ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основной задачей отечественного агропродовольственного рынка как системы социально-экономических отношений является обеспечение существующих и перспективных потребностей в сельскохозяйственном сырье, продукции и продуктах питания. Несмотря на очевидный условный характер производственной программы АПК в Российской Федерации, значительная ее часть, особенно средний и малый бизнес, испытывает значительные трудности в продвижении продукции до конечного потребителя. Это связано не только с неразвитостью рыночных институтов и его инфраструктуры, но и с отсутствием реальной самоорганизации многочисленных и разрозненных производителей сельскохозяйственной продукции. Агропромышленная интеграция охватывает в основном крупные бизнес-структуры и агрохолдинги, кооперационные отношения в сфере среднего и малого агробизнеса находятся на низком уровне. Недостаточно развиты или отсутствуют цивилизованные оптовые рынки и логистические центры. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на сегодняшний день агропродовольственный рынок является наиболее проблемной и «узкой» сферой в деятельности отечественных сельхозпроизводителей. Его формирование сопровождается сложными проблемами на внутреннем и внешнем уровнях. Управление внутренними факторами, влияющими на развитие национального рынка, осуществляется, прежде всего, через государственное воздействие на рыночные процессы и оказание различных форм поддержки товаропроизводителям.

Основной задачей агропродовольственного рынка на современном этапе является удовлетворение внутренних потребностей в продовольствии исходя из его доступности для различных категорий потребителей при обеспечении уровня рентабельности, необходимого для расширенного воспроизводства, что по сути можно считать элементом экономики страны. Продовольственная безопасность. Необходимо обеспечить наполнение агропродовольственного рынка российским сырьем, а также оптимальное соотношение собственного производства, экспорта и импорта (Павленко и др., 2015). В свою очередь, ключевым вопросом на макроуровне является участие в формировании мирового агропродовольственного рынка. Авторы считают, что именно в этом ключе можно говорить об уровне конкурентоспособности российского АПК. Несмотря на некоторое качественное улучшение технико-технологической базы АПК в последние годы, конкурентоспособность российского сельскохозяйственного производства продолжает оставаться низкой. Как следствие - недостаточное производство сельскохозяйственной продукции, свободное проникновение импортного продовольствия на российский рынок и значительная зависимость от его отдельных видов. В целом низкая инвестиционная привлекательность сельского хозяйства сохраняется из-за низкого уровня экономической эффективности производства, развития инженерной и социальной инфраструктуры, нехватки специалистов и квалифицированной рабочей силы (Парамонов и др., 2016). Тем не менее, действующие ограничительные меры на поставку продовольствия из некоторых стран дали определенный импульс развитию АПК России и повышению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции. Продовольственное эмбарго внесло свои коррективы в существующие логистические схемы поставок продовольствия, структура и география импорта за последние годы претерпели существенные изменения.
Обострились проблемы инфраструктурного характера, в частности, нехватка мощностей для хранения и переработки продукции, прежде всего в зерновой отрасли и садоводстве, где эти вопросы имеют первостепенное значение для повышения эффективности производства. Решение этих проблем можно считать составной частью политики импортозамещения.

В 2022 году доля посевов пшеницы и ячменя в общей площади под зерновые изменились незначительно, так по пшенице снижение показателя составило 4%, по ячменю отмечается рост в пределах 10%.

По остальным зерновым можно отметить следующие тенденции: ежегодное снижение площадей посевов под овес, планомерный рост сева риса, несмотря на незначительную долю в общем итоге. Рост площадей посевов под кукурузу на зерно в 2022 году составил 24%, по гречихе зафиксировано 12%ное снижение показателя.

Региональная структура посевов зерновых за последние 10 лет практически не изменилась. Можно отметить небольшой планомерный рост доли южного федерального округа в посевах зерновых. В целом, более половины всех посевных площадей под зерновыми размещается в Сибирском и Приволжском федеральных округах. Посевные площади зерновых в 2022 году выросли во всех округах кроме Уральского и Приволжского.

По данным Министерства сельского хозяйства и Росстата среди основных групп молочной продукции наиболее значительная доля рынка приходится на цельное молоко, кисломолочные продукты, йогурты, сметану, творог и сливки. Доля цельного молока на рынке составляет около 84% в количественном выражении. Следующими по значимости для потребления видами молочной продукции являются сыр, занимаемая доля рынка около 8%, затем масло с долей рынка 5%. При этом важно отметить, что за последние пять лет потребление сыра в России возросло в три раза. На фоне роста всего объема молочного рынка и значительного прироста сырного сегмента, потребление масла и цельного молока растет намного медленнее, рост составляет примерно 6-8% в год.

В 2016 году в России произошла настоящая рыночная революция - объем всего розничного рынка достиг фантастической отметки $500 млрд. Эта отметка является наивысшей за историю развития новой российской экономики. В настоящее время российский рынок вообще является одним из самых больших и бурно развивающихся рынков мира. «Его рост составляет в среднем 30 – 35 % в год, по отдельным отраслям – 50 – 60 %. Продовольственный рынок внутри этого громадного объема занимает $ 200 млрд., включая и розничную торговлю, и рынки, и ярмарки и прочее. Стартовав в 1990 году с уровня $5 млрд. продовольственный рынок быстро достиг в предкризисном состоянии 2019 года уровня $120 миллиардов» [16].

Необходимо подчеркнуть, что с учетом всех неофициальных денег российский рынок уже сегодня занимает по объему третье место в Европе. При сохранении текущих темпов развития общие продажи продуктов питания составят от 300 до 400 млрд. долларов к 2015 - 2016 годам.

Средняя цифра неофициального рынка в России составляет 35 %. Другим словами, каждый третий рубль в обороте находится вне официального учета и отчетности. Необходимо отметить, что речь здесь идет не только и не столько о контрафактной продукции, но и любой другой неучтенной продукции: произведенной и проданной.

Для некоторых городов и товарных групп показатель неофициального рынка достигает 60 %. С другой стороны в России уже встречаются города и регионы, где величина неучтенного рынка достигает нормальных европейских уровней и составляет по отдельным товарам 10 – 12 %. Но, в целом для получения истинной рыночной картины необходимо учитывать от 30 до 40 % неофициального рынка. Другими словами, официальная статистка и многие маркетинговые исследования показывают около 60 – 65 % реального рынка.