Файл: Экзаменационные вопросы по дисциплине История История в системе социальногуманитарных наук. Основы методологии исторической науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Примерные экзаменационные вопросы по дисциплине «История»


  1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки.

  2. Государство и общество в Древнем мире

  3. Средневековье как стадия всемирного исторического процесса

  4. Раннее новое время: переход к индустриальному обществу

  5. Мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот.

  6. Мир в начале XX века. Первая мировая война.

  7. Мир между двумя мировыми войнами. Вторая мировая война

  8. Послевоенное устройство мира в 1946 – 1991 гг.

  9. Мировое сообщество на рубеже XX - XXI веков.

  10. Древнерусское государство в IX – XII вв.

  11. Русские земли в период раздробленности. Борьба русских земель с иноземными захватчиками.

  12. Образование и становление русского централизованного государства в XIV– первой трети XVI вв.

  13. Иван Грозный: реформы и опричнина.

  14. Смутное время в России.

  15. Россия в XVII в.

  16. Русская культура в IX – XVII вв.

  17. Преобразования традиционного общества при Петре I.

  18. Дворцовые перевороты. Правление Екатерины II.

  19. Россия в первой половине XIX в.

  20. Россия во второй половине XIX в.

  21. Русская культура в XVIII – начале XX вв.

  22. Первая российская революция 1905-1907 гг. и ее последствия.

  23. Россия в 1917 г.

  24. Социалистическая революция и становление советской власти (октябрь 1917 – май 1918 гг.).

  25. Гражданская война и интервенция в России. Военный коммунизм.

  26. Образование СССР 1922-1941 гг.

  27. Внутренняя политика СССР в 1920 – 1930-е гг.

  28. СССР в годы Великой Отечественной войны.

  29. СССР в 1945-1964 гг.: послевоенное восстановление народного хозяйства и попытки реформирования.

  30. СССР в 1965 – 1991 гг.

  31. Особенности развития советской культуры.

  32. Внутренняя политика Российской Федерации (1991 – 2000-е гг.)



Задание 1 Вариант 8

Тест

1. Свод законов, не относящийся к этапам закрепощения крестьян:

а) Судебник Ивана III;

б) Русская Правда;

в) Судебник Ивана IV;

г) Соборное Уложение.
2. Сейм – это:

а) круг ближайших советников Ивана IV;

б) кружок близких друзей Александра I;

в) народное собрание;

г) польский парламент.
3. К эпохе дворцовых переворотов не относится:

а) принятие Жалованной грамоты городам;

б) свержение Петра III;


в) создание Верховного тайного совета;

г) Семилетняя война.


  1. Внук Екатерины II:

а) Николай I;

б) Николай II;

в) Александр II;

г) Александр III.


  1. В первой половине XIX века:

а) провозглашена теория Уварова;

б) началась реформа Столыпина;

в) введена всесословная воинская обязанность;

г) образован Временный комитет Государственной думы.
6. Дата, отражающая внешнеполитическое событие:

а) 25 октября 1917 г.;

б) 9 января 1905 г.;

в) 3 марта 1918 г.;

г) 5 января 1918 г.
7. Век, когда в России произошел промышленный переворот:

а) XVII;

б) XVIII;

в) XIX;

г) XX.

8. С процессом становления однопартийной диктатуры в России связывают:

а) роспуск Учредительного собрания;

б) начало Гражданской войны;

в) переход к новой экономической политике;

г) смерть В.И. Ленина.
9. Даты, не относящиеся к советским пятилетним планам:

а) 1928 –1932 гг.;

б) 1933-1937 гг.;

в) 1938-1942 гг.;

г) 1943-1947 гг.

10. Беловежские соглашения не подписывал:

а) Б.Н. Ельцин;

б) Л.М. Кравчук;

в) С.С. Шушкевич;

г) М.С. Горбачев.

Задание 2 Вариант 8

1. Укажите период правления династии Рюриковичей.

Ответ: 862-1598г.
2. В каком веке наша страна стала называться «Россия»?

Ответ: в 18 веке
3. Запишите цифры согласно хронологической последовательности событий:

1) восстание под руководством И. Болотникова;

2) отмена гетманства на Украине;

3) Отечественная война;

4) «хованщина»;

5) Медный бунт.

Ответ: 1,5,4,2,3
4. Распределите события по периодам согласно хронологической последовательности: в группу А – события XVII века; в группу Б – события XVIII века:

1) правление «семибоярщины»;

2) учреждение титула императора;

3) царствование Алексея Михайловича;

4) введение подушной подати;

5) учреждение коллегий;

6) царствование Михаила Романова.



Группа А

Группа Б

1

6

3

5

2

4


5. Назовите фамилию: «Он был приглашен преподавать царским сыновьям правоведение

, занимал ответственные государственные должности. В 1880 году был назначен обер-прокурором Святейшего Синода».

Ответ: Константин Петрович Победоносцев
6. Какая война вызвала введение политики «военного коммунизма»? (Укажите название войны и годы.)

Ответ: Гражданская война, 1918-1921 .
7. Соотнесите аббревиатуры и даты:

1) РСДРП; А) 1898 г.;

2) РКП(б); Б) 1952 г.;

3) ВКП(б); В) 1932 г.;

4) КПСС. Г) 1918 г.;

Д) 1925 г.

Ответ: 1-А;2-Г;3- Д; 4-Б
8. Какая война закончилась подписанием Версальского договора? Назовите точную дату начала и окончания войны (год, число, месяц).

Ответ: Первая мировая война (28 июля 1914-11 ноября 1918 год)

9. Министр иностранных дел СССР 1946-1949 гг.

Ответ: Молотов В.М.
10. Председатель Правительства РФ, объявивший о дефолте и моратории на выплату долгов зарубежным банкам.

Ответ: Кириенко

Задание 3 Вариант 8
Напишите эссе.

ТЕМА: Деятельность Лиги Наций

________________________________

Эссе «Деятельность Лиги Наций»

«Лига наций при нынешних условиях

есть "дом свиданий"

для империалистических заправил,

обделывающих свои дела за кулисами»

И.В. Сталин

На протяжении всей истории человеческих цивилизаций различные общества стремились достичь лучшего будущего и процветания. Наличие в пределах ограниченного географического пространства с ограниченными ресурсами различных по своему характеру культур с идентичными амбициями делало крайне сложным мирное сосуществование всех зарождающихся народностей. По мере того, как перечисленные факторы усиливались, конфликты между различными сообществами людей становились неизбежными. Возникала необходимость создания международной организации, способной избавить мир от военных катастроф. Такой организацией, целью деятельности которой стало развитие сотрудничества между народами и гарантия их мира и безопасности, стала организация, образованная в результате Версальского договора, Лига Наций. В различное время в Лигу Наций входило 58 государств.

Лига Наций, международная организация государств, существовала с момента подписания Версальского соглашения в 1919 и окончила свое существование в 1946 году. Пред­ло­же­ния о соз­да­нии уни­вер­саль­ной ме­ж­ду­народной ор­га­ни­за­ции вы­ска­зы­ва­лись на Га­аг­ских кон­фе­рен­ци­ях ми­ра 1899 и 1907 годов. Ус­тав Лиги Наций раз­ра­бо­тан специальной ко­мис­си­ей, соз­дан­ной на Па­риж­ской мир­ной кон­фе­рен­ции 1919-1920 годов, и вклю­чён в Вер­саль­ский мир­ный до­го­вор 1919 года и другие до­го­во­ры, за­вер­шив­шие Первую ми­ро­вую вой­ну. Пер­во­на­чаль­но Ус­тав Лиги Наций под­пи­са­ли 44 го­су­дар­ст­ва, яв­ля­вшиеся чле­на­ми Ан­тан­ты или при­со­еди­нившиеся к ней, а так­же го­су­дар­ст­ва, при­дер­жи­вав­шие­ся ней­тра­ли­те­та в хо­де Первой ми­ро­вой вой­ны. Из 65 круп­ных го­су­дарств, су­ще­ст­во­вав­ших в 1920-1940-х годах, все, за ис­клю­че­ни­ем США и Са­удовской Ара­вии, в тот или иной пе­ри­од бы­ли чле­на­ми Ли­ги На­ций. Устав Лиги был включен во все мирные договоры, подписанные на Парижской конференции. Устав Лиги прописывал ее функции и объем полномочий. Управляли Лигой два органа – Ассамблея и Совет Лиги. Секретариат отвечал за подготовку повестки дня для заседаний Ассамблеи Лиги Наций, публикации отчетов по итогам рабочих заседаний. Лига Наций теоретически имела благие цели своей деятельности: разоружение воющих государств, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путем дипломатических переговоров, улучшение качества жизни на планете.
Помимо своих основных функций, Лига наблюдала за Постоянной палатой международного правосудия и несколькими другими агентствами и комиссиями, созданных для решения международных проблем. Они включали Комитет по изучению правового статуса женщин, Комиссию разоружения, Организацию здравоохранения, Международную организацию труда, Комиссию мандатов, Международную комиссию по интеллектуальному сотрудничеству (предшественник ЮНЕСКО), Постоянный центральный опийный совет, Комиссию для беженцев и Комиссию рабства. Несколько из этих учреждений были переданы Организации Объединенных Наций после Второй мировой войны. Комиссия по вопросам рабства стремилась искоренить рабство и работорговлю людьми во всём мире и боролась с проституцией. Её основным успехом являлось давление на правительства, которые управляли переданными под мандат странами, чтобы положить конец рабству в этих странах. Лига обеспечила обязательство Эфиопии отменить рабство как условие членства в 1926 году и работала с Либерией над отменой принудительного труда и межплеменного рабства.

Но с другой стороны нужно отметить, что главной целью создания Лиги Наций было сохранение общемировой безопасности. Однако, за время существования Лиги Наций на Земле произошло 6 крупных вооруженных столкновений: Японская интервенция в Маньчжурию в 1931 году, Чакская война 1932-1935 годов, Вторая Итало-эфиопская война 1935-1936 годов, Гражданская война в Испании 1936-1939 годов, Советско-финская война 1939-1940 годов и Вторая мировая война 1939-1945 годов.

Ни в одном из шести случаев крупных вооруженных выступлений в разных частях планеты, Лига Наций не показала себя способной к ведению процесса по мирному урегулированию конфликтов. Какой смысл объявлять Японию агрессором по отношению к Китаю, если марионеточное государство Маньчжоу-го продолжает свое существование? Какой смысл вводить экономические санкции в отношении Италии, если необходимое вооружение и сырье Италия может приобрести (и приобретала) у третьих стран, кои не становились участниками блокады!? Таких риторических вопросов можно задавать огромное количество, однако ответ на него должны были искать члены Лиги Наций, чтобы следовать своему Уставу и не допускать войны, столкновения и другие вооруженные действия.
Ответы на эти вопросы, как теперь известно, найдены не были, это и привело к двум последствиям деятельности Лиги Наций: во-первых – странами-лидерами Антигитлеровской коалиции (СССР, США, Великобритания) была предложена модель ООН, и как следствие, во-вторых – 19 апреля 1946 года председатель Генеральной Ассамблеи Лиги Наций Карл Й. Хамбро объявил о прекращении существования Лиги со следующего дня после данного заявления.