Файл: Перечислите и охарактеризуйте основные этапы развития отечественной методики обучения иностранным языкам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Самое сложное для учителя в ходе проектирования это роль независимого консультанта.

«Трудно удержаться от подсказок, особенно, если педагог видит что учащиеся “идут не туда”. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников».

Учитель при этом выполняет следующие (задачи) функции: помогает ученикам в поисках источников информации; сам является источником информации; поддерживает и поощряет учеников; поддерживает непрерывную обратную связь.

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так как учащимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернатив.


9. Перечислите и опишите преимущества интерактивного обучения?

Преимуществ у данного метода достаточно много, и из них следует выделить:




  • Ребёнок учится 
    получать знания самостоятельно, он понимает, что информацию можно получить из разных доступных источников. Так формируется самостоятельность и самодостаточность ребёнка, повышается качество, прогресс и эффективность самого процесса обучения, так как у ребёнка просыпается интерес к предмету и вера в свои силы.


  • У ребёнка развиваются 
    социальные навыки общения. Он учится выражать собственное мнение, вести обсуждение, дискутировать и правильно отстаивать свою точку зрения, с вежливостью и не нарушая правил спора. Также у школьника развивается умение избегать острых конфликтов, вовремя решать проблемы и находить компромиссы. Ребёнок учится уважать чужую точку зрения и принимать свою собственную неправоту. В результате правильно организованного интерактива школьник учится взаимодействовать в коллективе, находит в нём своё место.


  • Интерактивный метод обучения также развивает 
    творческие навыки и особый способ мышления, так как учитель должен поощрять активное участие каждого ученика в учебном процессе. Обратная связь и ответная реакция аудитории также позволяют добиться этого.


  • Большую роль играет интерактив и с точки зрения 
    психического здоровья ученика. Метод помогает снять повышенную нервную и умственную нагрузку, позволяет чередовать различные формы работы и переключать внимание с одной темы на другую, не допуская чрезмерной усталости. Кроме этого, метод обращён на чувства каждого учащегося.


  • Материал подаётся в такой форме, которую 
    легко переварить самостоятельно. А учебный процесс строится так, чтобы учебный материал усваивался наиболее быстро и эффективно.


Важно отметить, что положительные свойства метода достигаются прежде всего благодаря правильному его применению.

Минусы:

Не всегда удаётся адаптировать метод к особенностям характера и поведения всех детей. Например, он не всегда эффективно позволяет преодолеть нежелание ребёнка включаться в процесс обучения. Также есть вероятность, что мнение одного из учеников, лидирующего в группе, будет доминировать над другими.






  • Преподаватель, который включает детей в интерактив, должен обладать 
    соответствующими характеристиками, знаниями и умениями. У него самого должен быть опыт работы в интерактиве. Если учитель недостаточно хорошо владеет интерактивными методиками, то есть вероятность, что он потеряет контроль над классом, а ученики воспользуются этим, чтобы отлынивать от работы.


  • В первое время внедрение метода может вызвать у учеников 
    внутренний дискомфорт и тревожность, так как он разрушает привычные стереотипы о процессе обучения. Со временем этот эффект должен пройти, но за школьниками нужно внимательно следить и создавать для них комфортные условия.


  • Трудно сохранить баланс между игрой и учёбой. Если слишком увлечься интерактивом, то можно отклониться от главной цели обучения — получения новых знаний по определённой теме.


  • Если пользоваться только одним методом, есть риск, что ученикам позже будет 
    труднее адаптироваться к другим. По этой причине рекомендуется сочетать несколько методов в процессе обучения, чтобы показать ребёнку, что существует множество путей и способов развития и получения знаний.


Вывод и рекомендации:

Интерактивное обучение — полезный метод образования и эффективный способ усвоения информации. Тем не менее, его рекомендуется использовать вместе с другими методами. Самый лучший вариант – совмещать несколько разных методик, чтобы дать ребёнку опыт и новые знания из всех возможных источников. Хотя у метода и есть некоторые недостатки, при соблюдении правил и правильной организации можно в полной мере раскрыть потенциал учащихся и найти способы самореализации детей, что положительно скажется на их общем развитии.

10. Какие психологические механизмы игровой деятельности вы знаете?

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась как одно из важнейших средств воспитания детей. Развитие образования как социальной функции — дело многовековой давности, как и использование игры в качестве педагогического инструмента. В разных образовательных системах ему отводится разная роль, но нет такой системы, в которой в той или иной мере не было бы места игре.


Игре приписываются разнообразные функции, как чисто педагогические, так и воспитательные,
Необходимо более точно определить те аспекты психического развития и формирования личности ребенка, которые развиваются преимущественно в игре или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности. Исследования важности игры в психическом развитии и формировании личности очень сложны. Здесь чистый эксперимент невозможен хотя бы потому, что невозможно убрать игровую деятельность из жизни детей и посмотреть, как происходит процесс развития. Главное — это важность игры для мотивации и потребностей ребенка. Согласно работам Д. Б. Эльконина (8; с. 274), на первый план выходит проблема мотивов и потребностей. Основой трансформации игры при переходе от преддошкольного периода к дошкольному детству является расширение круга человеческих предметов, с которыми ребенок теперь должен справляться как с задачей и с миром которых он знакомится в ходе своего дальнейшего психического развития; расширение круга предметов, с которыми ребенок хочет действовать самостоятельно, является вторичным. Она основана на «открытии» ребенком нового мира, мира взрослых с их деятельностью, их функциями, их отношениями. На границе перехода от предметной к ролевой игре ребенок не знает ни социальных отношений взрослых, ни социальных функций, ни социального смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, ставит себя объективно в позицию взрослого, и возникает эмоционально-актуальная ориентация по отношению к взрослым и смыслам их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-фактическим опытом.
Игра функционирует как деятельность, имеющая самое тесное отношение к сфере потребностей ребенка. Присутствует первичная эмоционально-практическая ориентация в смыслах человеческой деятельности, осознание своего ограниченного места в системе взрослых отношений, потребность быть взрослым. Значение игры не ограничивается развитием у ребенка новых мотивов для деятельности и связанных с ней задач. Существенно то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически можно представить, что в игре происходит переход от непосредственных желаний к мотивам в виде обобщенных намерений, которые находятся на границе сознания.

Прежде чем говорить о развитии умственных действий в процессе игры, необходимо перечислить основные этапы, через которые должно пройти формирование каждого умственного действия и связанных с ним понятий:

Этап формирования действия по отношению к материальным объектам или их материальным моделям-субститутам;

этап формирования одного и того же действия по отношению к языку;

этап формирования актуального умственного действия.

Ребенок в игре выполняет как бы две функции; с одной стороны он исполняет свою роль, а с другой — контролирует свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием паттерна, но и наличием контроля над реализацией этого паттерна. Играя роль, происходит своего рода раздвоение, то есть «отражение». Но это еще не осознанный контроль, потому что функция контроля еще слаба и часто нуждается в поддержке со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость эмерджентной функции, но важность игры в том, что эта функция здесь эмерджентна. Поэтому игру можно рассматривать как школу волевого поведения. Игра важна как для формирования дружного детского коллектива, так и для формирования самостоятельности, для формирования положительного отношения к труду и для многого другого.
Практическое задание №2 – ответы.


  1. Основные функции игровой деятельности иностранным языкам.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. 

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:

1) Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии обще-учебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком. Это означает, что игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть).Желание решить вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся, игра таит в себе богатые обучающие возможности.

2) Воспитательная функция заключается в воспитании таких качеств, как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре, также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.