Файл: Планконспект проведения занятий по дисциплине Оказание первой помощи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Определить общее состояние пострадавшего:

    1. Общее состояние определяют как удовлетворительное, если функции жизненно важных органов относительно компенсированы.

    2. Состояние средней тяжести – травма или заболевание привело к декомпенсации функций жизненно важных органов, однако не представляет непосредственной опасности для жизни пострадавшего. Таким пострадавшим показана госпитализация, так как существует опасность быстрого прогрессирования заболевания и развития опасных для жизни осложнений.

    3. Состояние пострадавшего определяют как тяжелое, если развившаяся в результате травмы или заболевания декомпенсация функций жизненно важных органов представляет либо непосредственную опасность для жизни пострадавшего, либо может привести к глубокой инвалидности. Такие пострадавшие нуждаются в экстренной госпитализации, лечение проводят, как правило, в палате интенсивной терапии.

    4. Крайне тяжелое состояние – без срочных и интенсивных лечебных мероприятий пострадавший может погибнуть в течение ближайших часов.

    5. При агональном состоянии наблюдаются полное угасание сознания, потеря рефлексов, помутнение роговицы, отвисание нижней челюсти, отсутствие пульса и артериального давления, редкое, периодическое дыхание. Агония может длиться несколько минут или часов. Необходима сердечно-легочная реанимация.

  2. При выявлении признаков травмы / травм / переломов оказывать первую помощь в соответствии с порядком оказания первой помощи пострадавшим с травмами, захватывающими несколько областей.

  3. При выявлении признаков других видов кровотечений оказывать первую помощь в соответствии с порядком оказания первой помощи пострадавшим с кровотечением.

  4. При выявлении признаков отравления оказывать первую помощь в соответствии с порядком оказания первой помощи пострадавшим с отравлением.

  5. При выявлении признаков воздействия низких температур оказывать первую помощь в соответствии с порядком оказания первой помощи пострадавшим при отморожениях и других эффектов воздействия низких температур.

  6. При выявлении признаков ожога оказывать первую помощь в соответствии с порядком оказания первой помощи пострадавшим при пожаре.

  7. При утоплении оказывать первую помощь в соответствии с порядком оказания первой помощи пострадавшему при утоплении.

  8. При выявлении признаков синдрома длительного сдавления оказывать первую помощь в соответствии с порядком оказания первой помощи пострадавшим с синдромом длительного сдавления.

  9. При дорожно-транспортном происшествии оказывать первую помощь в соответствии с порядком оказания первой помощи при дорожно-транспортном происшествии.

  10. При чрезвычайной ситуации радиационной природы оказывать первую помощь в соответствии с порядком оказания первой помощи пострадавшему в чрезвычайной ситуации радиационной природы.

  11. После оказания первой помощи перенести пострадавшего в безопасное место, укрыть от холода, зноя или дождя.

  12. Транспортировку пострадавшего в безопасное место и в лечебно-профилактическое учреждение осуществить в зависимости от вида травмы. Перевозка раненого транспортными средствами является наиболее быстрым и удобным видом транспортировки. Однако пострадавшего при этом следует уложить в правильном, удобном положении, соответствующем виду травмы:

    1. Черепно-мозговая травма:


  • при наличии сознания – возвышенное положение головы, фиксация шейного отдела позвоночника;

  • при отсутствии сознания – стабильное боковое положение с приподнятой верхней частью туловища, положение на неповрежденной стороне, голову не запрокидывать.

    1. Травма позвоночника:

  • при наличии сознания – положение лежа на щите или вакуумных носилках, фиксация шейного отдела позвоночника, перекладывать 4–5 спасателями;

  • при отсутствии сознания – положение лежа на щите или вакуумных носилках, фиксация шейного отдела позвоночника, восстановление проходимости дыхательных путей без запрокидывания головы, введение воздуховода.

    1. Травма груди:

  • при наличии сознания – возвышенное положение туловища;

  • при отсутствии сознания – стабильное боковое положение с приподнятой верхней частью туловища, положение на поврежденной стороне.

    1. Травма живота:

  • при наличии сознания – положение на спине, валик под согнутые колени, под голову и плечи;

  • при отсутствии сознания – стабильное боковое положение, приподнять на 15° ножной конец носилок.

    1. Травма конечностей:

  • при наличии сознания – положение на спине или в наименее болезненном для пострадавшего;

  • при отсутствии сознания – стабильное боковое положение.

    1. Травма таза:

  • при наличии сознания – положение на спине, на щите или вакуумных носилках, ноги разведены, под колени – валик;

  • при отсутствии сознания – положение лежа на щите или вакуумных носилках, ноги разведены, под колени – валик, восстановление проходимости дыхательных путей с запрокидыванием головы, введение воздуховода.

    1. Шок:

  • положение на спине;

  • поднять ноги на 30–45 см или ножной конец носилок на 15°.

    1. Одышка: возвышенное положение верхней половины туловища.

    2. Отек легкого (клокочущее дыхание, кашель с пенистой мокротой), боль в области сердца:

  • возвышенное положение туловище или сидячее положение;

  • ноги опустить.

    1. Пострадавшие со сравнительно легкими ранениями лица и верхних конечностей доставляются в сидячем положении или же пешком с сопровождающим лицом.

  1. Передать пострадавшего медицинским работникам (бригаде скорой медицинской помощи).

  2. При отсутствии сил и средств медицинской службы принять меры для транспортировки пострадавшего в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение, где ему будет оказана квалифицированная медицинская помощь.


Эвакуацию производить в соответствии с эвакуационной принадлежностью:

  • в первую очередь – пострадавшие в тяжелом и крайне тяжелом состоянии, беременные женщины и маленькие дети;

  • во вторую очередь – пораженные средней тяжести, которые могут перевозиться в сидячем положении;

  • в третью очередь – легко поражённые.

    1. Обеспечить правильный перенос больного, перекладывание его с одного транспортного средства на другое, оказывать помощь в пути и проводить мероприятия по предупреждению осложнений, которые могут развиться при транспортировке.

    2. Инфекционные больные и пораженные с резко выраженными признаками психического расстройства должны перевозиться отдельно.

    3. Каждый эвакуированный должен иметь при себе «Карту учета пострадавшего при ЧС».

  1. После оказания первой помощи и стабилизации жизненно важных функций организма пострадавшего (их), организации и обеспечения комплекса мероприятий по дальнейшему оказанию первой помощи заполнить на каждого пострадавшего «Карту учета пострадавшего в чрезвычайной ситуации».

  2. «Карта учета пострадавшего в чрезвычайной ситуации» после заполнения передается врачу (фельдшеру) или руководителю подразделения.

  3. Анализ «Карт учета пострадавшего в чрезвычайной ситуации» проводит врач подразделения с заполнением по каждому случаю «Карты экспертной оценки качества оказания первой помощи пострадавшему при чрезвычайной ситуации». В дальнейшем карты передаются в соответствующее Главное управление МЧС России по субъекту Федерации.

Учебный вопрос №2: Организация обучения оказанию первой помощи. 10 минут

Успешное функционирование и управление системой первой помощи в МЧС России базируется на единой идеологии и методологии преподавания, использовании стандартных программ обучения.

Структура системы обучения должна иметь определенную иерархию и разделение функций.

Обучение военнослужащих, работников, сотрудников Государственной противопожарной службы и спасателей аварийно-спасательных формирований и служб навыкам оказания первой помощи осуществляется в регионах в специализированных учебных центрах по специально разработанной программе.

Региональные учебные центры выполняют следующие функции:

  • обучение врачей (фельдшеров) и инструкторов первой помощи аварийно-спасательных и пожарно-спасательных формирований как для оказания ими, при необходимости, первой помощи пострадавшим, так и для дальнейшего обучения ими спасателей. Врачи (фельдшеры) и инструкторы обучаются педагогическим методикам и оснащены необходимыми материалами для дальнейшего преподавания на рабочих местах, при проведении инструктажей и т.д.;

  • обучение спасателей, пожарных, не имеющих медицинского образования, оказанию первой помощи пострадавшим;

  • контроль и методическая помощь аварийно-спасательных и пожарно-спасательных формирований, проводящим обучение правилам оказания первой помощи.


Длительность первичного обучения навыкам оказания первой помощи должна быть не менее 60 ч, согласно рабочей программе по предмету «Первая помощь». По окончании обучения – получение свидетельства на право оказания первой помощи.

Ежегодно спасатели и пожарные должны подтверждать свою квалификацию по оказанию первой помощи в учебных центрах или на местах (при наличии в подразделении сертифицированного врача, фельдшера).

С целью контроля качества оказания первой помощи пострадавшему при чрезвычайных ситуациях создана «Карта экспертной оценки качества оказания первой помощи пострадавшему при чрезвычайных ситуациях» (далее – карта).

Карта позволяет на основе анализа «Карты учета пострадавшего в чрезвычайной ситуации» оценить объем и качество оказания первой помощи пострадавшему, выявить дефекты оказания первой помощи и наметить план мероприятий по их устранению.

Экспертизу качества оказания первой помощи пострадавшему проводит врач (фельдшер) или руководитель подразделения. По результатам анализа карт выносятся решения:

  • о необходимости повторного обучения в учебном центре (качество оказываемой помощи низкое, мероприятия не выполняются или выполняются неправильно);

  • о проведении дополнительных занятий и тренингов на рабочем месте (в целом мероприятия выполняются правильно, имеются незначительные ошибки).

Каждый спасатель, пожарный должен владеть следующим перечнем обязательных практических навыков и манипуляций:

1. Техника очищения ротовой полости и восстановления проходимости верхних дыхательных путей.

2. Искусственная вентиляция легких:

  • изо рта в рот (с применением и без применения «устройства для проведения искусственного дыхания»);

  • изо рта в нос.

3. Закрытый массаж сердца:

  • двумя руками;

  • одной рукой.

4. Проведение реанимационных мероприятий одним спасателем.

5. Проведение реанимационных мероприятий двумя спасателями.

6. Определение пульса:

  • на лучевой артерии;

  • на бедренной артерии;

  • на сонной артерии.

7. Определение частоты пульса и дыхания.

8. Определение реакции зрачков.

9. Техника временной остановки кровотечения:

  • прижатие артерии: плечевой, подколенной, бедренной, сонной;

  • наложение жгута-закрутки с использованием подручных средств;

  • максимальное сгибание конечности в суставе (коленном, локтевом);

  • наложение резинового жгута:

  • передняя тампонада носа;

  • использование препарата «Гемостоп».


10. Проведение туалета ран.

11. Наложение бинтовых повязок: циркулярная на конечность, спиральная, «чепец», черепашья, косыночная, Дезо, окклюзионная, давящая, контурная.

12. Использование сетчатого бинта.

13. Эластичное бинтование конечности.

14. Использование лейкопластыря, бактерицидного пластыря.

15. Транспортная иммобилизация с использованием подручных средств и сетчатых шин при повреждениях: ключицы, плеча, предплечья, кисти, бедра, голени, стопы, таза, шейного отдела позвоночника, позвоночника, костей черепа.

16. Техника транспортной иммобилизации при повреждениях: позвоночника, таза, живота, множественных переломах ребер, черепно-мозговой травме, шоке, дыхательной и сердечной недостаточности, бессознательном состоянии.

17. Техника извлечения и укладывания на носилки пострадавших с повреждениями: грудной клетки, живота, таза, позвоночника, головы.

18. Пользование устройством корсет-эвакуатор.

19. Техника переноски пострадавших: на носилках, на одеяле, на щите, на руках, на спине, на плечах, на стуле, на вакуумном матрасе.

20. Погрузка пострадавших в:

  • служебный и попутный транспорт (легковой, грузовой);

  • санитарный транспорт.

21. Техника закапывания капель в глаза, промывание глаз водой.

22. Снятие одежды с пострадавшего.

23. Снятие мотоциклетного шлема с пострадавшего.

24. Вскрытие индивидуального перевязочного пакета.

25. Использование гипотермического пакета-контейнера.

26. Техника промывания желудка.

27. Проведение частичной и полной санитарной обработки.

28. Применение антидотов при радиационных и химических авариях.

29. Проведение медицинской сортировки.

Заключительная часть – 5 мин.
Ответить на возникшие у личного состава вопросы по изученной теме. Проведение краткого опроса. Объявление оценок с дальнейшим проставлением их в учебный журнал. Задание на самоподготовку.

Пособия и оборудование, используемые на занятии:

План-конспект, презентация, проектор, ПК.
План-конспект составил:

Заместитель начальника 9 ПСЧ

1 ПСО ФПС ГПС Р.А. Арапов

старший лейтенант внутренней службы

"__" __________ 2023 г.