Файл: Нарушения лексической нормы в письменной и устной речи школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Чацкий и Молчалин были соратниками: они по-разному смотрели на жизнь» (соч., 9); имелись в виду противники; «Мой дедушка – ветеран Великой Отечественной войны: все пять лет он был в тылу» (соч., 7 кл.); имелось в виду на фронте; вместо слова «навзничь» используется слово «ничком»: «Андрей Болконский лежал ничком и смотрел на небо» (соч., 10 кл.).
Ошибки, связанные с расширением объема значения слова

Иногда ребенок использует слово, не учитывая всех семантических компонентов, образующих в целом лексическое значение слова, например: «Уже в пятый раз певица дебютировала в нашем городе» (соч., 9 кл.). Подросток имел в виду «выступала». Он вычеркнул дифференциальную сему «первое/пробное» выступление и поэтому допустил ошибку в употреблении слова. В таких случаях нужно говорить о расширении объема значения слова, которое происходит из-за его неточного понимания.

Семиклассница написала: «Пожилой дом стоял на окраине города». Пожилой – начинающий стареть, немолодой. Это слово употребляется по отношению к людям, о доме так говорить недопустимо.

Иногда у детей происходит расширение сферы использования слова. Так, «всмятку» употребляется в значении «до полужидкого состояния», при этом не учитываются семы «о способе варки» + «яйца»: «Таня сварила кашу всмятку» (устн., 8 кл.). «Фотограф удачно снял портрет собаки» (соч., 8 кл.). Слово «портрет» относится к изображению человека, а не животного. Подросток вычеркнул дифференциальную сему «домашнее животное» в слове «кличка», употребив его по отношению к человеку: «Алексей Пешков взял себе кличку Горький» (устн., 8 кл.). У человека – имя, а у животных – кличка. Восьмиклассник расширил значение слова «кличка», понимая под этим «личное название человека и животного».

Учащийся неправильно использует слово «рассыпаться» в следующем примере: «Ваза упала на пол и рассыпалась на две части».
Слово рассыпаться означает «дробясь, разрушиться, распасться»; употребляется, когда речь идет о чем-нибудь сыпучем, мелком. О вазе, разбившейся на две части, нельзя сказать рассыпалась.
Ошибки, связанные с изменением значения производного слова

Характерной чертой возрастного языкового сознания является наличие многочисленных ложных значений у слов. Это, в основном, результат незнания народной этимологии или словообразовательной аналогии. Морфемная структура производного слова не всегда в полной мере определяет его лексическое значение. Примеры ложных значений: «В пятиминутку ученики побежали в буфет» (устн., 8 кл.). Слово «пятиминутка» приобретает новое значение «перерыв, перемена», не имеющее какого-либо общего смысла с другими, закрепленными в словаре русского языка значениями. «Дедушка – настоящий курник! Особенно он любит ухаживать за маленькими цыплятами» (соч., 7 кл.). Слово «курник» использовано учеником в несвойственном ему значении «птицевод» по словообразовательной аналогии со словами «сапожник», «дворник», «плотник» и др., обозначающими профессию, род занятий. Это же можно сказать о следующем примере: «Папа работает показателем в кинотеатре» (соч., 7 кл.). Слово «показатель» употреблено в значении «киномеханик» по словообразовательной аналогии со словами, обозначающими также профессию, род занятий: учитель, строитель, воспитатель. «Мама родилась в январе, папа – в марте, а я – декабристка» (соч., 7 кл.). Девочка имела в виду то, что родилась в декабре. В нормативном же языке это слово имеет совершенно другое значение «жена декабриста». Очевидно, ученица слышала слово декабристка, но так как оно не является высокочастотным в речи, то семиклассница не знала его значения. Встречаются случаи переосмысления относительных прилагательных, имеющих значение «относящийся к тому, что названо производящим существительным». Слово роскошный употребляется в значении «отличающийся роскошью, богатством». В сочинении ученика 9 класса это слово употребляется в несвойственном ему значении «живущий в роскоши»: «Собакевич был роскошным помещиком». Аналогичные случаи переосмысления относительных прилагательных встречаются в примерах:

«На уроке мне рассказали княжескую историю» (устн., 8 кл.); имелась в виду история о князе. «Произведение Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” – это крестьянская книга» (устн., 10 кл.).

Ошибки при употреблении абстрактной лексики

Проведя анкетирование в 9 классе, мы пришли к выводу о том, что языковое сознание современного школьника переживает период сдвига (интенсивного изменения и развития). В нем фиксируются многочисленные значения, не закрепленные в словарях русского языка, в том числе и новейших, что отражает, с одной стороны, динамику развития языкового сознания школьника, а с другой стороны – интенсивный процесс перестройки лексико-семантической системы русского языка. Анкета показала, что абстрактные значения понимаются старшеклассниками недостаточно адекватно:

  • «надежность» – «умение надеяться»;

  • «отзывчивость» – «чувствительность по отношению к другим»;

  • «творчество» – «природный дар каждого человека»;

  • «престиж» – «вещь, которая пользуется спросом в определенный период и является модной в настоящее время»;

  • «ревность» – «выражение недоверия к человеку»;

  • «гуманность» – «разумность»;

  • «гордость» – «упрямство»;

  • «обаяние» – «расположение к себе»;

  • «мудрость» – «знание жизни»;

  • «меркантильность» – «щепетильность».

Те или иные значения исследованных нами абстрактных слов могут не иметь подтверждения в языковом сознании подростков по следующим причинам. Учащиеся могут не знать какого-то значения даже знакомого многозначного слова в силу недостаточного жизненного опыта; могут не знать, как сказать, – в силу недостаточного развития языковых навыков. Кроме того, то или иное значение абстрактного слова может просто не актуализироваться в сознании подростка в момент проведения анкеты.
Ошибки при употреблении заимствованных слов

Ученики допускают семантические ошибки в заимствованных словах: «Мой друг – пессимист, он верит в лучшее будущее» (соч., 8 кл.); имелось в виду оптимист. Слово
«инициалы» понимается ребенком как «имя и отчество»: «Внизу он поставил свои инициалы – Александр Сергеевич» (устн., 8 кл.). Слово «экспорт» понимается подростком как «ввоз товаров в страну»: «Англичане экспортировали в Россию хлопок» (устн., 9кл.). У девятиклассника происходит смешение слов: «экспорт» и «импорт», противопоставленных по семам «ввоз» и «вывоз». В этом примере нужно говорить об импорте, имеющем значение «ввоз товаров в страну».
Классификация ошибок по частям речи

Если классифицировать семантические ошибки по частям речи, то самое большое число ошибок наблюдается в употреблении имен прилагательных: «Печорин – скрытый человек» (устн., 9 кл.). Слово «скрытый» означает «тайный, не обнаруживающийся явно»; скрытой/скрытым можно назвать угрозу, насмешку и пр., но человека – нет. Человек может быть скрытным, т. е. избегающим откровенности, не рассказывающим о себе. «В доме Обломова Штольц всегда был желательным гостем» (устн., 10 кл.). Слово «желательный» в приведенном примере смешивается со словом «желанный»: желательный – нужный, соответствующий желаниям, интересам, а желанный – такой, которого желают, ожидаемый. «Фотография была неудачливая» (устн., 9 кл.); имелось в виду неудачная, т. е. «неудовлетворительная, плохая». Ученик смешивает слова «кровный» и «кровавый»: «Мой брат и я – кровавые родственники» (устн., 7 кл.). Кровавый означает «покрытый кровью», а кровный – «основанный на общем происхождении от одних родителей», поэтому в проиллюстрированном примере вместо слова «кровавый» нужно использовать «кровный».

Мало ошибок мы видим при использовании глаголов. Это можно объяснить ростом размеров предложений, наполнением их второстепенными членами, вследствие чего число сказуемых-глаголов уменьшается. Приведем несколько примеров: «Петр I обосновал Петербург» (устн., 8 кл.). Обосновать означает «подкрепить доказательствами», а
основать – «положить начало чему-нибудь, учредить». Ребенок смешивает эти слова, делая ошибку в данном случае. «В школе нужно будет провести ремонт» (устн., 9кл.); вместо «произвести».

Меньше всего ошибок подростки допускают в наречиях: «Онегин сел в карету и поехал пешком» (соч., 9кл.); «Судьба злостно подшутила над влюбленными» (соч., 9кл.). Слово «пешком» означает «способ передвижения: на своих ногах»; в данном примере оно употреблено в несвойственном ему значении. Слова «злостно» и «зло» являются паронимами, слово злостный означает «исполненный зла, злых умыслов», а злой - «полный злобы, злости».
Ошибки – неизбежный элемент речевой деятельности, но с ними необходимо бороться.

Нужно добиваться уменьшения количества ошибок как одной из важнейших помех, затрудняющих коммуникацию. Обучая человека говорить правильно, мы тем самым повышаем его лингвистическую компетентность, формируем один из ключевых элементов его общей культуры.

Обучение преодолению ошибок представить в виде следующего алгоритма действий:

  • нахождение «сбоя» в употреблении,

  • определение характера сбоя,

  • установление механизма ошибки,

  • исправление ошибки,

  • определение программы работы над ошибкой.



Лексика – важнейший уровень языка. Владеть языком - значит, прежде всего, владеть семантикой, лексическими значениями слова. Самое большое число речевых ошибок – это ошибки на лексическом уровне.

Огромное значение для развития речи детей имеет правильная, выразительная, точная речь учителя. Один из эффективных способов совершенствования речи, повышения уровня ее нормативности – воспитание любви к книге, развитие читательского вкуса. Чем шире речевая среда, чем выше ее «развивающий потенциал», тем быстрее идет естественный процесс «впитывания» языковых норм и тем самым предупреждаются многие ошибки. Очень велика роль устных и письменных изложений и сочинений. Нужно учить детей формулировать лексическое значение слова, подбирать иллюстративный материал, уметь производить лексический анализ. Неоценимую помощь учителю в работе, связанной с предупреждением ошибок, оказывают разного рода