Файл: Империя и местное самоуправление идеология реформ в русском Туркестане в конце xix начале xx вв.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как показала дальнейшая история, Положение об управлении Туркестанского края 1886 г., узаконившее достаточно демократический вариант системы самоуправления, не стало "последней точкой" в споре "либералов" и "консерваторов", Очень скоро стало ясно, что реальная практика действия этой системы была далека от "либерального" проекта. Так, в 1898 г. в Андижанском уезде произошло восстание туземцев под руководством Дукчиишана, Как выяснило расследование этого чрезвычайного события, местные туземные власти, на которые возлагались большие надежды по умиротворению, оказались совершенно неготовыми к поддержанию порядка 41 . Более того, многие избранные народом должностные лица помогали восставшим. Это происшествие заставило серьёзно пересмотреть порядок формирования местной власти. В Ферганской области выборы волостных управителей и сельских старшин были отменены и заменены процедурой назначения. Правда, власти не решились отказаться от идеи выборов и через несколько лет выборная система в Фергане была восстановлена.

В начале XX в., после ряда изменений в административном устройстве Туркестанского генерал-губернаторства, под формальным предлогом унифицировать все имеющиеся законы была предпринята попытка пересмотреть основные позиции законодательства 1886 г. В 1903 г. в Ташкенте была создана комиссия для обсуждения нового варианта Положения об управлении Туркестанского края 42 В этой комиссии практика выборов вновь была подвергнута серьёзной критике. Представители администрации Ферганской области, например, писали в своём отчёте: "...задолго до начала выборов, а также спустя значительное время по окончании их, всё население (...) приходило в возбуждённое состояние, нормальное течение жизни нарушалось, сельско-хозяйственные и другие работы в кишлаках приостанавливались, а уездная и областная администрации забрасывались массой просьб самого кляузного характера, главным же образом, о подкупе избирателей..." 43 Вывод был однозначен: "...не имеется решительно никаких оснований стремиться к удержанию на будущее время выборной системы..." 44 Схожую позицию заняли представители администрации Сыр-дарьинекой области, которые писали: "...выборное начало совершенно не удовлетворяет задачам русского управления краем. Практика долгих лет существования в крае выборной системы доказала с несомненностью, что система (...) вносит ив порядок управления туземным населением, и в самую жизнь туземцев только одно зло. Туземное население Туркестанского края стоит пока на очень невысокой степени умственного развития и слишком ещё молодо, невежественно для того, чтобы понять и оценить те выгоды, которые даёт ему право самому избирать для себя администрацию и суд. Общество не умеет пользоваться предоставленным ему законом правом (...). Пользуются же им отдельные личности и партии..." 45 Под влиянием этих настроений комиссия в 1903 г. предложила в своём проекте Положения отменить выборное начало для сельских старшин и волостных начальников46.


В 1903 г. обсуждались и другие, более частные, вопросы местного самоуправления. Так, комиссия предлагала освободить от обязанности собирать налоги сельского старшину, оставив за ним лишь полицейские функции, и ввести особую выборную должность сборщика податей 47.

Предложения комиссии 1903 г. были весьма радикальными. Однако в тот момент разрыв между тем, как развивались настроения администрации в Туркестане, и тем, что происходило в России, оказался наиболее глубоким. Тогда как местная русская власть фактически предлагала свернуть всю демократическую процедуру правления и вместо "военно-народного управления" создать нечто вроде военного режима, во внутренней империи после манифеста о даровании свобод от 1905 г, происходила широкомасштабная "либерализация" общества. Более того, в 1905-1907 гг. жителям окраин, включая Среднюю Азию, было даже предоставлено право участия в формировании Государственной думы. В этой ситуации предложения комиссии 1903 г. относительно реформы системы самоуправления остались лишь на бумаге.

Впрочем, после 1907 г. в Центре начался новый период доминирования консервативных взглядов и критика состояния власти в Туркестане возобновилась. В 1908-1909 гг. была проведена ревизия Туркестанского края под руководством К.К.Палена. Представляя интересы центральных органов власти, Пален, тем не менее, в вопросе о системе самоуправления поддержал мнение Туркестанской администрации. Весь пафос его выводов был направлен против тех доводов, которые ещё в начале 1880-х гг. были сформулированы ревизией Ф.Гирса и комиссией Игнатьева в поддержку выборной системы.

Пален, попытался выдвинуть аргументы против выборной системы, исходя из "традиций" туземцев и их общественного мнения. Они должны были разбить популярный тезис о том, что народ поддерживает выборы и дорожит им». По мнению Палена, все местные общественные дела в прошлом, до завоевания Средней Азии, решались исключительно влиятельными членами общества, собранием заинтересованных домохозяев. Именно поэтому право выбирать должностных лиц, введённое русскими, оказалось неработающим: "...Изучив, по возможности подробно, обычаи, воззрения и особенности главных народностей Туркестана (...), я не мог не прийти к убеждению, что это право не соответствует бытовым условиям (...) оседлого туземного населения. В этом отношении следует отметить, что допущение всех (...) дворохозяев к выборам до сих пор остаётсяв глазах населения непонятным...)! На практике ясно определилось, что население сознательного и самостоятельного участия в выборах не принимает, а отдельные избиратели являются только пешками в руках немногих влиятельных лиц. Такое явление объясняется (...) тем, что народные массы не достигли той гражданской зрелости, при которой только и возможно сознательное отношение к общественному делу (...). Все эти особенности обусловливают, что выборы должностных лиц туземного населения Туркестана, в качестве единственного способа добиться власти и богатства, носят совершенно иной характер, чем у сельских обывателей внутренней России, где в большинстве случаев они являются лишь выполнением тягостной нередко повинности..."48



Далее Пален попытался доказать, что выборная система в Туркестане сдерживает прогресс среднеазиатского общества. Это он противопоставил тезису о том, что выборы поднимают гражданский уровень населения и являются средством проникновения цивилизации в отсталый регион. Пален в своём отчёте не просто констатировал недостатки выборной системы самоуправления, но и подводил к мысли, что она в действительности парализует нормальную деятельность органов власти: туземная администрация фактически приостанавливает исполнение своих прямых обязанностей; разделы сельских обществ и волостей и даже фиктивные перечисления жителей из одной волости в другую с целью обеспечить победу на выборах той или иной партии вносят путаницу в землепользование, вызывают поземельные споры; появление на выборных должностях послушных ставленников партий приводит к тому, что туземцы больше боятся партийных вожаков, чем представителей русской администрации и т.д. Из этого Пален делал вывод, что попытка привить туземцам принципы российского общественного самоуправления оказалась неудачною и не привела к изменению на русский лад местного общественного строя, а поэтому "...на действующей системе сельского управления в Туркестане нельзя строить какой бы то ни было реформы по тем же причинам, по которым на плохом фундаменте нельзя выстроить хорошего и крепкого здания. Непригодный для проведения правительственных преобразований сельский строй имеет ещё и ту отрицательную сторону, что он задерживает экономический и политический рост местного населения..."49

Судить о том, как развивалась бы туркестанская политика российской власти, не произойди крах империи, сегодня очень трудно. Возможно, выводы Палена смогли бы снять те противоречия, которые на протяжении многих десятилетий существовали между взглядами туркестанской администрации и центрального правительства. Возможен, впрочем, был и другой, более вероятный, вариант, при котором соображения Палена и предложения туркестанской администрации не оказали бы никакого влияния на практическую политику, а центральное правительство опять действовало по принципу: лучше оставить всё как было, чем предпринимать какие-то резкие шаги. В любом случае суровая критика в начале XX в. выборной системы самоуправления в Туркестане показала, что политический ресурс той модели управления в колониях, которая была избрана русской властью в середине XIX в., был исчерпан.


После империи (вместо заключения)

В 1917 г. Российская империя исчезла. Канули в лету те политики и идеологии, которые, борясь друг с другом, определяли характер и направление развития большой евроазиатской страны. Однако означает ли это, что опыт империи превратился в мёртвый груз истории, бесполезный для постимперской эпохи?

В начале XX в. обоснование преобразований в колониях с точки зрения "прогрессивной", цивилизаторской функции империи уже не выглядело достаточно убедительным как в глазах колонизируемых, так и колонизаторов. Можно сказать, что реформы в Средней Азии потеряли свою легитимность, т.е. какой бы то ни было смысл и общественную поддержку. Для начала новых реформ нужна была новая идеология, которая должна была неизбежно провозгласить отрицание империи, завершение предыдущего цикла развития и возникновение иного смысла у происходящих изменений.

Парадокс, правда, заключается в том, что такая новая идеология, как оказалось, не только отрицала империю, но и продолжала опираться на те глубинные структуры, которые были заложены в имперском сознании. На мой взгляд, хотя сама империя умерла, имперское сознание или имперское мышление в преобразованном виде продолжало определять политику созданного на его обломках коммунистического государства. В основе коммунистических воззрений лежало то же основание, что и в основе колониальной идеологии, только интерпретированное несколько по-иному. Здесь также ключевым было восприятие истории как "прогрессивного" движения от прошлого к будущему. Только в отличие от классической империи, для которой необходимость и неизбежность "прогресса" служила оправданием внешней, территориальной экспансии, коммунистическая псевдоимперия была озабочена внутренней экспансией. При этом политика новых вождей во многом продолжала селекцию "традиций", т.е. борьбу с негативными "пережитками" прошлого, с одной стороны, и поддержку позитивных "реликтов", с другой.

В данной связи можно, в частности, отметить, что советская власть почти полностью заимствовала постановку проблемы самоуправления у империи. Не вдаваясь в детали, поскольку это уже другая тема, укажу, что в советскую эпоху предпринимались, неоднократные попытки построить довольно демократическую систему местного самоуправления в Средней Азии. В этом направлении вначале происходили поиски форм самоуправления в сельсоветах (1920-е гг.) и в колхозах (1930-е гг.). Когда эти институты в 1950-е гг. фактически превратились в государственные учреждения с некоторыми атрибутами общественнойсистемы (такими как выборы, иусть очень формальные, должностных лиц), в Средней Азии были предприняты попытки создать особую систему самоуправления на основе института "махалля" 50 . При этом сам термин "махалля", а также официальные и неофициальные дискуссии по поводу этого института отсылали к самобытному социальному устройству среднеазиатских народов, их обычаям, менталитету. На практике же под этим именем воссоздавались все те элементы, которые считались обязательными особенностями самоуправления ещё со времён Российской империи: сельский сход, выборный, на короткий срок глава общества и т.д. Другими словами, то, что в русском Туркестане в начале XX в. считалось искусственным образованием, малопригодным для местного населения, в советской Средней Азии превратилось в "традицию" коренных жителей, якобы издавна живших в условиях общинной демократии 51 . Этот феномен известен учёным под названием ''изобретение традиций" 52 . Суть его заключается в том, что под видом "традиционных" институтов
изобретается или конструируется совершенно новая, социальная реальность, которая выполняет жизненно важные для сегодняшнего общества функции и задачи.

Наследие Российской империи в такой интерпретации, возникшей в советское время, оказалось востребовано независимыми национальными государствами Средней Азии после крушения СССР. Как это не парадоксально звучит, вновь нарождающиеся национальные государства, которые пытаются идеологически противопоставить себя российской и советской империям, в действительности также продолжают их опыт. Например, в 1993 г. в Узбекистане был принят закон "Об органах самоуправления граждан" 53 . Этот закон повторял многие элементы системы самоуправления, которые сложились ещё в Туркестанском генерал-губернаторстве. Единицей самоуправления объявлялась упомянутая уже "махалля". Основным органом махалли стал сельский сход, в котором участвуют все граждане старше 18 лет, либо представители граждан. Сход является правомочным при участии половины имеющих право голоса, а решения принимаются простым большинством. Во главе махалля стоит выборный на два с половиной года председатель (аксакал). Аксакал наделяется полицейскими, административными, а также некоторыми финансовыми функциями (распределение дотаций для многодетных семей, для нуждающихся и т.д.), ему разрешается иметь печать, а зарплату он получает из государственного бюджета. Если учитывать, что сохранилась прежняя система сельских советов, то таким образом можно говорить о существовании двухуровневой системы самоуправления. Даже численность населения в махалле (около 100-300 домов) и сельсоветах (около 1-2 тыс, домов) примерно совпадает с сельскими обществами и волостями.

Интересно также и то, что в современном Узбекистане быстро обнаружилось, что демократизм "махаллинского" самоуправления сочетается с рядом негативных следствий, в частности, с развитием коррупции и т.д. В последнее время даже появилась явная тенденция к усилению государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Негласно узбекская власть стала выражать осторожные сомнения в необходимости дальнейшего усиления махалли. В этом также можно увидеть параллели с тем, как развивалось отношение русских чиновников Туркестанского генерал-губернаторства к туземному самоуправлению.

Эти краткие замечания о развитии самоуправления в Средней Азии после распада Российской империи, конечно, далеко не исчерпывают рассматриваемую тему. Я думаю, что все поставленные здесь проблемы и вопросы ещё ждут своего подробного исследования. Мне лишь остаётся подчеркнуть важность обращения к прошлому. История не началась в 1917 г., как считалось совсем недавно, и уж тем более она не началась в 1992 г. Сегодняшние политические преобразования и сегодняшние попытки осмыслить происходящие трансформации продолжают всё то, что делалось и было сделано в Советском Союзе и Российской империи, поэтому более пристальное внимание к историческому прошлому становится актуальной задачей для ответа на вызовы будущего.