Файл: Решение практических задач Дорога без опасности.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 361

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Естествознание с методикой преподавания

Практическое занятие 3.


Выполнил:

Обучающийся Бондаренко Полина Никитична

Преподаватель:

Музафарова Екатерина Александровна


Выполнение к заданию № 1


Тип

проекта


Цель проекта

Тема проекта

Описание проектного продукта

Практико- ориентированный

Решение практических задач

1.«Дорога без опасности»

Развить интерес учащихся к изучению правил дорожного движения. Развивать внимание, память, мышление школьников. Помочь прийти к осознанию всей важности соблюдения ПДД.

2. «Космическое путешествие по планете «Знания Матемашки»»        

Знакомство детей с задачами в стихах. А также знакомство с некоторыми интересными и нестандартными заданиями по математике, благодаря которым, учащиеся поймут, что в математике есть не только математические задачки, но и логические. Это способствует формированию логического, образного мышления, развитию смекалки и находчивости, расширению кругозора в областях знаний, тесно связанных с математикой.

Исследовательский

Доказательство или опровержение гипотезы

1.  «Газированные напитки – вред или польза»

Сообщение о вреде или пользе газированных напитков для организма человека. В процессе выполнения проекта обучающийся ознакомится с историей газ.воды, о ее влиянии на организм, узнает о разности заводской и домашнем приготовлении данного напитка. Сделает вывод о вреде или пользе газированных напитков.

2. «Электричество вокруг нас»

Реферат или презентация исследовательской работы «Электричество вокруг нас». Учащийся изучит полное определение понятия « электричество» и «электрическая батарейка», также ознакомится с историей его открытия и узнает какими способами можно получить электроэнергию.

Информационный

Сбор информации об объекте или явлении

1. «Телефон – друг или враг?»

 Презентация, доклад с приведением статистических данных. Результат опросов одноклассников, учителей и родителей.

2. «Огород на окне»

Сообщение с фото или презентация. Благодаря данному исследованию, учащиеся наглядно увидят, как в домашних условиях можно вырастить зелень, цветы, помидоры и т.д. Привлечь их к работе по выращиванию и уходу зп комнатными растениями.

Творческий

Привлечение интереса публики к проблеме проекта

1. «Моя семья»

Презентация, в которой у детей сформируется понимание « Что такое семья?». Воспитать у детей любовь и уважение к членам семьи, научить проявлять заботу о родных людях. Познакомить детей с понятием «Генеалогическое дерево» и как важно и интересно знать о своих родных.

2. «Кулинарные рецепты»

Презентация с «аппетитными» картинками, фото, чтобы у детей возникло желание попробовать данное блюдо, но для начала изучить рецепты полезного и здорового питания. Понимание того, что при приготовлении блюда мы можем не только насытить свой желудок, но и параллельно изучить: географию (узнаем факты о кулинарных особенностях разных стран), математику ( измерение, деление), чтение (прочтение самого рецепта), творчество (оформление блюда на свой «вкус»

Игровой (ролевой)

Предоставление публике опыта участия в решении проблемы

1.Игра «Магазин»

Дети познакомятся с такими профессиями, как продавец, кассир, директор, администратор, грузчик. Осознание всей сложности и важности данных профессий.

2.Сюжетно-ролевая игра «Айболит»

Обучение правилам поведения диалога и игровыми приемами способствовать формированию у детей сознательной установки на ЗОЖ. Прививать навыки и умения обращаться к врачу. А так же в ходе игры воспитать чувство коллективизма, уважение к труду взрослых и заботе о животных.



Ожидаемым результатом проектной деятельности является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка:

  • Умение работать с информацией.

  • Опыт планирования.

  • Расширение кругозора.

  • Развитие мышления.

  • Развитие эмоциональной сферы.

  • Развитие творческих способностей.

  • Опыт публичного выступления.

Выполнение к заданию №2

№ п/п

Вопрос/задание

Пояснение

1

УМК

«Перспективная начальная школа»

2

Предмет

Окружающий мир

3

Тема урока

Земля. Модель Земли

4

Класс

2

5

Цель урока

Расширить  представления о глобусе как модели Земли

6

Задачи урока

  1. Определить уровень знаний о планете Земля .

  2. Обсудить, что представляет собой уменьшенная модель Земли – глобус.

  3. Познакомить с новыми терминами: «экватор», «воображаемая ось», «Северный и Южный полюс», «Северное полушарие», «Южное полушарие», «модель».

  4. Научить работать с глобусом. Находить экватор, Северное и Южное полушарие, Северный и Южный полюс, показывать их и уметь устно более подробно рассказывать при показе всего выше перечисленного.

  5. Умение вести диалог с одноклассниками во время обсуждений в ходе работы. Научить слушать и слышать друг друга.

  6. Привить познавательный интерес к окружающему миру.

7

Поясните, на каком этапе урока используется игра «Да-нет»

Я считаю, что данную игру можно использовать на этапе закрепления изученного материала. Также можно вставить игру «Да-нет» во время небольшого отдыха, так называемой «физкультминутки». Тем самым дети в легкой игровой форме вновь закрепят свои новые, только что полученные знания, при этом они такжн развивают логику и мышление.

8

Дополните материал, который бы вы рекомендовали использовать (на том же этапе урока с той же целью)

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами узнали что такое «Земля». Чтобы закрепить наши полученные знания, предлагаю отправиться в небольшое космическое путешествие. Вы готовы?

Дети: Да!

Учитель: И так, прежде чем отправиться в космос, Вы должны угадать, какую планету мы будем рассматривать более детально. Сейчас я загадаю Вам загадку, а Вы попробуете ее отгадать.

«Сколько ни езди, не ходи,

Тебе конца тут не найти».

Дети: Земля.

Учитель: Правильно! Какие Вы молодцы! А теперь занимаем удобное положение в креслах нашего космического корабля и смело отправляемся в путешествие. Внимание!!! Взлет! Наша ракета мчится вперед!!!

Посмотрите в иллюминатор и скажите какой Вы видите нашу Землю?

Дети: Круглая. Шарообразная. Голубая. Еще мы видим белые, желтые, коричневые и зеленые цвета.

Учитель: А что означают эти цвета?

Дети: Белый – это снег или лед. Коричневые, зеленые и желтые цвета – это суша. А голубой цвет обозначает воду.

Учитель: Чего на Земле больше – воды или суши?

Дети: Конечно же, воды.

Учитель: Правильно! Как Вы считаете, существует ли модель Земли? Если «Да», то как она называется?

Дети: Модель Земли существует и это глобус.

Учитель: Да какие же умные космонавты летят на этом корабле! Молодцы!

А теперь давайте возьмем в руки глобус и сравним его с настоящей Землей. Не зря же мы с Вами отправились в космос, правда?

Дети: Дааа! Глобус – это та же Земля, только маленькая.

Учитель: Верно. А теперь попробуйте вращать глобус. Что помогает совершать это движение?

Дети: Внутри глобуса находится штырь.

Учитель: Да. А как при этом расположен глобус?

Дети: Он наклонен.

Учитель: А почему?

Дети: Для глобуса штырь – это ось вращения. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус - уменьшенная копия Земли.

Цчитель: Все верно. Почему глобус сделали вращающимся?

Дети: Глобус вращается, потому что Земля вращается вокруг своей оси очень плавно и равномерно, и мы вместе с ней.

Учитель: А кто из Вас знает, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси?

Дети: Происходит смена дня и ночи.

Учитель: Как же много Вы уже знаете. Я не перестаю Вами восхищаться! Молодцы!

А Вы заметили в центре глобуса жирную синию линию?

Дети: Да!

Учитель: Покажите ее. Скажите мне, пожалуйста что это за синяя линия такая?

Дети: Это экватор. Он опоясывает глобус.

Учитель: А на сколько частей он разделяет глобус?

Дети: На две – Северное и Южное полушария. Если мы посмотрим на глобус сверху, то увидим самую верхнюю точку глобуса, которая называется Северный полюс. А внизу, в противоположной стороне находится – Южный полюс. И через эти полюса проходит ось вращения Земли.

Учитель: Какой шикарный и развернутый ответ. Отлично! Все верно! Как вы думаете, ребята, а на каком полушарии живем мы?

Дети: Мы живем в России, еоторая находится в Северном полушарии.

Учитель: Правильно.

Ребята, посмотрите, к нам прилетел инопланетянин с другой планеты. И он совсем ничего не знает про нашу. Давайте поможем ему узнать это. Я буду задавать Вам вопросы, а Вы хором отвечайте. Договорились?

Дети: Да!

Учитель: Реки, горы и поля, ох огромная Земля.
Но на нем вся поместилась,
В шарик меньше превратилась.
Ты его крути, верти, точку мира вмиг найди.

Дети: Глобус.

Учитель: Вокруг неё Земля вращается,

А  утро с ночью не встречается.
Дети: Ось.
Учитель: На Земле живут две точки,

Обе в беленьких платочках.
Дети: Ось.
Учитель: Севера тут больше нет,

Ведь южней весь белый свет,

Льдины тянутся на юг,

И гуляют вьюги.

Северный полярный круг -

Даже тот на юге. 

Дети: Северный полюс.
Учитель: На планете это место

Чрезвычайно интересно.

Там совсем деревьев нет,

Не растет и клевер,

В этой точке юга нет,

А повсюду - Север.
Дети: Южный полюс.
Учитель: Молодцы! Все ответили правильно! Теперь мы можем с Вами отправиться домой на планету Земля.
Учитель читает стихотворение Евгения Александровича Шкловского «Ты береги нас».
Смотрю на глобус – шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги».

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу!»
Спасибо за урок! Вы большие молодцы и отличные космонавты.



Выполнение к заданию №3

Эталон 1

Название животного

Лошадь

Отличительная особенность

Отличительной особенностью лошадей являются их роскошная, развевающаяся грива, и длинный хвост. Тело коней покрыто короткими жесткими волосками, а вот волос на хвосте и гриве имеет более мягкую и шелковистую структуру.

Внешнее строение

Условно можно выделить скелет, мускулатуру, стати и внутренние органы. Основной интерес представляют строение скелета и деление на стати. Знание именно этих составляющих позволяет правильно оценивать лошадь и работать с ней, что крайне важно для конников

Размножение

Размножение лошадей – сложный физиологический процесс, включающий подготовку (охотe) к спариванию, сам процесс случки (осеменение), вынашивание плода (жеребость) и роды.

Значение в природе края/региона

Лошадь спасает жизни тысячи людей, так как на основе конской крови производятся сотни иммунных препаратов, различные вакцины и иммунные сыворотки. В специальных конюшнях стоят кони - доноры. Это самые лучшие, здоровые во всех отношениях животные. Особенно активно используются лошади в спорте.

Эталон 2

Название животного

Свинья

Отличительная особенность

Свиньи принадлежат к отряду парнокопытных и являются наиболее скороспелыми животными. Помимо этого, к основным их биологическим особенностям относятся всеядность, многоплодие, высокая оплата корма привесом, короткий период супоросности (беременности).

Внешнее строение

У свиней морда удлинённая, с коротким подвижным хоботком, заканчивающимся голым плоским «пятачком», который даёт возможность рыть землю в поисках корней растений, червей и другой пищи.

Зубов 44, в том числе 4 сильно развитых клыка.

Конечности четырёхпалые.

Вымя имеет 10-16 сосков, расположенных в 2 ряда.

Волосяной покров редкий, грубый, в основном из щетины, однако выращиваются и свиньи с обильным волосяным покровом, например, мангалицы.

Желудок простой, однокамерный.


Размножение

В год, свиноматка приносит до 3 приплодов. Беременность у будущей мамаши длится 3.5 месяца. За 1 раз хрюша мама рожает до 12 поросят, со средним весом 1.5 килограмма. Первые недели малыши питаются материнским молоком, быстро крепнут. Встают на ноги и самостоятельно ходят к кормушке, под материнским присмотром.

Значение в природе края/региона

Обеспечение продуктами питания

Эталон 3

Название животного

Курица

Отличительная особенность

По характеру куры пугливы и агрессивны. В стае всегда строгая иерархия. Отличительные особенности кур – быстрый рост и всеядность, что значительно упрощает их содержание. Но, в отличие, от многих других птиц, куры чувствуют вкус и могут различать сладкое, горькое, кислое, соленое.

Внешнее строение

Главная отличительная черта куриного скелета заключается в том, что большая часть косточек внутри полые. В результате чего пернатые способны подниматься на небольшую высоту. Как правило, вес костей составляет примерно 10% от общей массы тела. К другой характерной особенности относится клюв, внутри которого отсутствуют зубы. Скелет разделен на головной отдел, конечности и основной корпус. Голова курицы маленького размера, при этом она выглядит слишком мелко по сравнению с объемным телом. В области шеи расположено примерно 13-14 шейных позвонков, а в грудном отделе – 7. Лапки курицы выглядят как кожистые когтистые пальцы. У мужских особей в этой области расположены шпоры. Ножки прикреплены к тазу и включают голень, бедро, цевку, а также мало- и большеберцовую кости.


Размножение

На одного петуха в стае должно приходиться от 8 до 12 курочек. Уже в 6 месяцев самки могут нести первые яйца, и эта способность сохраняется у них до 10 лет. В то время как петуха используют только 2-3 года.
Как у представительниц культурных пород, у куриц слабо развит инстинкт насиживания. Поэтому для яиц нужен инкубатор, в котором и выводится молодняк в течение 21 суток.
Пищевые яйца курицы могут нести и без петуха.


Значение в природе края/региона

Представители этих животных уничтожают вредных насекомых для сельского хозяйства. Значение в природе куриных. В природе животные занимают свою нишу в пищевой цепочке. Они питаются мошками, насекомыми, червями. Сами куриные являются пищей для более крупных представителей фауны. Многие виды курообразных – объекты спортивной массовой охоты. Человек охотится на диких представителей куриных из-за их вкусного мяса.



Выполнение к заданию № 4

№ п/п

Вопрос для анализа этапа просмотренного урока

Обоснованный аналитический ответ проведенного урока

1

Этап урока

Закрепление полученных знаний.

2

Название метода, который использует учитель

«Дневник путешественника»

3

Выбор именно этого метода, целесообразность и эффективность применения, соответствие принципам обучения

Интерактивная доска всегда притягивает внимание детей, благодаря чему дети проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации, оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения

4

Ваше дополнение работы учителя на данном этапе урока

Задание – отгадайте слова, которые совпадают с названиями самых разных живых существ:
1. 1. Любитель зимнего плавания. (Морж.)
2. Промежуточная опора моста. (Бык.)

3. Пешеходный переход. (Зебра.)

4. Устройство ввода информации в компьютер. (Мышь.)

5. Автобусный безбилетник. (Заяц.)

6. Длинный рычаг у колодца. (Журавль.)

7. Заменитель колес у трактора и танка. (Гусеница.)

8. Любитель очень рано вставать. (Жаворонок.)

9. Любитель очень поздно ложиться. (Сова.)

2.1 Можно провести викторину по теме «Путешествие по черноморскому побережью». Данная работа поможет усвоить полученные знания.


5

Ваш план дальнейшей работы с составленной на уроке картой знаний

Подготовка творческой работы по достопримечательностям края.


Выполнение к заданию №5

N п/п

Этапы урока

Время, мин.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Начало урока

2

Ставит перед учениками цель и задачу урока

Слушают учителя

2

Мотивация

5

Организует и проверяет готовность детей к уроку

Слушают учителя. Принимают
участие в диалоге с учителем.

3

Целеполагание и планирование

2

Сегодня последний урок по этому разделу. Сформулируйте цель нашего урока

Обобщить и проверить знания по данному разделу

4

Актуализация знаний

5

Я предлагаю провести не просто урок обобщения, а отправиться в путешествие по родному краю. С собой берём самое необходимое – наши знания, смекалку, взаимовыручку и хорошее настроение. Желаю вам успехов и новых интересных открытий!

На административной карте России видим все республики, края, округа, области. А где здесь место Свердловской области? Кто наши соседи? Заслушаем проект «Географическое положение Свердловской области».

Называет цель проекта. Показывает на карте России Свердловскую область. Называет главный город. Показывает соседей. Называет природную зону нашего края. Называет соседние районы.  Подводит итог своей работы.

5

Первичное закрепление знаний

5

На контурной карте России найдите Свердловскую область, обведите её.

- Проверьте, как вы справились с этим заданием.

Находят и отмечают на карте.

6

«Открытие» новых знаний

8

Дополните выступление детей с рассказом об обитателях наших лесов. Работаем в группе.

Подготавливают сообщения и рассказывают их.

7

Включение «нового» знания в систему знаний

5

мы с вами закончили изучать большой раздел и даже посмотрели и выслушали интересные проекты , поэтому на остаток времени предлагаю вам пройти тест по изученной теме

Выполняют тест.

8

Рефлексия и оценивание

5

Понравилось ли вам путешествовать по родному краю и изучать его?

- Что особенно запомнилось, было интересно?

- Сумели ли мы достигнуть поставленной цели?

- Что бы ещё хотели узнать о нашем крае?

- Продолжайте изучать свой край, свою малую родину. Любите её, защищайте и помните, что именно от вас зависит, каким он будет в будущем.

 

- После окончания  школы вы получите профессию. А  вы видите себя в родном краю? Кем? Отметьте это на схеме.

 

Оценки за урок

Прикрепляют карточку со своей фамилией около названия отрасли

9

Домашнее задание

2

Выберите любое место, которое Вам запомнилось сегодня на уроке, зарисуйте его и кратко расскажите о этом месте, и ответьте на вопрос «Почему Вы выбрали данное место?».

Записывают домашнее задание в дневник.



Выполнение к заданию № 6

Рассматривая ход урока обоих учителей, можно сделать вывод о том, что деятельность направлена на анализ, систематизацию полученных знаний, подтверждение или опровержение, поставленной гипотезы.
Очень хорошо, что оба педагога используют жизненный опыт учащихся.
Для первого урока характерен демонстрационный материал, словесный и наглядный методы обучения, а для второго – исследование (опыт).
Я думаю, что приемы и методы, которые использует второй педагог эффективнее, чем методы и приемы первого. Так как во втором фрагменте урока есть самостоятельная деятельность обучающихся.

Выполнение к заданию № 7

Тема урока

Животные

Класс

1

Цель наблюдения

-познакомить учащихся с различными группами животных (рыбы, птицы, звери,  насекомые), закрепить  знания о дикорастущих и сельскохозяйственных растений;

-развивать словарный запас, расширять кругозор детей, способствовать развитию внимания, памяти, речи, мышления; продолжать учиться работать в паре;

- учить детей заботиться о животных.


Объект наблюдения

Картинки, фигуры, игрушки животных

Программа наблюдения

Смотреть познавательные видеоролики о животных, наблюдать за животными вне школы( дома, в садах, на улице)

Фрагмент урока

-Аня и Ваня гуляли возле реки и увидели, что кто-то в реке плещется. Посмотрите ребята, кто это? (РЫБЫ)

-Подумайте и скажите, а что общего у рыб? (у них плавники, хвост  и чешуя)

-А как называются эти рыбы? (щука, окунь, ёрш, карась)

Если дети затрудняются ответить, учитель загадывает загадки про рыб.

У нее во рту пила.

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь -  в котел попала (ЩУКА)

ИЛИ

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. (ЩУКА)

Краснопёр, полосат, гроза любой реки,

В страхе разбегаются от него мальки.

Ох, не любит котелок

Этот шустрый… (ОКУНЕК)

Колюч, да не еж. (ЁРШ)

Любит в тине он капаться,

И личинками питаться,

Чмокать в ряске по ночам

И клевать по вечерам (КАРАСЬ)

Ряска - крохотные растения, плавающие в большом количестве на поверхности стоячих вод. (картинка- ряска)

-Аня и Ваня задумались, а можно ли рыб отнести к животным? Ребята, как вы думаете? (да)

-Почему? (они дышат, питаются, растут, приносят потомство и умирают).

-Значит, какой сделаем вывод? (РЫБЫ - ЭТО ЖИВОТНЫЕ)

-Давайте проверим наше предположение по учебнику.

5. Работа в учебнике.

-Откройте учебники на с.46. Найдите № 1. Обратите внимание на условное обозначение. Что обозначает этот знак? (расскажи)

-Прочитайте вопрос? (кто это?)  

-Рассмотрите рисунок. Кто же это? (рыбы)

-Почему? Что общего у рыб? (у них плавники, хвост, чешуя)

-Прочитайте вывод в учебнике, кто же такие рыбы? (дети читают: РЫБЫ – ЭТО ЖИВОТНЫЕ)

-А сейчас Аня и Ваня  предлагают вам немного отдохнуть.

 Работа в парах. Работа по учебнику.

Аня и Ваня  с нами отдохнули и предлагают продолжить наше исследование дальше. И мы оказываемся на лесной полянке. Аня и Ваня увидели на лесной полянке много интересных жителей. А кого они увидели,  мы узнаем, выполним следующее задание.

-У вас на партах лежат конверты. Откройте их и достаньте детали. Вам нужно будет из этих деталей сложить картинку. И когда сложите картинку, назовите, кто у вас получился. Это задание вы будете выполнять в парах.

-Давайте вспомним правила работы в паре.

Правила:

  1. Повернуться  друг к другу лицом.

  2. Слушать друг друга.

  3. Выслушивать мнение товарища.

  4. Вместе выбирать правильный ответ.

-Приступили к работе.

1 ряд: разрезанные птицы (1 парта-ворона, 2 парта –зяблик, 3 парта-жаворонок,  4 парта-ласточка, 5 парта-снегирь)

2 ряд: разрезанные звери (1 парта-лось, 2 парта-медведь, 3 парта-заяц, 4 парта-белка)

3 ряд: разрезанные насекомые (1 парта- муха, 2 парта-кузнечик, 3 парта –бабочка, 4 парта-мотылек)

-Давайте проверим. Первый ряд.

-Кто у вас получился? (ворона, зяблик, жаворонок, ласточка, снегирь).

-Ребята, а к какой группе они относятся? (птицы).

 

-Что общего у птиц? (у них крылья, две ноги, клюв, перья).

-Давайте наше предположение проверим по учебнику. Найдите № 2. Найдите в № 2 вывод про птиц. Прочитайте. (дети читают)

-Проверяем второй ряд.

-Кто у вас получился? (лось, медведь, заяц, белка). 

-К какой группе они относятся? (Звери). 

-Почему? Что общего у зверей? ( у них четыре лапы, шерсть).

-Давайте проверим наше предположение по учебнику. Прочитайте вывод про зверей.

-Проверяем третий ряд.

-Кто у вас получился? (муха, кузнечик, бабочка, мотылек). 

-Ребята, к какой группе они относятся? (Насекомые). 

(Отличие кузнечика от саранчи:

-кузнечик: предпочитает сидеть на кустах и деревьях, задние ноги длинные;

-саранча: предпочитает сидеть в траве, активны днем, у них большие глаза, задние ноги короткие)

-Что общего у насекомых? (у них шесть ног, усы).

-Давайте проверим наше предположение по учебнику. Прочитайте вывод про насекомых.

-Молодцы! Вы узнали, кого увидели ребята на лесной полянке.

-Мы выделили основные черты каждой из этих групп.

-А как вы думаете, что у них общего? Давайте вспомним наше определение: кто такие животные. (Животные – это живые существа, которые дышат, растут, приносят потомство и умирают)

-Можно ли наши группы отнести к животным? (да)

-Какой вывод можно сделать? (рыбы, птицы, звери и насекомые – это животные)

-Давайте проверим наше предположение в учебнике. Прочитайте вывод на с.47  (Насекомые, рыбы, птицы, звери – это животные).

-Наши глазки много трудились, давайте дадим им отдохнуть.