Файл: Анализ произведения Гранатовый браслет (И. А. Бунина) Гранатовый браслет это произведение русской литературы, написанное Иваном Алексеевичем Бунином в 1910 год.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Филологиеский анализ произведения «Гранатовый браслет» (И. А. Бунина)
«Гранатовый браслет» – это произведение русской литературы, написанное Иваном Алексеевичем Бунином в 1910 году. Рассказ включает в себя портрет девушки, которая рассказывает о своей жизни и своих отношениях с русским офицером на Кавказе.
Один из основных филологических аспектов рассказа - использование тонкой и глубокой лексики, которая работает на уровне метафор и символике. Например, гранатовый браслет, по словам героини, является символом любви. Второй важный филологический аспект – это стиль повествования. Рассказ описывает переживания и эмоции героини, а также ее отношение к миру. Автор использует образы и метафоры, чтобы донести настроение героини. Бунин обращается к ее восприятию мира через призму ее воспоминаний, которые работают на эмоциональном уровне.
Еще одним филологическим аспектом является размышление о человеческой жизни. Рассказ описывает женщину, которая на радость властным мужчинам готова самоотверженно любить, так как не знает другой любви. Эта тема размышления отражена в новаторском зрелищном клише, используемом в сюжете.
Фонетический уровень произведения «Гранатовый браслет» И. А. Бунина характеризуется тщательно проработанной фонетической экспрессией, использованием разнообразных приемов создания выразительности. В тексте присутствует множество звукописных приемов, таких как аллитерация, ассонанс, рифма, повторы звуков. Они придают тексту ритмичность, звучность и помогают создать нужную атмосферу. Также автор использует различные звукоподражания для имитации звуков и шумов, например: заржало небо, засопело время, кричали брызги воды. Это усиливает впечатление от описываемых событий и создает более яркую и выразительную картину.
В произведении заметны и стилистические приемы, связанные с фонетической экспрессией, такие как использование перехода от звукоподражания к слову: затоптанные футляры, трещали качели. Они усиливают выразительность и образность текста.
Морфологический уровень произведения характеризуется используемыми частями речи, их функциональным потенциалом и созданием выразительности через морфологическую экспрессию.
Морфологическая экспрессия в произведении проявляется в использовании синонимов, антонимов, эпитетов, повторов и других приемов, которые позволяют выразить эмоциональную окраску и передать настроение сцены. Например: «умиротворенный вечер», «пастельные улицы», «бедный брошенный город».
Произведение содержит богатый лексико-семантический уровень. В тексте используются различные тропы, такие как: сравнение («как гранат ветвисто-тонкими лучами»), метафора («душа все еще не расцвела, как цветок»), метонимия («Они прислушивались к происходящему внизу, а потом вернулись в терем»), эпитет («лес затянут дымкою»), олицетворение («сумрак свисал над рекою»).
Тематические группы включают природу, любовь и чувства, различные аспекты жизни знатной, богатой аристократии. Однако, наиболее значимой темой произведения является тема памяти и ностальгии за ушедшими временами и прошлыми чувствами и переживаниями.
Концепты, которыми пропитано произведение: любовь, ностальгия, красота, богатство, эмоциональность, душевность, разлука.
Синтаксический уровень произведения также богат и разнообразен. Среди синтаксических характеристик текста присутствуют сложноподчиненные предложения, часто с повторяющимся конструкциями (например, «и вот», «и снова», «и так далее»).
Синтаксическая экспрессия текса характеризуется лаконичной формой выражения и небольшим размером предложений, что создает атмосферу задумчивости и глубоких размышлений.
Функциональный потенциал синтаксических единиц произведения направлен на создание атмосферы изысканности и первозданной природной красоты. Особенно это проявляется в описательных частях произведения, где автор использует красочные эпитеты и метафоры для передачи образов и настроения. Также синтаксис текста направлен на передачу эмоционального насыщения и глубины чувств героев.
Логические параметры текста произведения отличаются особой точностью, ясностью и логичностью. Способы связи предложений в тексте чаще всего выражаются с помощью союзов. В качестве связующих элементов также используются повторы одних и тех же слов или фраз.
Логические законы текста соблюдаются автором в полной мере. Текст логически завершен, логически связан и последователен. Каждая фраза имеет определенное значение и смысл, а каждое действие героя имеет свой логический результат. Разрывы в логической структуре текста отсутствуют.
Когнитивные параметры текста произведения описывают пространство и время, в котором разворачивается действие произведения. Пространство в тексте произведения имеет определенную географическую локацию – поместье Куоккала у Финского залива. Автор с помощью достоверных и конкретных описаний передает образы природы, быта и культуры того времени.
Время в произведении также очень важно, оно охватывает несколько лет жизни героя-первопроходца Подзебыкина, помещика, живущего в начале XX века. Время протекает линейно, без перемешивания событий из разных эпох, и четко синхронизировано с хронологией жизни главного героя. Используя данные параметры, автор создает общую атмосферу произведения, которая помогает читателю глубже погрузиться в мир повести.
Прагматические параметры текста произведения определяют его цели, направленность и характер. Проблематика произведения заключается в изображении критических моментов в жизни русской интеллигенции начала XX века и выводе на первый план идеи о том, что человек не должен забывать своих корней, своей культуры и исходных ценностей.
Пафос идеи, верность своим корням, выражается в литературных образах, главным из которых является Подзебыкин, который в своей жизни переживает ряд падений, но всегда остается открытым для красоты мира и своего Рода.
Идея автора заключается также в показе несомненной связи личных проблем героя с общественными явлениями, такими как революции, смена эпох и стилей быта. Кроме этого, произведение раскрывает тему противоречий между духовными и материальными ценностями.
Автор продвигает свою позицию в произведении через красочные описания природы и человеческих характеров, создавая образ Подзебыкина как символа русского интеллигента.
Текстовая ситуация общения в произведении представлена автором и читателем, который получает текст в качестве искусства наслаждения и создания своей собственной интерпретации.
Стиль повествования является причудливым, рисующим картинки деталей и подробностей мира
, и часто описывает пейзажи и природу как способ передачи настроения.