсменов фактически нет. Важно разъяснить спортсменам, что при отклонениях показателей, выявлененных при самоконтроле, необходимо посоветоваться с врачом и преподавателем или тренером, прежде чем принимать какие-либо меры.

Существенным, является ведение дневника самоконтроля, представляющего собой часть дневника тренировок, который обязан вести каждый спортсмен. Врач и преподаватель, тренер, просматривая этот дневник, смогут увидеть зависимость изменений в состоянии здоровья спортсмена от содержания и характера тренировки.

Показатели самоконтроля принято делить на субъективные и объективные.

В группу субъективных показателей входят самочувствие, оценка работоспособности, отношение к тренировкам, сон, аппетит и т.п. Значение каждого из этих признаков в самоконтроле следующее.


Самочувствие складывается из суммы признаков: наличия (или отсутствия) каких-либо необычных ощущений, болей с той или иной локализацией, ощущения бодрости или, наоборот, усталости, вялости, и т.п.

Самочувствие может быть: хорошее, удовлетворительное или плохое. При появлении каких-либо необычных ощущений отмечают их характер, указывают, после чего они возникли (например, появление мышечных болей после занятий). Боли в мышцах обычно возникают при тренировке после перерыва или при очень быстром увеличении нагрузок - перегрузки. При беге у спортсменов могут появляться боли в правом (в области печени) и левом (в области селезёнки) подреберье.

Боли в правом подреберье могут возникать при заболеваниях печени и желчного пузыря, нарушениях деятельности сердца. Иногда спортсмены жалуются на боли в области сердца. В случае появления болей сердца во время работы спортсмен должен немедленно обратиться к врачу. При утомлении и переутомлении могут также возникать головные боли, головокружение, появление которых спортсмен должен обязательно отмечать в дневнике самоконтроля

  1. Правила оказания первой доврачебной помощи при утоплении в пресной воде.

Подплыв к утопающему надо поднырнуть под него и взяв сзади одним из приемов захвата (классический - за волосы), транспортировать к берегу. В случае если утопающему удалось схватить вас за руки, шею или ноги, освобождайтесь и немедленно ныряйте - инстинкт самосохранения заставит потерпевшего вас отпустить.

Если человек погрузился в воду, не бросайте попыток найти его в глубине, а затем вернуть к жизни. Это можно сделать, если утонувший был в воде около 6 минут.

Вытащив на берег, осмотрите потерпевшего: рот и нос могут быть забиты тиной или песком, их надо немедленно очистить. Затем переверните пострадавшего на живот, так чтобы голова оказалась ниже уровня его таза (ребенка можно положить животом на свое бедро) и, резко надавите на корень языка для провоцирования рвотного рефлекса и стимуляции дыхания. Если нет рвотных движений и кашля – положите пострадавшего на спину и приступите к реанимации:

  • встаньте на колени слева, максимально запрокиньте голову утонувшего (это очень важно!) и сместив челюсть вниз раскройте ему рот;

  • сделайте глубокий вдох, приложите свои губы к губам пострадавшего и с силой вдохните воздух, ноздри пострадавшего при этом нужно зажать рукой;

  • если у пострадавшего не бьется сердце, искусственное дыхание надо сочетать с непрямым массажем сердца. Для этого ладонь положите поперек нижней части грудины (но не ребра!), другую ладонь – поверх первой накрест. Надавите на грудину запястьями так, чтобы она прогнулась на 3-5 см, и отпустите. Через каждое вдувание делайте 4-5 ритмичных надавливаний;

  • при проявлении признаков жизни переверните пострадавшего лицом вниз и удалите воду из легких и желудка;

  • если помощь оказывают двое, тогда один делает искусственное дыхание, другой - массаж сердца. Не останавливайте меры по реанимации до прибытия скорой помощи;

  • не оставляйте пострадавшего одного и не перевозите его самостоятельно, вызовите «скорую помощь»




  1. Педагогические аспекты построения тренировочного процесса в условиях среднегорья


Первый вариант - достаточно длительное пребывание в горах, щадящий режим тренировки в фазе острой акклиматизации, постепенное повышение интенсивности и психической напряженности тренировочных нагрузок в последующей фазе и переход к тренировкам без ограничений в соответствии с ходом адаптации организма. Этот вариант используют при подготовке квалифицированных спортсменов к выступлению в условиях среднегорья и молодых атлетов (без достаточного горного стажа) - к выступлению на равнине.

При использовании первого варианта горной тренировки в первые 7 дней пребывания в горах объем работы на выносливость снижается приблизительно на 15% от обычного, при этом значительно уменьшается и интенсивность нагрузок. Во 2-ю неделю объем работ остается сниженным на 10% от привычного, но увеличивается продолжительность утренних пробежек. Скорость на средних и длинных отрезках умеренно повышается, но не доходит до привычной. В 3-4-ю недели тренировки проводят так же, как до выезда в горы: объем доводят до привычного, интенсивность соответственно возрастает (но только на коротких отрезках), скорость же преодоления длинных отрезков в течение продолжительного периода времени остается сниженной по сравнению с обычной, а интервалы отдыха - более длительными.

По мере развития адаптационных возможностей спортсменов к гипоксическим условиям среднегоръя могут быть внесены индивидуальные коррективы в тренировку с целью повышения градиента интенсивности (этому способствует некоторое уменьшение интервалов отдыха).

Второй вариант – кратковременное пребывание в среднегорье в течение 6-12 дней без снижения объема и интенсивности нагрузок или же более длительное 20-25-дневное пребывание с незначительным снижением тренировочной нагрузки в острой и переходной фазах акклиматизации. Этот вариант может быть использован у спортсменов с большим ≪горным стажем≫ для повышения эффективности тренировочного процесса в соревновательном периоде и успешного

выступления после спуска с гор. Для сохранения эффекта повторной тренировки в условиях среднегорья, направленной на повышение спортивных достижений на равнине, с каждым новым

выездом в горы рекомендуется: ГЛАВНОЕ

а) постепенно сокращать в фазе острой акклиматизации длительность первого микроцикла, характеризующегося значительным снижением интенсивности тренировки (с 5-9 до 2-3 дней);


б) постепенно уменьшать (с 4-5 до 2-3 дней) длительность второго микроцикла тренировки, в котором спортсмен выходит на необходимый уровень тренировочных нагрузок, т.е. два микроцикла с щадящим режимом нагрузок должны сократиться с 10-12 до 4-6 дней;

в) сохранять в 1-ю и 2-ю недели пребывания в горах привычный для базальных условий и необходимый для соответствующего этапа подготовки общий объем тренировочных нагрузок

+г) постепенно повышать некоторые параметры интенсивности нагрузок, особенно во втором, третьем и последующих микроциклах, за счет уменьшения интервалов отдыха, повышения скорости выполнения упражнений и включения полных дистанций. Могут быть использованы также соревновательные нагрузки, предъявляющие к организму повышенные требования и создающие в связи с этим более веские предпосылки к дальнейшему росту достижений в условиях равнины. Однако следует помнить, что значительное увеличение нагрузок в условиях среднегорья может привести к перенапряжению ведущих органов и систем организма, а также перемещению фазы повышенной работоспособности на более поздние сроки (в отдельных случаях возможно даже снижение результатов).

Количество выездов в горы в течение годичного тренировочного цикла не должно превышать четырех.

  1. Правила оказания первой доврачебной помощи при утоплении в морской воде.

Электролитный состав морской воды значительно отличается от электролитного состава крови человека. Концентрация солей в морской воде намного выше. По закону осмоса при попадании соленой морской воды в легкие происходит «притягивание» жидкой части крови из кровеносных сосудов в легкое. Данный механизм прямо противоположен таковому при утоплении в пресной воде. Развивается отек легкого, также характерно образование стойкой пены в дыхательных путях. Смерть наступает от остановки сердца, которая развивается в результате дефицита кислорода, ставшего результатом сгущения крови. Считается, что в соленой воде утопление человека происходит чуть медленнее, что обуславливается повышенной плавучестью тела в морской воде. Также отмечен тот факт, что для развития остановки сердца от аноксии (отсутствия кислорода), развивающейся в результате сгущения крови уходит примерно 8 минут, тогда как при утоплении в пресной воде на прекращение работы сердца от гемодилюции (разжижения крови) уходит 2-3 минуты. Такое знание пригодится при осуществлении доврачебной помощи при утоплении.

Доврачебная помощь при утоплении – это те действия, которые должен осуществить любой человек, оказавшийся рядом с тонувшим человеком. Этим несложным навыкам обучают даже школьников.