Файл: Античная цивилизация величайшее и прекраснейшее явление в истории человечества. Очень сложно переоценить роль и значение античной цивилизации, ее заслуги перед всемирноисторическим процессом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Всеобщая история
Группа 22М511в
Студент
Хошимов Х. М.
МОСКВА 2023
Ответы:
Часть 1:
1. 1.Что такое античность и в чём особенности возникновения и развития античной цивилизации?
Античная цивилизация - величайшее и прекраснейшее явление в истории человечества. Очень сложно переоценить роль и значение античной цивилизации, ее заслуги перед всемирно-историческим процессом. Созданная древними греками и древними римлянами цивилизация, - просуществовавшая с VIII в. до н.э. вплоть до падения Западной Римской империи в V в. н.э., т.е. более 1200 лет, - явилась не только непревзойденным культурным центром своего времени, давшим миру выдающиеся образцы творчества по сути во всех сферах человеческого духа. Она также является колыбелью двух близких нам современных цивилизаций: западноевропейской и византийско-православной.
Античная цивилизация делиться на две локальных цивилизации:
1) Древнегреческую (8-1 века до н.э.)
2) Римскую (8 век до нашей эры 5 век н.э.)
Между этими локальными цивилизациями выделяется особенно яркая эпоха эллинизма, которая охватывает период с 323 г. до н.э. до 30 г. до н.э.
Глобальным типом цивилизации, сложившимся в древности, стал западный тип цивилизации. Он начал возникать на берегах Средиземного моря и наивысшего развития достиг в Древней Греции и Древнем Риме, обществах, которые принято именовать античным миром в период с IX--VIII вв. до н. э. до IV-- V вв. н. э. Поэтому западный тип цивилизации с полным основанием можно именовать как средиземноморский или античный тип цивилизации.
Античная цивилизация прошла длительный путь развития. На юге Балканского полуострова в силу различных причин раннеклассовые общества и государства зарождались не менее трех раз: во 2-й половине III тыс. до н. э. (уничтожено ахейцами); в XVII-- XIII вв. до н. э. (уничтожено дорийцами); в IX--VI вв. до н. э. последняя попытка удалась -- возникло античное общество.
Античная цивилизация, так же как и восточная цивилизация является первичной цивилизацией. Она выросла непосредственно из первобытности и не могла воспользоваться плодами предшествующей цивилизации. Поэтому в античной цивилизации, по аналогии с восточной, в сознании людей и в жизни общества существенно влияние первобытности. Господствующее положение занимает религиозно-мифологическое мировоззрение.
В отличие от восточных обществ античное развивалось весьма динамично, так как с самого начала в нем разгорается борьба между закабаляемым в долевое рабство крестьянством и аристократией. У других народов она заканчивалась победой знати, а у древних греков демос (народ) не только отстоял свободу, но и добился политического равенства. Причины этого кроются в бурном развитии ремесла и торговли. Торгово-ремесленная верхушка демоса быстро богатела и в экономическом отношении стала сильнее землевладельческой знати. Противоречия между могуществом торгово-ремесленной части демоса и уходящей в прошлое силой землевладельческой знати составило движущую пружину развития греческого общества, которое к концу VI в. до н. э. разрешилось в пользу демоса.
В античной цивилизации на первый план вышли частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок.
Появился первый в истории образец народовластия -- демократия как олицетворение свободы. Демократия в греко-латинском мире была по-прежнему прямой. Предусматривалось равенство всех граждан как принцип равных возможностей. Существовали свобода слова, выборность органов власти.
В античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод. Государство не вмешивалось в частную жизнь граждан или это вмешательство было незначительным. Торговля, ремесла, сельское хозяйство, семья функционировали независимо от власти, но в рамках закона. Римское право содержало систему норм, регулирующих частнособственнические отношения. Граждане были законопослушны.
В античности вопрос о взаимодействии личности и общества решался в пользу первой. Личность и ее права были признаны первичными, а коллектив, общество -- вторичными.
Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер: обязательное наличие привилегированного слоя, исключение из ее действия женщин, свободных иноземцев, рабов.
В греко-латинской цивилизации также существовало рабство. Оценивая его роль в античности, думается, ближе к истине позиция тех исследователей, которые секрет уникальных достижений античности видят не в рабстве (труд рабов неэффективен), а в свободе. Вытеснение свободного труда рабским в период Римской империи явилось одной из причин упадка этой цивилизации.
2. Что такое полис и каковы особенности его внутреннего устройства?
Полис – это особый тип общины, а именно – община граждан-земледельцев, причем, в отличие от общинных структур древнего Востока, включавших в себя исключительно сельское население, греческий полис состоял как из крестьян-земледельцев, так и из городских жителей.
Главные структурообразующие элементы греческого полиса, определившие условия его существования - это его экономическая основа – т. н. античная форма собственности, в которой органически сливались собственность государственная и собственность частная, причем частная была опосредована государственной. Отсюда обязательно вытекало то, что непременной и безусловной предпосылкой права собственности на землю в полисе была принадлежность к числу граждан этого общинного объединения.
Следующей неотъемлемой чертой полисной организации был институт гражданства. Население полиса состояло из полноправных, неполноправных и бесправных категорий его жителей.
Следующая характерная черта полисной организации древних греков – это отношение граждан к военной организации полиса.
В классическом греческом полисе имело место характерное триединство члена его гражданского коллектива. Одновременно он являлся и гражданином, и собственником, и воином.
Особые формы самоуправления гражданского коллектива – это еще одна неотъемлемая черта греческого полиса. Народное собрание, объединявшее исключительно граждан, – важнейший институт полисного управления, благодаря которому учитывалось волеизъявление каждого гражданина, обязательно входившего в его состав.
Никто, кроме граждан полиса, не имел права владеть землей на его территории, а также права распоряжения (через решение всего коллектива граждан) общественными землями, принадлежавшими всему коллективу. Никто, кроме граждан полиса, не имел права участия в его военной и политической организации.
Члены полисной гражданской общины, как горожане, так и сельские жители, составляли сплоченный, весьма замкнутый коллектив, строго хранивший и контролировавший все права и привилегии своих сочленов. Стабильность гражданского коллектива и небольшие размеры территории полиса (в условиях Древней Греции она не могла быть расширена без конфликта с соседями) – это еще одна из непременных черт полисной организации.
Экономика классического полиса базировалась преимущественно на сельском хозяйстве. Именно сельское хозяйство являлось главной сферой занятий гражданина полиса.
Для своего времени древнегреческий полис был наиболее совершенной формой организации господствующего класса, главным преимуществом которого была широта и устойчивость его социальной базы.
3. . В чём сущность рабовладельческого общества и специфика применения рабского труда?
Исторически первым типом государства и права были рабовладельческое государство и право, возникшее в результате разложения первобытно общинного строя. Рабовладельческий строй - такая общественно-экономическая формация, экономической основой которой являлась собственность рабовладельцев, как на средства производства, так и на непосредственных производителей-рабов. Основным классовым делением общества было деление на рабовладельцев и рабов. В истории различаются две разновидности рабовладельческого строя в рамках одной рабовладельческой общественно-экономической формации: восточное рабовладельческое общество и античное рабовладельческое общество. Рабовладельческий тип государства знает несколько форм из которых наибольшее значение имели три: монархия, аристократия и демократия. Рабовладельческая монархия больше всего типична для государств Востока — Египта, Вавилона, Ассирии и других, где она существовала в виде деспотии, т.е неограниченной власти главы государства (например, фараона в Египте), опиравшейся на большой военно-бюрократический аппарат.
4.Что общего и в чём специфика социального и политического устройства древних Афин и Спарты?
Оба государства находились на территории Греции и были крупными полисами. В Афинах, как и в Спарте, мальчики до 7 лет воспитывались дома, не было развито женское образование, девочек воспитывали в домашних условиях. В обоих государствах было Народное собрание, свободные граждане были равны.
Отличия:У Афин власть была сосредоточена у народа, то есть все вопросы: политика, культура, торговля и тд. - решались на народном собрании. Там же и проводилось назначения на государственные должности. У Спарты всегда правил царь, фактически он представлял власть, и он принимал главные государственные решения.
5. В чём причина установления гегемонии Македонии в Древней Греции?
Царь не смог взять Перинф и Византий, но в 338 году до н. э. он разгромил при Херонее армию греческой коалиции, возглавленной Афинами и Фивами. Следствием этой победы стало установление македонской гегемонии над большей частью Греции в рамках Коринфского союза.
6. Что такое эллинизм и какое значение в развитии Древнего мира он сыграл?
Эллини́зм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением эллинистического Египта в 30 г. до н.
Историческое значение эллинизма и культура в том главным образом и состоит, что в этот период происходит процесс преодоления этнической, религиозной, общинной, полисной замкнутости и все отчетливее вырисовывается классовая борьба.
7. В чём причина поражения греческих полисов в борьбе с Римом?
Причинами поражения Греции стала вражда и постоянные конфликты между греческими городами-полисами. Междоусобные войны между греками ослабляли их силы. Также в греческих городах имелись богатые граждане, которые надеялись на помощь Македонского царя в их противостоянии с простым народом Греции, который всё больше беднел.
Задача №1
Прочитайте отрывок из произведения Аристотеля "Политика. Афинская полития" о законодательстве Солона: «Да, я народу почет предоставил, какой ему нужен, — Не сократил его прав, не дал и лишних зато. Также подумал о тех я, кто силу имел и богатством Славился, — чтоб никаких им не чинилось обид. Встал я, могучим щитом своим тех и других прикрывая, И никому побеждать не дал неправо других». Действительно ли Солон заложил основы демократии в Афинах?
Реформы Солона заложили основы демократии: отменили логовое рабство; народ получил право участвовать в управлении государством
Одной из важнейших была радикальная реформа долговых отношений. Прежде всего были кассированы все долги, сделанные под заклад земли, проведена так называемая сисастхия.
Стремясь укрепить экономическое положение средних земледельцев, Солон ввел ограничения ссудного процента.
Из других социальных реформ Солона следует отметить введение свободы завещания при отсутствии прямых наследников (ранее в этом случае имущество, особенно земля, оставалось в роду) и введение земельного максимума, т. е. запрещение иметь земельные владения сверх установленной законом нормы.
Сущность политических нововведений Солона заключалась в организации такого государственного управления, в котором могли бы принимать участие широкие слои афинского народа, демоса. Государственный строй, при котором в управлении могли
принять участие самые широкие слои демоса, получил название демократии. Солон заложил основы афинской демократии, которая достигнет полного расцвета только в V–IV вв. до н. э.