Файл: Совершенствование действий в конкретных ситуациях по оказанию помощи детям, переживающим горе и утрату.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сигналы опасности
Повторяющиеся высказывания соединиться с
умершим, проявления суицида
Чрезмерная имитация умершего, появление
устойчивых симптомов его заболевания
Избегание разговоров об умершем
Агрессия, необъяснимые вспышки гнева,
деструктивные способы выражения гнева
Стойкие тревоги и фобии, частые приступы паники,
продолжительные страхи находиться одному

Возрастные особенности
переживания горя
• Смерть не понятна для ребенка, однако заметит отсутствие родителя и эмоциональ- ные перемены в тех, кто окружает
до 2 лет
• Дети осознают, что отсутствующих можно позвать, поиск умершего типичное выражение горевания
от 2 до
3 лет
• Ограниченное понимание смерти, сон не смерть, необходимо разъяснить, что мама
(папа, бабушка) никогда не вернется
от 3 до 5
лет

• Все еще нет понимания в реальности смерти. Имеют склонность цепляться за живого родителя.
от 6 до
8 лет
• Переживание утраты приводит к чувству беспомощности.
Могут возникнуть проблемы с идентичность.
Скрывают свои эмоции.
от 9 до
12 лет
• Часто вверяют свое горе и ищут помощи вне дома. Чувствуют себя изолированными, ощущают что друзья избегают, смущаются не знают, что сказать.
подростки
Возрастные особенности
переживания горя

Особенности протекания горя у детей

Ребенок плачет

Надеется на возвращение родителя

Иногда начинает его искать

Иногда описывает яркое ощущение его присутствия

Иногда злится из-за утраты и винит окружающих

Иногда обвиняет умершего родителя

Боится потерять выжившего

Важные вопросы:
Сообщать
ребенку о смерти
его близкого
Включать в
семейный процесс,
связанный
с похоронами
Брать
с собой
на похороны
Вспоминать
об умершем
ДА

Последствия
НЕ БЫЛ НА ПОХОРОНАХ
Отношения бывают не завершенными, возникновение страхов
ИСКЛЮЧИЛИ ИЗ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ПОХОРОНАМ
Возникновения чувства покинутости
НЕ СООБЩИЛИ О СМЕРТИ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА
Создается почва для страхов и недоверия к взрослым

Как сообщить ребенку о смерти
близкого человека?
Лучше начать готовить ребенка к встрече со смертью близкого человека задолго до того, как эта встреча произойдет.
Дети не должны быть заслонены от процесса умирания близкого человека.
Когда приходит смерть, детям нужно сказать правду сразу же,
в ласковой и естественной форме.
Детей всех возрастов надо поощрять участвовать в ритуалах, обычаях и любых формах траура, принятых в семье, если дети хотят этого сами.


Пошаговая инструкция для родителей:
«Как говорить с ребенком о смерти
близкого человека?»
Правило 1:
Правило 2:
Сообщить ребёнку о смерти близкого нужно как можно скорее после события смерти.
Сообщить ребёнку о смерти должен самый близкий человек.
Что делать?
1. Сесть рядом с ребёнком, так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне.
2. *Имя/степень родства для ребёнка+ умер. Его больше нет. Мы будем его хоронить *день+.
3. Рассказать простыми словами о тех изменениях, которые наступают в связи с этим событием: «Теперь мы будем жить вдвоём», «Теперь ты будешь жить у твоих тёти и дяди» и т. п.
4. Предложить ребёнку задать любые вопросы. Просто и конкретно ответить на них. Будьте готовы к вопросам, которые могут вас шокировать: «Можно его потрогать?», «Будет ли он приходить?», «Что он будет там есть?».

Патологические реакции на переживание горя
у детей
Энурез, заикание, сонливость или бессонница, обкусывание ногтей, анорексия (отсутствие аппетита), галлюцинации каким-либо психотравмирующим или кризисным событием)
Длительное неуправляемое поведение
Острая чувствительность к разлуке
Полное отсутствие каких-либо проявлений чувств
Отсроченное переживание горя (актуализированное, например,
Депрессия (у подростков – это гнев, загнанный внутрь)

Уровень риска возникновения
патологического горя у детей
(рост со смещением вправо)
Горе.
Ожидаемая утрата – ребенок подготовлен.
Ожидаемая утрата – ребенок не подготовлен.
Неожиданная утрата (внезапная болезнь, смерть) – ребенок не присутствует.
Неожиданная утрата (несчастный случай, катастрофа, война)
– ребенок не присутствует.
Неожиданная утрата (убийство, самоубийство)
– ребенок не присутствовал.
Неожиданная утрата (внезапная смерть, болезнь)
– ребенок-очевидец.
Неожиданная утрата (убийство, самоубийство)
– ребенок-очевидец.
Неожиданная утрата (несчастный случай, катастрофа).
– ребенок-выживший.
Травма.

Благоприятными для детей условиями
проживания горя являются следующие:
родителем до его смерти информации, откровенных ответов на вопросы ребенка оплакивания вместе со всей семьей родителем и уверенность в нерушимости этих отношений
1
хорошие отношения с
2
получение адекватной
3
участие в процессе
4
хорошие отношения с оставшимся в живых

Как можно помочь детям?
1
3
4
5
2
Давайте конкретную информацию
Избегайте ненужных разлук
Позвольте детям присутствовать на церемонии прощания и похоронах
Создайте условия для воспоминания об умершем
Отвечайте на вопросы детей


Как понять, что горюющему ребенку
нужна помощь психолога?
Если после смертного случая поведение ребенка сильно изменяется
Если ребенок печален длительное время после смертного случая
1
2
Если ребенок присутствовал при смертном случае и постоянно вспоминает эту ситуацию
3

Работа со сценой из фильма
Фрагменты из фильма «Хорошие дети не плачут», 2012
Мультфильм «Жираф в зыбучих песках», 2015

Выполнение упражнений под руководством
преподавателя
Упражнение «Чувства и маски»
Участники рисуют 3 ощущения, которые, как они считают, им трудно было выразить открыто; потом они рисуют маску,
под которой они прятали выражение лица вместе с реальными ощущениями.

Упражнение «Игра-импровизация»
Ведущий предлагает всем сидя попридумывать, пофантазировать.
Он говорит: «Я хочу, чтобы вы придумали, что бы вы хотели сделать в будущем.
Выберите место и время действия, перенеситесь мысленно в это время и место.
Сосредоточьтесь на том месте, где вы находитесь. Обратите на все детали вокруг вас – ландшафт,
дома, людей и т. д.
Обратите внимание на себя, во что вы одеты. Кто вас окружает, что это за люди? Опишите время и место, выбранные вашим воображением. Как вы себя чувствуете? Что вы чувствуете в выбранном времени? Когда вы там побудете, перемещайтесь опять сюда, в настоящее».
Предлагается участникам устроиться поудобнее, закрыть глаза, сосредоточиться на дыхании. И тогда, может быть, у вас всплывет какой-нибудь образ.
Далее ведущий говорит участникам: «Когда он у вас возникнет, расскажите о нем, опишите его».
Другие могут дополнять, но не перебивать. Продолжать игру, пока не иссякнет воображение.
Упражнение выполняется под нежную музыку. А затем предлагается нарисовать свои образы.
Выполнение упражнений под руководством
преподавателя

Участие в ситуационных играх
под руководством преподавателя
Упражнение «Чистый лист»
Лист бумаги разбивается участниками на столько квадратов, сколько главных событий в своей жизни он может вспомнить. В каждом квадратике выполняется рисунок, соответствующий этому событию. Участник сам выбирает, чем ему рисовать.
После этого преподаватель предлагает рассказать о
некоторых событиях,
произошедших в
жизни.
Можно рассказывать от имени другого человека, сказочного персонажа.


Упражнение «Техника незаконченных предложений»
Преподаватель предлагает незаконченные предложения, специфичные для проблематики группы:
«Я веселюсь, когда…»
«Мне особенно грустно, когда…»
«Я чувствую себя лучше, когда...»
«Что меня бесит, это...»
«Мое любимое занятие...»
«Звук выстрелов вызывает у меня...»
Участие в ситуационных играх
под руководством преподавателя

«Избежать горя может только тот, кто избегает любви.
Задача заключается в том, чтобы чему-то научиться у горя и оставаться уязвимым для любви».
Джон Брантнер