Файл: Иванова Наталья Николаевна студентка факультета экономики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК 754


Иванова Наталья Николаевна

студентка факультета экономики

Владимирский филиал РАНХиГС, г. Владимир

е-mail: ivanovi@gmail.ru
научный руководитель: Петров Алексей Ильич

канд.экон.наук, доцент,

Владимирский филиал РАНХиГС

г. Владимир

е-mail: ivanovi@gmail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ
FORMATION OF THE MANAGEMENT SYSTEM OF APARTMENT BUILDINGS IN THE MUNICIPALITY: ORGANIZATIONAL AND LEGAL BASIS AND IMPLEMENTATION PRACTICE
Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты формирования системы управления многоквартирными домами в муниципальных образованиях. Проведен анализ необходимости создания условий, позволяющих сделать рынок управления многоквартирными домами прозрачным. Исследованы проблемы, которые препятствуют развитию жилищно-коммунальной сферы на региональном уровне, а также возможные пути их решения с учетом организационно-правовых основ их реализации.

Ключевые слова: муниципальное образование, рынок управления многоквартирными домами, жилищно-коммунальная сфера, специфика управления, модернизация.
Annotation. The article discusses the main aspects of the formation of the management system of apartment buildings in municipalities. The analysis of the need to create conditions to make the management market of apartment buildings transparent. The problems that hinder the development of housing and communal services at the regional level are investigated, as well as possible ways to solve them, taking into account the organizational and legal foundations of their implementation.

Keywords: municipal formation, multi-apartment building management market, housing and communal services, specifics of management, modernization.
Сегодня, в современных условиях актуальность вопросов, касающихся формирования системы управления многоквартирными домами в муниципальных образованиях в основном, обусловлена тем, что многие жители высказывают недовольство в отношении качества оказываемых услуг жилищно-коммунальными хозяйствами. Многие управляющие компании предоставляют минимальный набор услуг по обслуживанию и содержанию жилого фонда [3,с.92].


Все это ведет к недоверию населения к недоверию жильцов к управляющим компаниям, и, как следствие – снижается участие жильцов в решении проблем дома, многие из которых решаются на протяжении длительного времени.

Система управления многоквартирными домами выступает в качестве эффективной основы функционирования муниципальных образований в отношении реализации государственной социальной политики посредством деятельности хозяйствующих субъектов и включает в себя следующие основные элементы:

  • обеспечение необходимого технического обеспечения и содержания общедомового имущества;

  • гарантия комфортных и безопасных условий для проживания в многоквартирных домах;





  • решение вопросов пользования общедомовым имуществом;

  • обеспечение выполнения целей, определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.

В статье 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации определены следующие способ управления многоквартирными домами на в муниципалитетах [1]:

  • непосредственное управление с условием, что количество квартир в доме не превышает 30;

  • управление в лице жилищного кооператива собственников жилья;

  • управление в лице управляющей организации.

Но, в то же время, следует отметить, что жилищно-коммунальная сфера является непроизводственным сектором экономики, где в рыночных условиях хозяйствования довольно трудно достичь равновесия между экономической выгодой и социальной необходимостью [4,с.45].

Особенно остро стоит вопрос, касающийся имеющихся противоречий в рыночных и административных подходах с целью повышения эффективности жилищно-коммунальной сферы.

Для решения данной проблемы необходима реализация целого ряда задач технического, экономического и социального характера.

И, хотя, Правительством Российской Федерации разрабатываются различные меры для решения данных проблем, пока, ни одна из мер, не позволила выйти отрасли из существующего положения.

Как показывает практика, отечественная жилищно-коммунальная сфера, находится не в совсем удовлетворительном состоянии, для улучшения которого необходим целый комплекс мер по ее оздоровлению и восстановлению.



В первую очередь, необходимо решать следующие задачи:

  • улучшение финансового положения;

  • снижение издержек и повышение конкурентоспособности;

  • обновление основных фондов.

Еще одной существенной проблемой является факт того, что сегодня многие предприятия жилищно-коммунального комплекса находятся под ведомством муниципалитетов, что значительно усложняет их модернизацию.

Но, на государственном уровне, планируется решение данного вопроса посредством демонополизации жилищно-коммунальной отрасли за счет внедрения частных организаций.

Таким образом, при формировании системы управления многоквартирными домами на муниципальном уровне, необходимо учитывать возможные изменения в будущем в отрасли.

Сегодня, для того, чтобы повысить эффективность системы управления жилищно-коммунального хозяйства в муниципальных образованиях, перед местными властями стоят следующие задачи:

  • внедрение конкурентных отношений;

  • развитие инициативы собственников жилых помещений в многоквартирных домах;

  • создание благоприятных условий для управления многоквартирными домами [6, c.49].

Необходимо отметить, что эффективность формирования системы управления многоквартирными домами в муниципальных образованиях во многом зависит от развития конкурентных отношений и частной инициативы, где за основу берется увеличение бюджетного финансирования в части обновления и реконструкции основных фондов.

Структуру механизма системы управления многоквартирными домами в муниципальных образованиях составляют следующие элементы:

  • формирование эффективных взаимосвязей в жилищно-коммунальной сфере между объектами и субъектами в муниципальном образовании;

  • стремление к продуктивному взаимодействию участников экономических отношений в жилищно-коммунальной сфере с учетом потребностей и интересов населения;

  • установление принципов управления жилищно-коммунальной сферы в муниципальном образовании, куда входит принцип самостоятельности и инициативы, административного централизованного управления, структурность и взаимосвязь, модернизация и социальная защита;

  • специфика муниципального управления жилищно-коммунальной сферой с учетом количественных и качественных показателей;

  • формирование функций муниципального управления жилищно-коммунальной сферой.


В результате широкого использования системы делегированного управления в муниципальных образованиях, в последние годы, можно говорить о таких положительных моментах в сфере формирования системы управления многоквартирными домами на региональном уровне:

  • наблюдается значительная модернизация и повышение эффективности использования объектов жилищно-коммунальной сферы;

  • экономия ресурсов;

  • рефинансирование средств.

Все это позволяет значительно модернизировать инфраструктуру жилищно-коммунальной сферы

В заключение, можно сделать вывод о том что институт управления многоквартирными домами на уровне муниципалитетов представлен в виде довольно обширной совокупности правовых норм, регулирующих определенную сферу жилищных правоотношений, имея межотраслевую направленность в гражданском законодательстве.

Для того, чтобы решить вышеуказанные проблемы в системе управления многоквартирными домами в муниципальном образовании, необходимо учитывать не только материальную и социальную составляющие, но и правовую основу закрепления формы управления многоквартирными домами, и правоприменительной практике норм, непосредственно связанных с управлением жилищно-коммунальной сферы муниципалитетов.
Список литературы



  1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2023)// II Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 14.

  2. Постановление Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" в ред. от 13.09.2018 г.// Собрание законодательства РФ. 2013. № 21. Ст. 2652.

  3. Кузьмак Р.В. Споры между управляющими компаниями за право управления многоквартирным домом: правовые нюансы // Жилищное право. 2020. № 9. С. 72.

  4. Студилко А.А. Правовое регулирование вопросов управления общим имуществом в многоквартирных домах: исторический аспект // Семейное и жилищное право. 2022. № 1. С. 44–48.

  5. Тарасова А.Е. Правовая квалификация модели управления многоквартирными домами в жилищном законодательстве РФ // Жилищное право. 2021. № 9. С. 24.

  6. Труфанов А.В. Непосредственное управление как способ управления многоквартирным домом: актуальные проблемы выбора и реализации // Семейное и жилищное право. 2019. № 1. С. 48–50.



©Иванова Н.Н., 2023