Файл: Занятие Уровни организации наследственного материала. Реализация генетической информации в клетке.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Занятие № 1.
Уровни организации наследственного материала. Реализация генетической информации в клетке.
Для решения задачи используйте дидактический материал по теме «Решение задач по молекулярной биологии».
Представьте решение задачи, используя таблицу генетического кода
Таблица триплетов генетического кода
Первый нуклеотид | Второй нуклеотид | |||
Ц | Г | У | А | |
Ц | ЦЦЦ Про ЦЦГ Про ЦЦУ Про ЦЦА Про | ЦГЦ Арг ЦГГ Арг ЦГУ Арг ЦГА Арг | ЦУЦ Лей ЦУГ Лей ЦУУ Лей ЦУА Лей | ЦАЦ Гис ЦАУ Гис ЦАГ Глн ЦАА Глн |
Г | ГЦЦ Ала ГЦГ Ала ГЦУ Ала ГЦА Ала | ГГЦ Гли ГГГ Гли ГГУ Гли ГГА Гли | ГУЦ Вал ГУГ Вал ГУУ Вал ГУА Вал | ГАЦ Асп ГАУ Асп ГАГ Глу ГАА Глу |
У | УЦЦ Сер УЦГ Сер УЦУ Сер УЦА Сер | УГЦ Цис УГУ Цис УГГ Три УГА стоп | УУЦ Фен УУУ Фен УУА Лей УУГ Лей | УАЦ Тир УАУ Тир УАГ стоп УАА стоп |
А | АЦЦ Тре АЦГ Тре АЦУ Тре АЦА Тре | АГЦ Сер АГУ Сер АГГ Арг АГА Арг | АУЦ Иле АУУ Иле АУА Иле АУГ Мет | ААЦ Асн ААУ Асн ААГ Лиз ААА Лиз |
*В таблице приведены кодоны иРНК.
В цепи рибонуклеазы поджелудочной железы один из полипептидов имеет следующие аминокислоты: лизин - аспарагиновая кислота - глицин - треонин - аспарагиновая кислота - глутаминовая кислота - цистеин. Определите и-РНК , управляющую синтезом указанного полипептида.
Занятие № 2.
Введение в генетику. Формы взаимодействия генов.
Представьте цитологический механизм решения задачи. Дайте ответ на вопрос задачи. Для решения используйте дидактический материал «Решение задач по генетике»
Моногибридное скрещивание
Парагемофилия – склонность к кожным и носовым кровотечениям – наследуется как аутосомно-рецессивный признак. Какова вероятность рождения больных детей в этой семье, где оба родителя страдают парагемофилией?
Дигибридное скрещивание
Представьте цитологический механизм решения задачи. Дайте ответ на вопрос задачи. Для решения используйте дидактический материал «Решение задач по генетике»
У человека глухонемота наследуется как аутосомно-рецессивный признак, а подагра – как доминантный. Гены лежат в разных парах хромосом. Определите вероятность рождения глухонемого ребенка с предрасположенностью к подагре у глухонемой матери, не страдающей подагрой и мужчины с нормальным слухом и речью, но болеющего подагрой.
Занятие № 3.
Сцепленное наследование генов. Генетика пола.
Представьте цитологический механизм решения задачи. Дайте ответ на вопрос задачи. Для решения используйте дидактический материал «Решение задач по генетике»
Сцепленное наследование
Катаракта и полидактилия у человека обусловлены доминантными аутосомными тесно сцепленными (т.е. не обнаруживающими кроссинговера) генами. Женщина унаследовала катаракту у своей матери, а полидактилию от отца. Ее муж нормален в отношении обоих признаков. Что можно ожидать от детей: 1) одновременного появления катаракты и полидактилии, 2) отсутствия обоих этих признаков или 3) наличие одной только аномалии- катаракты или полидактилии?
Наследование сцепленные с полом
Представьте цитологический механизм решения задачи. Дайте ответ на вопрос задачи. Для решения используйте дидактический материал «Решение задач по генетике»
Рецессивный ген гемофилии находится в Х-хромосоме. Отец девушки страдает гемофилией, тогда как мать, и все ее предки имели нормальную свертываемость крови. Девушка выходит за муж за здорового юношу. Что можно сказать об их будущих сыновьях и дочерях?
Занятие№ 4.
Иммуногенетика. Множественные аллели.
Наследование АВО, HLA, Rh- систем.
Представьте цитологический механизм решения задачи. Дайте ответ на вопрос задачи. Для решения используйте дидактический материал «Решение задач по генетике»
Муж-резус отрицательный с IV (АВ) группой крови женился на женщине с I(0) группы крови, резус-положительной, ее отец был резус-отрицательный. Определите генотипы родителей и вероятность рождения детей?
Занятие № 5.
Изменчивость. Генные болезни болезни.
Ответ на задачу представляем по схеме:
-
Название заболевания -
Кариотип -
Тип мутации (генные, геномные, хромосомные аберрации) -
Механизм заболевания -
Характерные симптомы -
Методы диагностики
О чем свидетельствует отсутствие фермента тирозиназы? Какой тип мутации? Механизм развития патологии?
Занятие № 6.
Хромосомные болезни.
Ответ на задачу представляем по схеме:
-
Название заболевания -
Кариотип -
Тип мутации (генные, геномные, хромосомные аберрации) -
Механизм заболевания -
Характерные симптомы -
Методы диагностики
В процессе развития яйцеклетки произошло нерасхождение хромосом 13 пары. Какой это тип мутации? Какая патология может появиться у ребенка?
Занятие № 7.
Методы изучения наследственности человека.
Медико-генетическое консультирование.
Ответ на задачу представляем по схеме:
-
Название метода. -
Суть метода (как его проводят) -
Какие заболевания можно диагносцировать этим методом, привести примеры (генные, хромосомные болезни)
Можно ли прогнозировать рождение ребенка с наследственной патологией? Как? На чем основаны принципы прогнозирования?