Файл: Методические указания для студентов всех специальностей. Анпоо Сургутский институт экономики, управления и права.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Курсовая работа: Методические указания для студентов всех специальностей. АНПОО
«Сургутский институт экономики, управления и права»/ Автор-составитель: Н.П. Шабалина, заведующий кафедрой Право социального обеспечения – Сургут, 2021. – 44 с.
В основу данных Методических указаний легли требования к выполнению курсовых работ
Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальностям, реализуемым в АНПОО «Сургутский институт экономики, управления и права». Цель методических указаний – оказание помощи студентам и научным руководителям в решении большинства вопросов, касающихся выбора темы, выполнения и оформления курсовых работ.
Утверждено на заседании кафедры «Право социального обеспечения»
Протокол № 1 от 30.08.2021 г.
©АНПО «Сургутский институт экономики, управления и права», 2021
3
1. Общие положения
1.1 Курсовая работа представляет собой логически завершенное и оформленное в виде текста изложенного студентом содержания отдельных проблем, задач и методов их решения в изучаемой области науки и выполняется с целью углубленного изучения отдельных тем, соответствующих учебных дисциплин и овладения исследовательскими навыками.
Курсовая работа – один из основных видов учебных занятий и форм контроля учебной работы студентов, предусмотренных учебным планом специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения по дисциплинам «Гражданское право» и «МДК
02.01 Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов
Пенсионного Фонда РФ (ПФР)».
Студенты, обучающиеся на базе среднего общего образования, работают над курсовой работой по дисциплине «Гражданское право» в III семестре, по дисциплине «МДК 02.01
Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов
Пенсионного Фонда РФ (ПФР)» в IV семестре. Студенты, обучающиеся на базе основного общего образования, работают над курсовой работой по дисциплине «Гражданское право» в V семестре, по дисциплине «МДК 02.01 Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного Фонда РФ (ПФР)» в VI семестре.
В процессе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:
- закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине;
- выработка умений применять полученные знания для решения конкретных профессиональных задач;
- приобретение навыков творческого мышления, обобщения и анализа;
- развитие инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- приобщение к работе со справочной, специальной и нормативной литературой;
- применение современных методов организационного, правового, экономического и социального анализа, оценки, сравнения, выбора и обоснования предлагаемых решений;
- развитие интереса к научно-исследовательской работе.
Курсовая работа должна:
- носить творческий характер;
- отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;
- отражать умение студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами;
- содержать обоснованные и конкретные предложения и указания по совершенствованию законодательных и иных нормативно-правовых актов, и практики их применения;
- изложение материала должно быть ясным, логически последовательным, формулировки краткими и точными.
Вариант темы курсовой работы выбирается по усмотрению студента из перечня тем, составленного кафедрой, содержащегося в настоящих методических указаниях.
Следующим этапом подготовки к написанию курсовой работы является составление рабочего плана, позволяющего студенту четко организовать свою работу. Предварительно должны быть продуманы цель работы, ее структура, методика исследования, направленная на раскрытие вопросов. Рабочий план составляется в произвольной форме.
Сбор, анализ и обобщение материалов по теме - один из самых сложных и трудоемких этапов деятельности студента. Прежде всего, необходимо ознакомиться с нормативно-правовым материалом - затем подобрать и внимательно изучить научную литературу, примерный перечень которой содержится в методических указаниях. Перечень
4 рекомендованной литературы не является исчерпывающим.
Необходимо проанализировать различные подходы и взгляды авторов на избранную тему, изучить юридическую практику.
Приступая к написанию текста, студент должен иметь в виду, что содержание курсовой работы должно отвечать следующим требованиям:
- высокий теоретический уровень. Для этого студенту необходимо всесторонне изучить выбранную тему путем исследования различных подходов к ее раскрытию. В тексте работы следует ссылаться на мнения ученых-юристов по исследуемой проблематике, каждый раз сопровождая и оформляя их сносками;
- использование юридической практики (судебной, нотариальной) подтверждающей теоретические выводы или помогающей их формулированию;
- соответствие новейшему (современному) законодательству. Также рекомендуется изучение опыта зарубежных стран по рассматриваемой проблематике.
Во введении кратко характеризуется проблема, решению которой посвящена курсовая работа. При этом обосновывается актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы со ссылками на специальную литературу; определяется, цель работы и совокупность задач, которые следует решить для раскрытия выбранной темы; указывается объект и предмет исследования, гипотезу; анализируется состояние разработанности проблемы в изучаемой литературе, положения, выносимые на защиту; приводится краткий обзор исследования, на материале которого выполнена курсовая работа; раскрывается структура работы с кратким изложением ее основных положений, а также основные методы исследования. Объем введения -2-3 страницы.
Актуальность - это значимость исследования в настоящее время. Доказательство актуальности можно выполнить по следующей схеме: выделить проблему исследования и подтвердить цифрами и фактами ее существование в настоящее время; объяснить, почему именно сейчас важно решать данную проблему; кратко представить существующие в научной литературе современные точки зрения на решение данной проблемы, указав, кто конкретно занимался этим вопросом (фамилии авторов наиболее интересных публикаций); объяснить, какой точки зрения придерживается автор и почему; что конкретно собирается предпринять для подтверждения ее истинности.
Проблема формулируется как вопрос, на которой в научной литературе нет однозначного ответа. Автор по возможности анализирует противоположные или все существующие на данный момент точки зрения и вместе с научным руководителем выбирает тот аспект, в который может внести что-то новое и полезное для других заинтересованных в решении данной проблемы лиц.
Обоснование целесообразности работы может заключаться в том, что: ещё нет (или недостаточно) исследований по подобной тематике (мало публикаций в научных журналах, и т. д.); существуют противоречивые научные факты, полученные разными исследователями; исследования есть, но не отражены именно те стороны, которые собирается рассмотреть автор курсовой работы; есть исследования, но изменилось время, получены новые научные факты, новые научные теории; объем знаний автора в этой области недостаточен, а практика постоянно ставит вопросы, однозначных ответов на которые пока нет.
Объект исследования - это то, на что направлен процесс познания, это научная область, которая изучается автором. Объектом исследования являются явления, процессы, развитие, формирование личности, коллектива, профессиональных качеств и т.д.
Предмет исследования - одна из сторон объекта исследования, которой, собственно, и посвящена работа. Объект является более широким понятием, чем предмет.
Цель исследования - те научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге проведения исследования. Результатом исследований (целью) может быть: выявление закономерности, условий, средств; обоснование или разработка идеи,
5 модели, подхода, типологии, рекомендаций, требований и т.д.; раскрытие, определение или уточнение, систематизация понятий, приемов.
Наиболее распространенными для формулировки целей являются такие ключевые слова: обосновать, разработать, выявить, выяснить, раскрыть, определить, уточнить,
систематизировать.
Гипотеза исследования. Необходимым элементом в большинстве исследований является гипотеза. Гипотеза (от греч. hypothesis - основание, предположение) - научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке. Гипотеза отражает планируемый результат работы - что автор надеется достичь в процессе исследования (например, предположение, которое необходимо будет доказать или опровергнуть).
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа:
если…, то..., так..., как..., при условии, что..., т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей. Гипотеза не выдвигается в работах теоретического и проектного характера.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования автор формулирует задачи, количество которых обычно соответствует количеству параграфов в основной части работы (3-4). В работе формулируется по 1-2 задачи для каждой главы. Примеры задач для теоретической части исследования: изучить специальную литературу по проблеме исследования, проанализировать теоретические и экспериментальные работы по теме исследования. Примеры задач для практической части исследования: обработать и проанализировать результаты эксперимента (если он проводится), обобщить опыт работы по проблеме исследования.
Во введении необходимо указать и методы, которые автор использовал в процессе исследования: теоретический анализ литературных источников; эмпирические: все диагностические методы и методики (опрос, анкетирование, интервью, тестирование, наблюдение, сравнение, обобщение, анализ продуктов деятельности, документации и др.), а также метод эксперимента (если он проводится). Использованные методики должно быть отражены правильно, стандартными названиями, которые можно уточнить в специальных справочниках; также необходимо указать методы обработки данных: метод качественного описания и метод математико-статического анализа.
Основная часть курсовой работы состоит из теоретических разделов. В теоретической части дается освещение темы курсовой работы на основе анализа нормативно-правовых актов, как Российской Федерации, так и международного права, источников современной и зарубежной литературы, данных Интернет-сайтов. Обзор источников литературы является обязательным атрибутом курсовой работы и должен охватывать достаточно широкий круг документов и исследований по рассматриваемой проблеме, в том числе и новейших, изданных в год защиты курсовой работы. Объем теоретической части – не менее 20 страниц.
В структуре основной части, как правило, выделяется не менее двух глав, а в их составе - не менее двух параграфов. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы. Основные пункты плана должны соответствовать в исследовании задачам.
Все части работы должны иметь смысловые связки, которые обеспечивают целостность текста. Важнейшим средством выражения логических связей в курсовой работе являются специальные функционально-синтаксические средства, указывающие на последовательность развития мысли (прежде всего, во-первых, во-вторых, значит, итак и
т. д.); противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее); причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому,
вследствие этого и др.); переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти
к...;обратимся к ..., перейдем к ..., остановимся на.., необходимо рассмотреть и др.); итог, вывод (итак, таким образом, в заключение отметим, следует сказать и др.).
6
Как правило, в научных текстах не используется местоимение «я». Вместо этого автор может пользоваться местоимением «мы», а также формой изложения от третьего лица: «, по нашему мнению,», «автор полагает...», «нами проведен анализ...» или неопределенно-личной формой: «следует отметить.», «в данном исследовании является
важным...».
В завершении каждого параграфа необходимо сформулировать вывод, мини итог.
Для подтверждения и обоснования собственных доводов в тексте исследования используют цитаты. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник. Не следует излишне злоупотреблять или пренебрегать цитатами, так как, и то и другое снижает уровень работы.
В заключении дается краткая характеристика предоставленной работы. Здесь формулируется ведущая идея исследования и итоги проделанной работы в сжатом виде, ответы на каждую из поставленных задач, излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы. Кроме того, в работах экспериментального характера указываются степень и результаты проверки гипотезы, перспективы совершенствования исследовательской деятельности в выбранном направлении. В заключении в полной мере проявляется умение автора обобщать информацию.
Выводы и предложения формулируются в виде кратких конкретных тезисов с нумерацией отдельных пунктов и должны давать полное представление о содержании, значимости, обоснованности полученных студентом результатов, свидетельствовать об умении студента концентрировать внимание на главных направлениях исследования и его практической значимости. Рекомендации, вытекающие из работы, должны подчеркивать их практическую значимость и возможность применения на практике.
Объем заключения и выводов примерно равен объему введения и составляет не более 2-4 страниц.
1.2.Методические указания по выполнению и защите курсовой работы по учебным дисциплинам Гражданское право и МДК 02.01 Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного Фонда РФ (ПФР) разработаны в соответствии с:
- Положением о курсовой работе;
- Рабочей программой по дисциплине «Гражданское право»;
- Рабочей программой по дисциплине «МДК 02.01 Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного Фонда РФ (ПФР)».
1.3. Общий объем курсовой работы должен составлять не менее 20-25 страниц без учета приложений.
1.4. В тексте курсовой работы не должно быть непереведенных иностранных слов и выражений, которые не являются общеизвестными (перевод иностранных слов дается в сносках, обязательно указывается (в скобках после перевода) язык, с которого переводится данное слово или выражение).
1.5. Принятые в курсовой работе малораспространенные сокращения, условные обозначения, символы, единицы и специфические термины должны быть представлены в виде отдельного списка на отдельном листе перед структурным элементом «ВВЕДЕНИЕ».
Список сокращений должен располагаться столбцом. Слева в алфавитном порядке приводят сокращения, условные обозначения, символы, единицы и термины, справа - их детальную расшифровку.
Если сокращения, условные обозначения, символы, единицы и термины повторяются в курсовой работе менее трех раз, отдельный список не составляют, а расшифровку дают непосредственно в тексте курсовой работы при первом упоминании.
1.6. Изложение материала курсовой работы должно соответствовать требованиям грамматики и стилистики русского языка.
7
2. Правила оформления работы
Текст работы печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А 4.
Текст должен быть набран в редакторе Win Word, шрифт Times New Roman, кегль
№14, межстрочный интервал полуторный. Поля документа: слева – 30 мм, справа – 10 мм, сверху и снизу – 20 мм. Нумерация глав обозначается римскими цифрами, разделы и подразделы – арабскими. Каждая глава начинается с новой страницы. Абзацный отступ:
1,25.
Между названиями разделов и глав пропускается одна строка. Орфография и пунктуация должны соответствовать принятым правилам грамматики русского языка.
Изложение должно быть кратким, чётким, исключающим возможность субъективного или двойственного толкования.
Математические знаки следует применять только в формулах, в тексте их заменяют словами, например: вместо «температура воздуха = 20
о
С», необходимо писать
«температура воздуха равна 20
о
С».
Знаки №, % и другие применяются только при цифрах или буквенных величинах. В тексте их выражают словами, например: «номер колонки», «процентное соотношение»,
но не «№ колонки», «% соотношение».
При ссылке на дату необходимо ставить число, месяц и год арабскими цифрами, разделяя их точкой, например: 15.06.1999 г. К числам не следует присоединять падежных окончаний, например: «5-го октября 1972-го года» следует писать «5 октября 1972 г.»
Если называется многолетний период, то между годами ставится тире, цифры не сокращаются, слово «год» пишется во множественном числе, например: в 2017– 2019 гг.
Произвольные сокращения в тексте недопустимы. Следуетпользоваться только общепринятыми сокращениями слов, например: годы – гг.; тысячи – тыс.; миллион – млн.; миллиард – млрд; и другие – и др.; и тому подобное – и т.п.; и прочие – и пр.; и так далее – и т.д.
Принятые условные сокращения единиц измерения в тексте пишутся при цифрах без точки, например: «500 км». Но без цифр эти меры следует писать словами, например:
«через несколько километров». Единицы измерения площадей и объёмов пишутся с показателем степени, например:
см
2
, м
3
, но не «кв. см», «куб. м».
Некоторые сокращения при первом упоминании надо обязательно расшифровать.
Например:
«безопасность жизнедеятельности
(БЖ)»,
«предельно-допустимая концентрация (ПДК)». В последующем тексте допустимо упоминание терминов в сокращённой форме.