Файл: Нарушения лексической нормы в письменной и устной речи школьников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
свободно заменяют друг друга слова должен и обязан: «Я обязан ее любить, ведь она мне мать» (соч., 6 кл.).
3.Встречаются случаи смешения антонимов, при этом происходит нейтрализация дифференциальных семантических компонентов, противопоставляющих их друг другу: «Когда наступила война, его демобилизовали на фронт» (соч., 7 кл.) — вместо мобилизовали; «Это произведение Лермонтова было высоко оценено не только современниками поэта, но и его предшественниками» (соч., 9 кл.) — имелись в виду потомки.
Все эти явления, наблюдаемые в речи детей, свидетельствуют о том, что синонимические ряды, антонимические и паронимические пары не представляют собой абстрактно-теоретических построений лингвистов, а отражают реально существующие в сознании носителей языка ассоциативные связи между словами.
Возникновение новых значений слов нормативного языка. В речи у слова нормативного языка может образоваться новое значение. При этом исходное значение понимается говорящим верно (точнее — у нас нет оснований полагать, что оно понимается неверно). Подобное явление известно и литературной речи, оно используется обычно как средство повышения ее художественной выразительности. Очевидно, и в речи детей возможны случаи преднамеренного употребления слова в особом, несвойственном ему значении в целях усиления выразительности. Такое словоупотребление не может расцениваться как ошибка, например: «Характер у моего котенка универсальный. Он умеет настраиваться на любой лад, бывает и веселый, и грустный, ласковый и дикий» (соч., 6 кл.). Можно говорить о большей или меньшей удачности того или иного образования, но само право говорящего и пишущего на трансформацию языковых средств не подлежит сомнению. В качестве речевых ошибок могут быть рассмотрены лишь такие случаи возникновения нового значения у слова в речи, которые не являются художественно оправданными и представляют собой нарушение языковой нормы вследствие недостаточного владения ею.
Выделяются следующие группы семантических ошибок:
Кроме того, мы выделяем:
Ошибки при использовании паронимов
Самое большое число допущенных детьми ошибок наблюдается при использовании в устной и письменной речи паронимов. Дети смешивают однокорневые слова, близкие по значению и звучанию; например, слова «враждебный» и «вражеский»: «Вокруг города расположился враждебный полк» (соч., 8 кл.). Слово «враждебный» означает «неприязненный, недружелюбный», а слово «вражеский» - «принадлежащий к лагерю врагов»; поэтому употребление слова «враждебный» в данном случае неуместно. Смешиваются такие слова, как «вечный» и «вековой»: «Вековые человеческие ценности – это красота, добро, истина» (соч., 9 кл.); «благотворительный» и «благотворный»: «Благотворительный климат позволяет выращивать людям теплолюбивые культуры » (изл., 8кл.); «безответный» и «безответственный»: «Любовь Татьяны к Онегину была безответственной» (соч., 9кл.); «жизненный» и «житейский»: «Для кого-то искусство – средство прославиться, а для кого-то – житейская необходимость» (соч., 10кл.).
Ученики смешивают слова «заглавие» и «заголовок»: «Первоначально заголовок романа “Герой нашего времени” был “Один из героев нашего века”» (соч., 9 кл.). Заголовок – название небольшого по объему произведения, преимущественно в прессе
, а заглавие – название какого-либо крупного произведения. Этих отличий не учел автор сочинения. Ученица написала: «Дама одела свою шляпку» (соч., 9 кл.). Надеть – укрепить что-нибудь на чем-нибудь, а одеть – покрыть кого-нибудь чем. «С приходом осени наступил период длинных дождей» (соч., 9 кл.). Длинный – имеющий большую длину, а длительный – долго продолжающийся. «Закончив школу, я буду поступать в университет» (соч.,9 кл.). Заканчивать – доводить дело до конца. Слово «оканчивать» употребляется в случае, если речь идет о том, что имеет какую-либо границу, предел. Таким образом, в этом примере вместо «закончив» следует написать «окончив». «Поезд встал» (изл., 9кл.). «Встать» употреблено подростком в значении «остановиться, не двигаться», которое присуще слову «стать». Слово «встать» обозначает «подняться, принять стоячее положение». В действительности же поезд не может принять стоячее положение.
Смешивают слова, близкие по значению и звучанию, принадлежащие разным частям речи: прилагательным и причастиям. «Висящие сады окружали двор». Висящий и висячий – причастие и прилагательное, образованные от одного и того же глагола; эти слова близки по смыслу, но не одинаковые. Причастия с суффиксами –ущ-, -ащ- обозначают признак как процесс, а отглагольные прилагательные с суффиксами –уч-, -ач- обозначают постоянный признак. То же самое мы наблюдаем в следующих примерах: «У моей подруги летучая походка» (соч., 7 кл.); имелось в виду летящая. «У меня и у бабушки были лежащие места в вагоне» (соч., 8 кл.) – вместо лежачих. «Он не хотел вести сидящий образ жизни» (соч., 9кл.) – вместо сидячий.
Нередко можно услышать от школьников: «Поставьте, пожалуйста, свою роспись». Дети имеют в виду, что человек должен собственноручно написать свою фамилию. В этой ситуации слово «роспись» не отвечает его значениям, отмеченным в словарях:
1. Письменный перечень чего-нибудь – устаревшее значение;
2. Живопись на стенах, потолках, предметах быта.
Правильно говорить: «Поставьте, пожалуйста, свою подпись».
Ошибки при использовании синонимов
Мы уже говорили о том, что речь школьников бедна, однообразна. Ребенок редко использует синонимы, чтобы заменить в тексте повторяемое слово, а иногда использует синонимы без учета смысловых оттенков. Случаи неразличения синонимов мы отметили в следующих примерах: «Мне было жалко разлучаться с этим диском» (соч., 8 кл.). Здесь имеет место смешение слов «расстаться» и «разлучиться». Общей семой для них является «уйти от кого-чего-нибудь », а дифференциальной семой – «о друзьях, близких», присущей слову «разлучиться». Этой разницы не учел автор сочинения. Замену одного синонима другим мы наблюдаем в предложении со словами «присяга» и «клятва»: «Солдаты принесли клятву верности Родине» (соч., 8 кл.). Слово «клятва» использовано подростком в значении «официальное и торжественное обещание соблюдать какие-нибудь обязательства», в то время как в нормативном языке оно обозначает «торжественное обещание, уверение». Подобные примеры мы наблюдаем в предложениях со словами-синонимами «поединок» и «дуэль»: «Между Мцыри и барсом произошла дуэль» (соч., 8 кл.); «уничтожить» и «упразднить»: «Русские войска упразднили фашистов» (соч., 8 кл.); «новый» и «свежий»: «Роман принес из магазина молоко, сметану и новый хлеб» (соч., 7 кл.). Разница между указанными синонимами состоит в следующем: у слова «дуэль» к семе «поединок» добавляются семы «как защита» + «личной чести»; слово «упразднить» обычно употребляется в официальной речи в случае, когда говорится не просто о прекращении существования кого-чего-либо, а конкретно о прекращении существования каких-либо учреждений, правил и т.д. (вследствие новых законов, постановлений); слово «новый» использовано учеником в значении «не бывший в употреблении, вновь приготовленный к употреблению», хотя в действительности оно обозначает «недавно появившийся, не утративший новизны».
«Ножки у котенка были мягкие» (устн., 7 кл.); «Попугай носом зацепился за прутья клетки» (соч., 7кл.); «У моего любимого Тоши на лице черное пятнышко» (соч., 7кл.). «Ножки», «нос», «лицо» - названия частей тела человека. По отношению к животным следует употреблять слова лапки, клюв, морда (мордочка).
Часто дети смешивают слова «обратно» и «опять». Можно привести анекдотический случай неуместного употребления ребенком слова «обратно»: «Мама обратно родила братишку» (устн., 8 кл.). Слово «обратно» имеет значение «в направлении, противоположном предшествующем движению; назад, на прежнее место», а слово «опять» имеет значение «еще раз, снова», т.е. первое указывает на пространство, а второе – на время. При описании интерьера мы наблюдаем следующее: «В его комнате стоит шкаф для вещей, компьютерный стол и койка» (соч., 7кл.). Койка – подвесная постель на судне/кровать в больнице, казарме, общежитии, а кровать – мебель, на которую кладутся постельные принадлежности. Употребление в этом примере слова «койка» считается неверным, нужно заменить его словом «кровать». Старшеклассник смешивает слова «мечта» и «иллюзия»: «Иллюзия Наташи выйти замуж сбылась» (соч., 10 кл.). Иллюзия – этонесбыточная мечта. Мечта же Наташи сбылась, поэтому ее нельзя назвать иллюзией. «Я допустил вереницу ошибок по орфографии» (устн., 8 кл.). Вереница - ряд сходных предметов (людей, фигур), движущихся друг за другом цепью, один за другим. Обычно говорят: вереница журавлей, вереница облаков, вереница мыслей, но сказать так об ошибках недопустимо. Правильно будет: ряд ошибок.
Ошибки при использовании антонимов
Много ошибок допускают подростки, используя антонимы; например: «финиш» и «старт»: «Марат первым прибежал к старту» (устн., 8 кл.). Ученик смешивает слова из-за незнания дифференциальных сем «начало – конец» забега. То же самое можно сказать о других предложениях:
3.Встречаются случаи смешения антонимов, при этом происходит нейтрализация дифференциальных семантических компонентов, противопоставляющих их друг другу: «Когда наступила война, его демобилизовали на фронт» (соч., 7 кл.) — вместо мобилизовали; «Это произведение Лермонтова было высоко оценено не только современниками поэта, но и его предшественниками» (соч., 9 кл.) — имелись в виду потомки.
Все эти явления, наблюдаемые в речи детей, свидетельствуют о том, что синонимические ряды, антонимические и паронимические пары не представляют собой абстрактно-теоретических построений лингвистов, а отражают реально существующие в сознании носителей языка ассоциативные связи между словами.
Возникновение новых значений слов нормативного языка. В речи у слова нормативного языка может образоваться новое значение. При этом исходное значение понимается говорящим верно (точнее — у нас нет оснований полагать, что оно понимается неверно). Подобное явление известно и литературной речи, оно используется обычно как средство повышения ее художественной выразительности. Очевидно, и в речи детей возможны случаи преднамеренного употребления слова в особом, несвойственном ему значении в целях усиления выразительности. Такое словоупотребление не может расцениваться как ошибка, например: «Характер у моего котенка универсальный. Он умеет настраиваться на любой лад, бывает и веселый, и грустный, ласковый и дикий» (соч., 6 кл.). Можно говорить о большей или меньшей удачности того или иного образования, но само право говорящего и пишущего на трансформацию языковых средств не подлежит сомнению. В качестве речевых ошибок могут быть рассмотрены лишь такие случаи возникновения нового значения у слова в речи, которые не являются художественно оправданными и представляют собой нарушение языковой нормы вследствие недостаточного владения ею.
Выделяются следующие группы семантических ошибок:
-
ошибки при использовании паронимов, -
ошибки при использовании синонимов, -
ошибки при использовании антонимов, -
ошибки, связанные с расширением объема значения слова, -
ошибки, связанные с изменением значения производного слова.
Кроме того, мы выделяем:
-
ошибки, допускаемые детьми при употреблении абстрактной лексики, -
ошибки, допускаемые при употреблении заимствованных слов, -
тематические группы слов, в которых есть ошибки, -
классификацию ошибок по частям речи.
Ошибки при использовании паронимов
Самое большое число допущенных детьми ошибок наблюдается при использовании в устной и письменной речи паронимов. Дети смешивают однокорневые слова, близкие по значению и звучанию; например, слова «враждебный» и «вражеский»: «Вокруг города расположился враждебный полк» (соч., 8 кл.). Слово «враждебный» означает «неприязненный, недружелюбный», а слово «вражеский» - «принадлежащий к лагерю врагов»; поэтому употребление слова «враждебный» в данном случае неуместно. Смешиваются такие слова, как «вечный» и «вековой»: «Вековые человеческие ценности – это красота, добро, истина» (соч., 9 кл.); «благотворительный» и «благотворный»: «Благотворительный климат позволяет выращивать людям теплолюбивые культуры » (изл., 8кл.); «безответный» и «безответственный»: «Любовь Татьяны к Онегину была безответственной» (соч., 9кл.); «жизненный» и «житейский»: «Для кого-то искусство – средство прославиться, а для кого-то – житейская необходимость» (соч., 10кл.).
Ученики смешивают слова «заглавие» и «заголовок»: «Первоначально заголовок романа “Герой нашего времени” был “Один из героев нашего века”» (соч., 9 кл.). Заголовок – название небольшого по объему произведения, преимущественно в прессе
, а заглавие – название какого-либо крупного произведения. Этих отличий не учел автор сочинения. Ученица написала: «Дама одела свою шляпку» (соч., 9 кл.). Надеть – укрепить что-нибудь на чем-нибудь, а одеть – покрыть кого-нибудь чем. «С приходом осени наступил период длинных дождей» (соч., 9 кл.). Длинный – имеющий большую длину, а длительный – долго продолжающийся. «Закончив школу, я буду поступать в университет» (соч.,9 кл.). Заканчивать – доводить дело до конца. Слово «оканчивать» употребляется в случае, если речь идет о том, что имеет какую-либо границу, предел. Таким образом, в этом примере вместо «закончив» следует написать «окончив». «Поезд встал» (изл., 9кл.). «Встать» употреблено подростком в значении «остановиться, не двигаться», которое присуще слову «стать». Слово «встать» обозначает «подняться, принять стоячее положение». В действительности же поезд не может принять стоячее положение.
Смешивают слова, близкие по значению и звучанию, принадлежащие разным частям речи: прилагательным и причастиям. «Висящие сады окружали двор». Висящий и висячий – причастие и прилагательное, образованные от одного и того же глагола; эти слова близки по смыслу, но не одинаковые. Причастия с суффиксами –ущ-, -ащ- обозначают признак как процесс, а отглагольные прилагательные с суффиксами –уч-, -ач- обозначают постоянный признак. То же самое мы наблюдаем в следующих примерах: «У моей подруги летучая походка» (соч., 7 кл.); имелось в виду летящая. «У меня и у бабушки были лежащие места в вагоне» (соч., 8 кл.) – вместо лежачих. «Он не хотел вести сидящий образ жизни» (соч., 9кл.) – вместо сидячий.
Нередко можно услышать от школьников: «Поставьте, пожалуйста, свою роспись». Дети имеют в виду, что человек должен собственноручно написать свою фамилию. В этой ситуации слово «роспись» не отвечает его значениям, отмеченным в словарях:
1. Письменный перечень чего-нибудь – устаревшее значение;
2. Живопись на стенах, потолках, предметах быта.
Правильно говорить: «Поставьте, пожалуйста, свою подпись».
Ошибки при использовании синонимов
Мы уже говорили о том, что речь школьников бедна, однообразна. Ребенок редко использует синонимы, чтобы заменить в тексте повторяемое слово, а иногда использует синонимы без учета смысловых оттенков. Случаи неразличения синонимов мы отметили в следующих примерах: «Мне было жалко разлучаться с этим диском» (соч., 8 кл.). Здесь имеет место смешение слов «расстаться» и «разлучиться». Общей семой для них является «уйти от кого-чего-нибудь », а дифференциальной семой – «о друзьях, близких», присущей слову «разлучиться». Этой разницы не учел автор сочинения. Замену одного синонима другим мы наблюдаем в предложении со словами «присяга» и «клятва»: «Солдаты принесли клятву верности Родине» (соч., 8 кл.). Слово «клятва» использовано подростком в значении «официальное и торжественное обещание соблюдать какие-нибудь обязательства», в то время как в нормативном языке оно обозначает «торжественное обещание, уверение». Подобные примеры мы наблюдаем в предложениях со словами-синонимами «поединок» и «дуэль»: «Между Мцыри и барсом произошла дуэль» (соч., 8 кл.); «уничтожить» и «упразднить»: «Русские войска упразднили фашистов» (соч., 8 кл.); «новый» и «свежий»: «Роман принес из магазина молоко, сметану и новый хлеб» (соч., 7 кл.). Разница между указанными синонимами состоит в следующем: у слова «дуэль» к семе «поединок» добавляются семы «как защита» + «личной чести»; слово «упразднить» обычно употребляется в официальной речи в случае, когда говорится не просто о прекращении существования кого-чего-либо, а конкретно о прекращении существования каких-либо учреждений, правил и т.д. (вследствие новых законов, постановлений); слово «новый» использовано учеником в значении «не бывший в употреблении, вновь приготовленный к употреблению», хотя в действительности оно обозначает «недавно появившийся, не утративший новизны».
«Ножки у котенка были мягкие» (устн., 7 кл.); «Попугай носом зацепился за прутья клетки» (соч., 7кл.); «У моего любимого Тоши на лице черное пятнышко» (соч., 7кл.). «Ножки», «нос», «лицо» - названия частей тела человека. По отношению к животным следует употреблять слова лапки, клюв, морда (мордочка).
Часто дети смешивают слова «обратно» и «опять». Можно привести анекдотический случай неуместного употребления ребенком слова «обратно»: «Мама обратно родила братишку» (устн., 8 кл.). Слово «обратно» имеет значение «в направлении, противоположном предшествующем движению; назад, на прежнее место», а слово «опять» имеет значение «еще раз, снова», т.е. первое указывает на пространство, а второе – на время. При описании интерьера мы наблюдаем следующее: «В его комнате стоит шкаф для вещей, компьютерный стол и койка» (соч., 7кл.). Койка – подвесная постель на судне/кровать в больнице, казарме, общежитии, а кровать – мебель, на которую кладутся постельные принадлежности. Употребление в этом примере слова «койка» считается неверным, нужно заменить его словом «кровать». Старшеклассник смешивает слова «мечта» и «иллюзия»: «Иллюзия Наташи выйти замуж сбылась» (соч., 10 кл.). Иллюзия – этонесбыточная мечта. Мечта же Наташи сбылась, поэтому ее нельзя назвать иллюзией. «Я допустил вереницу ошибок по орфографии» (устн., 8 кл.). Вереница - ряд сходных предметов (людей, фигур), движущихся друг за другом цепью, один за другим. Обычно говорят: вереница журавлей, вереница облаков, вереница мыслей, но сказать так об ошибках недопустимо. Правильно будет: ряд ошибок.
Ошибки при использовании антонимов
Много ошибок допускают подростки, используя антонимы; например: «финиш» и «старт»: «Марат первым прибежал к старту» (устн., 8 кл.). Ученик смешивает слова из-за незнания дифференциальных сем «начало – конец» забега. То же самое можно сказать о других предложениях: