Файл: В. И. Басалай 2023 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Начальник специального отдела № 2

ФГКУ «Специальное управление ФПС № 3

МЧС России»

подполковник внутренней службы
В.И. Басалай
«____»____________ 2023 года


П Л А Н – К О Н С П Е К Т

проведения занятий по общественно-государственной подготовке
Тема: Основы морально-политической готовности сотрудников к выполнению поставленных задач по предназначению.
Вид занятия: Теоретическое занятие (семинар) Отводимое время: 1 час.
Цель занятие: Изучить предложенную тему, довести до слушателей основы морально-политической готовности сотрудников к выполнению поставленных задач по предназначению.
Литература, используемая при проведении занятий:


  1. Кожевников Д. Основные пути формирования моральной готовности и психологической способности военнослужащего к боевым действиям // Ориентир. - №9




  1. Система морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации // Учебное пособие. – М.: Воениздат, 2005.




  1. Колосова. Основные пути формирования моральной готовности и психологической способности военнослужащего к боевой деятельности // Ориентир. – 2010. - №9




  1. Интернет ресурсы;


Пособия и оборудование, используемые на занятии:

- план-конспект проведения занятия.

Развернутый план занятия:
1. Введение (5 минут)

Проверить наличие личного состава. Объявить тему и цель занятия. Обратить внимание слушателей на наиболее важные моменты лекции.
2. Учебный вопрос № 1 (55 минут) – Основы морально-психологической готовности сотрудников к выполнению поставленных задач по предназначению.

Воспитание личного состава в системе МЧС России осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, федеральным законом
«О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.05.2016 N 141-ФЗ и Присяги сотрудника федеральной противопожарной службы, приказами и распоряжениями МЧС России.

Систему воспитания личного состава следует понимать как единый, целостный, непрерывный процесс формирования и развития у личного состава качеств, необходимых для успешного выполнения ими поставленных перед МЧС России задач. Воспитание личного состава целесообразно рассматривать как целостную педагогическую систему.


Центральными элементами системы воспитания личного состава в системе МЧС России являются субъекты и объекты. Субъектами выступают: средства массовой информации; семьи и близкие родственники личного состава; командиры и начальники всех степеней; органы управления и органы воспитательной работы; трудовые (воинские) коллективы; учреждения культуры; общественные организации МЧС России. Объектами являются: военнослужащие, сотрудники и работники системы МЧС России.

Основной целью воспитания является формирование и развитие у военнослужащих, сотрудников и работников системы МЧС России качеств гражданина-патриота, профессионала своего дела и высоконравственной личности. Эта общая цель призвана ориентировать командиров (начальников), воспитателей всех уровней на всесторонний и комплексный подход к воспитанию личного состава, предостерегать их от ошибок в решении воспитательных задач.

Достижение данной цели включает комплексное решение следующих задач:

- со средним и старшим начальствующим составом ФПС ГПС МЧС России:

формирование готовности к беспрекословному выполнению приказа старшего начальника и ответственности за отданный приказ подчиненным, развитие чувства долга, чести, гордости за профессию, службу и работу в системе МЧС России;

- развитие стремления к повышению профессионального мастерства, мотивации к самосовершенствованию, повышению уровня педагогической культуры, личной ответственности за обучение и воспитание личного состава, заботливое и уважительное отношение к ним;

формирование личной ответственности за выполнение функциональных обязанностей;

- с рядовым и младшим начальствующим составом ФПС ГПС МЧС России, курсантами учебных заведений МЧС России:

формирование гордости за службу в системе МЧС России, готовности к беспрекословному выполнению приказа;

формирование высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение техники, вооружения;

формирование уважительного отношения к командирам (начальникам);

с солдатами, сержантами и старшинами войск гражданской обороны, проходящими военную службу по призыву:

формирование верности Присяге, готовности беспрекословно выполнить приказ командира (начальника);

формирование гордости за военную службу в системе МЧС России, высокой дисциплинированности, личной ответственности за повышение профессионального мастерства;



развитие стремления к преодолению трудностей службы, воспитание уважительного отношения к командирам (начальникам), товариществу;

с гражданским персоналом:

воспитание ответственности и понимания специфики профессиональной деятельности в системе МЧС России;

развитие профессионального мастерства, мотивация к работе в МЧС России.

Для успешного проведения воспитательной работы в системе МЧС России необходимо:

- систематическое изучение морально-психологического состояния личного состава;

- организация и осуществление непрерывного информационного обеспечения мероприятий реформирования системы МЧС России;

- повседневное наблюдение, выявление и предупреждение негативных явлений и тенденций во взаимоотношениях среди личного состава;

- взаимодействие с органами государственной власти, общественными объединениями и религиозными конфессиями в целях укрепления дисциплины и правопорядка, эффективного решения конкретных социальных проблем личного состава, членов их семей;

- эффективное научно-методическое сопровождение функционирования и развития системы воспитания;

- использование в процессе воспитательной работы новых образцов и систем технических средств обучения и воспитания.

К основным видам и направлениям воспитания личного состава в системе
МЧС России относятся: государственно-патриотическое, нравственное, правовое, экономическое, воинское и физическое.

Государственно-патриотическое воспитание – оказание воздействия на личный состав в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина - патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ нашего общества, подготовленного к успешному выполнению обязанностей, связанных с обеспечением всесторонней защиты и безопасности личности, общества и государства.

Основными целями государственно-патриотического воспитания являются: формирование активной гражданской позиции личности, позволяющей эффективно решать государственные задачи в мирное и военное время; приобщение личного состава к системе культурных ценностей, истории и традициям Отечества,
МЧС России, формирование потребности в их изучении и приумножении; совершенствование интернационального воспитания.

Нравственное воспитание – оказание воздействия на сознание, чувства и волю личного состава с целью формирования у него необходимых духовно-нравственных черт и качеств.


Основными целями нравственного воспитания являются: разъяснение личному составу требований государства к их профессиональному и нравственному облику, социальной значимости их службы; стимулирование потребности личного состава к моральному самосовершенствованию, стремления к положительному нравственному идеалу; целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности личного состава, в процессе которой предотвращаются негативные действия и поступки, формируются нравственные чувства, такие как ответственность, гордость и доблесть; использование духовно-нравственного потенциала общественных объединений в воспитании личного состава.

Правовое воспитание - формирование у личного состава устойчивых правовых взглядов и представлений, правовой культуры, навыков правового поведения.

Основными целями правового воспитания являются: организация правовой пропаганды; повышение теоретической и методической подготовки личного состава по правовым вопросам; обобщение и распространение передового правового опыта; контроль за соблюдением дисциплины, законности, правопорядка и дисциплинарной практики, организация правовой защиты личного состава и членов его семей.

Экономическое воспитание - формирование у личного состава экономических знаний, навыков, умений, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей.

Основными целями экономического воспитания являются: формирование бережного отношения к государственному имуществу, рационального использования материально-технических и учебно-методических средств; пропаганда экономических знаний по различным хозяйственным вопросам жизнедеятельности.

Воспитание - процесс систематического и целеустремленного воздействия на служащих в целях подготовки их к исполнению своих обязанностей.

Основными целями воспитания являются: создание условий и мотивации роста профессионализма служащих; поддержание строгого уставного порядка в организации службы, быта и повседневной деятельности в частях (подразделениях); создание условий по обеспечению безопасности службы; обеспечение личной примерности должностных лиц в выполнении профессионального служебного долга; использование в воспитательных целях системы традиций и ритуалов.

Физическое воспитание - проводится в целях совершенствования физической культуры личного состава, укрепления здоровья, формирование морально-волевых и психологических качеств, необходимых для выполнения профессиональных задач.


Основными целями физического воспитания являются: организация плановой физической подготовки различных категорий личного состава; проведение спортивно-массовых мероприятий; пропаганда здорового образа жизни; популяризация лучших спортивных достижений МЧС России.

Эффективность воспитания следует понимать как достижение планируемого уровня воспитанности личного состава в результате воспитательного процесса. Уровень воспитанности определяется на основе критериев полученных в результате воспитательного воздействия.

При оценке эффективности воспитания учитываются оценка воспитательной работы должностных лиц и оценка морально-психологического состояния личного состава.

Основными критериями эффективности воспитательной работы выступают:

степень обеспечения целенаправленности воспитательного процесса, представление воспитателя о системе и целях воспитания; умение воспитателя ставить конкретные задачи и добиваться желаемого результата в воспитательном процессе; планирование воспитательных мероприятий; умение анализировать и оценивать результаты деятельности;

степень развития личностных качеств воспитателя, наличие и степень психолого-педагогической культуры, педагогического мастерства и педагогической этики; степень личной дисциплинированности; наличие мотивов к самовоспитанию и самообразованию;

степень обеспечения единства процесса обучения и воспитания;

степень дифференциации воспитательной деятельности, знание психофизиологических особенностей личности; знание национальных черт и традиций личного состава; оказание конкретной педагогической помощи;

степень сплочения коллективов: отношение личности к коллективу и коллектива к личности; коллективная оценка поступков и проступков; взаимопомощь в коллективе;

степень взаимосвязи и взаимодействия субъектов воспитания в воспитательном процессе: осуществление планирования, исключающего формализм в воспитательной деятельности; координация воспитательной работы; использование воспитательного потенциала общественных организаций;

степень взаимоотношения объектов и субъектов системы воспитания: соотношение в воспитательной работе мер поощрения и принуждения; уважение к личному и коллективному мнению; педагогическое сотрудничество;

степень рационального использования времени, отводимого на воспитание: способность выделить главное в воспитательной работе; умение оптимально использовать все имеющиеся средства воспитания; недопущение шаблонов в воспитательной работе; участие должностных лиц в воспитательной работе.