Файл: Урок рус яз в 5кл Тема Словосочетание и его признаки. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные). Средства связи слов в словосочетании.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок рус яз в 5кл Тема: Словосочетание и его признаки. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные). Средства связи слов в словосочетании
Цели:
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации в процессе изучения русского языка;
развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи:
1. Научиться выделять словосочетания из предложения.
2. Научиться классифицировать словосочетания по морфологическим признакам главного слова (именные, глагольные, наречные).
3. Научиться синтезировать и обобщать информацию о средствах связи слов в словосочетании.
4. Научиться определять нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания.
-
Орг.момент.Мотивационно-целевой этап
-
Учим(-ся) сравнивать (дифференциация и интеграция знания): языковые единицы.
На доске вы видите фотографию с изображением озера Байкал.
- Что вы видите на фотографии? Ответы записать в первый столбик.
- Что вы можете сказать о том, какое озеро, какая в нём вода, природа вокруг? Ответы записать во второй столбик.
Озеро | Бескрайнее озеро |
Вода | Прозрачная вода |
Берег | Песчаный берег |
Горы | Высокие горы |
Деревья | Хвойные деревья |
- Посмотрите внимательно на таблицу, где более точно, конкретно говорится об озере, воде, природе? В том столбике, где записаны одни слова или сочетания слов?
- Определим тему и цели урока.
2. Актуализация опорных знаний
-
Беседа. Вспомните все, что вы знаете о словосочетании.
На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах:
1. Что такое словосочетание?
2. Как связаны слова в словосочетании?
3. Из каких частей состоит словосочетание?
4. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?
-
Упражнение на определение смысловых связей между главным и зависимым словами.
3. Упражнение на распознавание словосочетания.
- Какие ещё сочетания слов не являются словосочетанием?
3. Изучение нового материала
-
Задание «Лингвистический конструктор» на актуализацию информации о средствах связи слов в словосочетании.
- Прочитайте пары слов.
ПРЫГАТЬ, ПАРАШЮТ
НОВЫЙ, БРОШЮРА
СТРЕМИТЬСЯ, ПОБЕДА
ВСТРЕТИТЬ, ГЕРОЙ
СЕРЬЕЗНЫЙ, БЕСЕДА
- Сконструируйте из каждой пары слов словосочетание.
- Сформулируйте вывод: Что необходимо сделать, чтобы сконструировать словосочетание?
-
Задание «Найди пару». Упражнение на определение нарушений норм сочетания слов в составе словосочетания.
- Рассмотрите таблицу.
- Подберите к каждому слову из первого столбика походящую по смыслу пару из второго столбика.
- Сделайте вывод: Как устанавливается смысловая связь между словами в словосочетании?
ГРУСТНЫЙ | ВПЕРЕД |
ЧУДЕСНАЯ | ГРОМКО |
СМЕЯТЬСЯ | О ПРИРОДЕ |
ГОВОРИТЬ | ВЗГЛЯД |
МЧАТЬСЯ | СКАЗКА |
-
Упражнение на классификацию словосочетаний по морфологическим признакам главного слова: именные, глагольные, наречные (формирование нового знания на основе анализа и синтеза актуализированной информации):
Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно очень густо населено муравьями.
- Прочитайте предложение.
- Определите, к какой части речи относится слово «густо»?
- Найдите слово, к которому от наречия «густо» можно задать вопрос.
- Выпишите получившееся словосочетание, укажите главное и зависимое слова.
-
- Рассмотрите схему, попробуйте самостоятельно составить алгоритм синтаксического разбора словосочетания (упражнение на создание монологического высказывания на основе актуализированного и нового знания.
4.Самоконтроль и самооценка.
Работа в парах. «Третий лишний»
1. Золотая осень, поет и слушает, смотрит в окно.
2. Пестрые краски, без задних ног, пахнет дождём.
3. Гуляла по саду, пришла красавица, раскрашивает листья.
4. Над землей, осенний листопад, преображается осенью.
Тестовая индивидуальная работа. «Верные-Неверные утверждения»
1 Какая пара слов не является словосочетанием?
1. лист падает +
2. падает тихо
3. желтые листья
2. Какая пара слов не является словосочетанием?
1. веселая пора
2. стоит над поляной
3. красные и желтые +
3. Найдите словосочетание:
1. над землей
2. не вижу
3. голубая лазурь +
4.Укажите именное словосочетание.
1. Пахнет дубом
2. люблю сад
3.из тьмы ночной +
5. Укажите глагольное словосочетание.
1. Тянулся запах +
2. пестрый терем
3. я люблю
5. Домашнее задание
IV. Виды организации учебной деятельности
Распознавать единиц синтаксиса.
Выделять словосочетания из предложения, распознавать словосочетания по морфологическим признакам главного слова (именные, глагольные, наречные).
Определять средства связи слов в словосочетании.
Определять нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания.
Проводить синтаксический анализ словосочетаний.
Этап самоконтроля и оценки.
Выпишите только словосочетания, определите в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой частью речи является главное слово. Определите тип словосочетания. Определите средства связи слов в словосочетании.
В каких пунктах даны сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями?
А) быстро бежать
Б) осенние вечера
В) долго рассказывает
Г) странный и непонятный
Д) двое саней
Е) остался с носом
Ж) очень уютно
З) будем работать
И) недалеко от берега
К) несмотря на неприятности
Л) движущиеся силуэты
М) пойти за покупками
Н) играя с мячом
О) зайду завтра
П) пусть выбирает
Р) самое важное.
Этап самоконтроля и оценки.
Прочитайте текст. Выпишите из него словосочетания. Разберите их синтаксически
Книга прочитана, а ты как будто живёшь в окружении героев, радуешься и печалишься вместе с ними.
Книги раздвигают границы времени и доносят до нас рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших...
VI. Диагностические материалы для оценивания результатов обучения
Тест
Задание 1.
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ в словосочетании может быть только два слова
__ в словосочетании как минимум два слова
__ в словосочетании может быть три или четыре слова
__ в словосочетании слова связаны по смыслу
Задание 2. Найдите словосочетание.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) жёлтый банан
2) девочка бежит
3) красный и синий
4) к колодцу
Задание 3.
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ словосочетание и предложение – это одно и то же
__ словосочетание – это подлежащее и сказуемое
__ слова в предложении связаны не только по смыслу, но и грамматически
__ в предложении одно слово всегда главное
Задание 4.
Выберите словосочетания.
1) свежий, ржаной, золотистый
2) кричать громко
3) звездная ночь
4) береза наклонилась
Задание 5. Выберите словосочетание, в котором главное слово - существительное.
Укажите один из 4 вариантов ответа:
1) играть на трубе
2) слон и моська
3) теплая весна
4) увидеть мать
Задание 6. Найдите словосочетание.
Укажите один из 4 вариантов ответа:
1) Птицы, летят на юг.
2) Все были счастливые.
3) Я учу уроки на столе.
4) Птицы над водой порхают легко.
Задание 7.
Какие слова являются главными в словосочетаниях? Сопоставьте верно.
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) существительное
2) глагол
__ деревянная парта
__ не спать до полуночи
__ письмо знакомому
__ выстрелить в воздух
Задание 8. Выберите словосочетание, в котором от главного слова к зависимому нужно поставить вопросы «кого?», «что?»
Укажите один из 4 вариантов ответа:
1) ответ учителю
2) написать диктант
3) стакан молока
4) нарисовать карандашом
Задание 9.
Посмотрите на предложение.
Скоро гроза отступила к западу.
Какие словосочетания можно выделить в этом предложении?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) гроза отступила
2) гроза скоро
3) отступила к западу
4) отступила скоро
5) гроза к западу
Задание 10. Найдите словосочетания.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) бежать по дорожке
2) ой, лягушка
3) шляпка с перьями
4) тихо засмеяться