ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта урока
Учитель: Тюленёва Галина Викторовна
Учебный предмет: русский язык
Класс: 7
Автор УМК: М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова, О.М. Александрова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба. Русский язык 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: - М.: Просвещение, 2015
Тема урока: Различение частицы не и приставки не-
Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Цель урока: закрепить и обобщить знания о частице не и приставке не-
Деятельностные: создание условий для закрепления полученных знаний по изученной теме, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематического мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
Содержательные: повторить изученный материал, развивать информационную компетентность обучающихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать условия раздельного и слитного написания не с разными частями речи; уметь правильно писать слова разных частей речи с не; графически объяснять условия выбора правильных написаний; группировать предложения по способу написания не с разными частями речи; составлять таблицу изученных видов орфограмм с не.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников.
Познавательные УУД: анализировать учебный материал и выделять необходимую информацию, выполнять учебно-познавательные действия, приобретать умения использовать полученные знания в практической деятельности, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника и электронных ресурсах, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Регулятивные УУД: планировать необходимые действия, контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки, сопоставлять свою работу с образцами, находить информацию, представленную в неясном виде, группировать объекты по определённым признакам, осуществлять анализ объектов и выделять их существенные характеристики; целеполагание, планирование, контроль и оценка деятельности на учебном занятии.
Личностные УУД:
формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала, развитие адекватной самооценки, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, взаимопомощи, формировать умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры, анализ и рефлексия, самооценка деятельности.
Коммуникативные: формирование и аргументация собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению, умение строить монологическое высказывание, высказывание и обоснование собственной точки зрения.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Мотивация к учебной деятельности Цель:
осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. | - Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и вложим в наше приветствие красоту весеннего леса, свежесть ветерка и тепло наших сердец. Пожелаем друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. - Откройте рабочие тетради и запишите число и классная работа. 1. Работа с эпиграфом - Эпиграфом нашего урока будет русская народная пословица: «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью». - Объясните смысл пословицы. - Чему учит пословица? 2. Синтаксическая минутка - Выполните синтаксический разбор предложения. | Записывают в тетради число и классная работа. Дают объяснение своего понимания пословицы | Личностные – настрой на позитивное начало урока, формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала Коммуникативные - выражение своих мыслей, построение высказывания |
II. Определение темы урока. Цель: подготовка мышления обуч-ся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Постановка учебной задачи Цель: включение учащихся в работу на личностно - значимом уровне | - Какую недавно изученную орфограмму вы видите в пословице? (Правописание не с существительными.) - Чем является не в предложении? (Частицей.) А ещё чем может быть не? (Приставкой, частью корня.) - Есть у вас предположения, как будет звучать тема урока? (Тема урока: «Различение частицы не и приставки не -» ) - Запишем тему урока. - Исходя из темы урока, давайте поставим перед собой цель урока? Цель: закрепить и обобщить знания о частице не и приставке не -. - Какие задачи для достижения этой цели нам надо решить? Задачи: систематизировать знания о написании не с разными частями речи; совершенствовать орфографические навыки написания не с разными частями речи; применять полученные знания на практике. - Оцените свою работу на данном этапе (от 1 до 2 б.) Наметив задачи, приступим к их реализации. | Записывают тему урока, определяют цель и задачи урока Заполняют маршрутный лист, оценивая свою работу | Регулятивные – планирование урока; постановка учебных задач в сотрудничестве с учителем Коммуникативные – высказывание и обоснование собственной точки зрения |
III. Актуализация знаний. Составление таблицы «Слитное и раздельное написание не с разными частями речи». Работа в группах. Цель: повторить изученный материал. Сообщение(индивидуальное задание) на тему: «С какими частями речи НЕ пишется всегда раздельно» Цель: повторить изученный материал. | - Повторим правила правописания НЕ с разными частями речи. Выполним задание в группах. Перед вами таблица с двумя пустыми графами и полоски бумаги, скреплённые вместе. На этих полосках собраны случаи слитного и раздельного написания НЕ, которые мы с вами уже изучили. 1 группе надо выбрать все случаи слитного написания НЕ с разными частями речи, привести примеры , 2 группе выбрать правила раздельного написания НЕ с разными частями речи и привести примеры. Полоски бумаги наклейте на макет таблицы. - Давайте озвучим нашу созданную таблицу. (Приложение №1) - Оцените работу товарищей из другой группы. Владея такой таблицей, что вы теперь сможете делать? (Правильно писать НЕ с разными частями речи). - Оцените свою работу (от 0 до 2 б.) - Есть ещё случаи раздельного написания НЕ с разными частями речи. Об этом нам расскажет … | Отвечают на вопрос. Составляют таблицу, читают, приводят примеры и оценивают свою работу, заполняют маршрутные листы. Слушают сообщение. | Познавательные – умение анализировать учебный материал и выделять необходимую информацию; умение сопоставлять, выявлять сходства и различия. Регулятивные – формулировать ответ на основе изученного Личностные – умение анализировать услышанное, оценивать свои знания |
IV.Применение знаний 1.Орфографическая минутка Работа в группах. Цель: проверить умение ребят работать с изученными орфограммами | - Каков алгоритм написания НЕ с разными частями речи? (Алгоритм 1. Смотрю, употребляется ли слово без НЕ. Не употребляется - пишу слитно. 2.Если употребляется – решаю, какая это часть речи. 3. Вспоминаю правило.) - Главное условие правильного выбора написания не – определение части речи. - А сейчас применим алгоритм на практике. - У каждой группы на карточках пословицы. Выполните задания, спишите пословицы, объясните правописание НЕ с разными частями речи. I группа: Допишите пословицу, вставляя слова с не. Укажите, к какой части речи принадлежит вставленное слово. В случае затруднения смотри подсказку. (Не)зная броду,____________в воду. Книга в счастье украшает, а в ___________утешает. _____________рыбу плавать. Где_____________потеряет, там смелый найдёт. Подсказка: (не)смелый, (не)учи, (не)счастье, (не)суйся. II группа: Спишите пословицы, находя в правом столбике верное продолжение. Укажите, к какой части речи принадлежит слово с не. 1.Не сиди сложа руки, избы (не)срубишь. 2.Кто чужой радости (не)рад так (не)будет и скуки. 3.(Не)бравшись за топор, (не)здоровится. 4.Лодырю всегда тот сам себе враг. - Оцените работу товарищей из другой группы. - Индивидуальное задание у доски выполнит … Карточка №1 Запишите слова и словосочетания в два столбика. В правый столбик слова с приставкой НЕ, в левый столбик слова с частицей НЕ. (Не) мог сказать, (не) пересекая шоссе, ещё (не) украшенная комната, (не)стойкий человек, ( не)растаявший снег, (не)кого спросить, учиться вовсе (не)легко, яблоку (не)где упасть, за (не)сколько минут, спросить (не)громко, а тихо. - Чем отличается приставка НЕ от частицы НЕ? (Приставка не - значимая часть слова служит для образования новых слов – антонимов, имеет значение утверждения противоположного. Частица не – слово (служебная часть речи), придаёт отрицательное значение всему предложению или отдельным членам, имеет значение отрицания чего – либо). Оцените свою работу на данном этапе урока ( от 0 до 5 б.) | Анализируют слова с изученными орфограммами, списывают пословицы, объясняют правописание слов. Ученица работает у доски по карточке. Заполняют маршрутный лист, оценивая свою работу | Регулятивные – осуществлять анализ объектов и выделять их существенные характеристики. Коммуникативные – умение сотрудничать, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность, аргументация своего мнения и позиция в коммуникации. Познавательные – умение понимать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, анализировать информацию. Личностные – умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других, оценивать себя и своих одноклассников |
2. Физкультминутка Цель: снять утомление у детей, обеспечить активный отдых, повысить умственную работоспособность, поддержать атмосферу доброжелательности. | Презентация «Радуга цвета» | Обучающиеся смотрят видеопрезентацию | Личностные - установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
3. Работа с учебником Цель: обеспечить каждому ученику условия для удовлетворения его познавательных потребностей; пробудить интерес к предмету | - Выполните упражнение 445. -Прочитайте стихотворение Андрея Дементьева «Я вспомнил…». Как иначе можно озаглавить это стихотворение? Кем для вас является мама? Как вы относитесь к своей маме? Какой тон вы выберите для чтения вслух? (Тон для чтения: проникновенный, негромкий.) -Выпишите слова с частицей не и приставкой не. Объясните правописание слов с НЕ. Оцените свою работу. (от 0 до 5 б.) | Отвечают на вопросы, читают стихотворение, выписывают слова с приставкой не и частицей, объясняют написание слов Заполняют маршрутный лист, оценивая работу товарища. | Познавательные – анализировать учебный материал. Регулятивные – умение применять полученные знания на практике. |
4. Творческое задание Цель: обогащать словарный запас учащихся | - Замените следующие выражения одним словом с НЕ. Чуть – чуть, в незначительной степени (немного); частица, выражающая вопрос (неужели); огромный по размерам (необъятный); лишённый способности говорить (немой); стойкий, твёрдый (непреклонный); необычный, выделяющийся среди других (незаурядный); странный, несуразный (нелепый); не допускающий никаких возражений (непререкаемый). | Заменяют выражения одним словом с НЕ. | Регулятивные – умение применять полученные знания на практике. |
V. Этап контроля усвоения знаний. Тест | Инструкция к выполнению теста.
Желаю удачи! 1 вариант. 1.В каком предложении не со словом пишется раздельно? а) Учёба (не) забава, а труд. б)(Не)правда служит злу. в) В осеннее (не)настье семь погод на дворе. 2. В каком предложении не со словом пишется слитно? а) День был (не)жаркий, а прохладный. б) (Не)обычный вид палисадника всех удивил. в) Его ожидал далеко (не)приятный разговор. 3. В каком предложении не со словом пишется раздельно? а) Я срезала (не)распустившиеся цветы. б) Поля (не)вспаханы. в) У друга был (не)доумевающий вид. 4. В каком предложении не со словом пишется слитно? а) (Не)зная броду, не суйся в воду. б) У меня (не)было другого выхода. в) Я (не)навижу обман. 5. В каком предложении не со словом пишется раздельно? а) Лектор говорит (не)громко. б) Многое в тексте было (не)ясно. в) Выполнить задание вовсе (не)легко. 2 вариант 1.В каком предложении не со словом пишется раздельно? а) (Не)приятель отступал. б) Ваш поступок вызвал (не)доумение в) Он мне (не)друг, а враг. 2. В каком предложении не со словом пишется слитно? а) Ты принял (не)умное, а глупое решение. б) Вид у него всегда (не)ряшливый. в) Это далеко (не)скромный поступок. 3. В каком предложении не со словом пишется раздельно? а) Мною сделано (не)мало. б) Я выгляжу (не)лепо в этом платье. в) Друг поступил (не)хорошо, а плохо. 4. В каком предложении не со словом пишется слитно? а) Тяжело жить (не)навидя весь свет. б) (Не)слушая мать, ты совершаешь ошибку. в) Ничего ему (не)говори. 5. В каком предложении не со словом пишется раздельно? а) (Не)прекращающаяся война принесла много горя. б) На столе лежала (не)прочитанная книга. в) На полке стоял никем (не)прочитанный роман. Ключ. 1 вариант 1-а, 2 –б, 3-б, 4-в, 5-в 2 вариант 1-в, 2-б, 3-в, 4- а, 5-в - Оцените свою работу (от 0 до 5 б.) | Работают с тестом, выполняют самопроверку. Заполняют маршрутный лист, оценивая свою работу | Регулятивные – умение применять полученные знания на практике. |
VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель: подвести итоги работы, сформировать личную ответственность за результаты деятельности, выявить удовлетворенность работой | - Подведём итог урока, продолжив предложения:
- Вспомним цель нашего урока. Достигли ли мы её? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? Подсчитайте набранные баллы, поставьте себе оценки. (Учитель комментирует ответы и оценки учащихся.) - Какое настроение у вас сейчас? | Отвечают на вопросы учителя, подводят итог. Оценивают свою работу на уроке и работу класса, сообщают о своём настроении с помощью смайликов. | Личностные – формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации. Регулятивные – анализ работы на уроке. |
VII. Итог урока. Домашнее задание. Цель: повысить грамотность учащихся, стимулировать их самостоятельность | 1.На «3» - упр.440 2. На «4» - упр.444, составить орфографический диктант. 3.На «5» - написать мини - сочинение «Весна идёт», употребляя слова с частицей не и приставкой не -. - Спасибо, ребята, за работу. Всего доброго! Любите родной русский язык. Уважайте и берегите его. | Записывают домашнее задание | |
Приложение №1
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи
Со словами любой части речи, если слово без НЕ не употребляется. | Со словами любой части речи, если к слову есть или подразумевается противопоставление. |
С существительными, прилагательными и наречиями на -о,-е, если их можно заменить словами, близкими по значению. | С глаголами, деепричастиями и краткими причастиями. |
С полными причастиями, не имеющими зависимых слов. | С полными причастиями, имеющими зависимые слова. |
С отрицательными и неопределенными местоимениям (при отсутствии предлога) | С отрицательными и неопределенными местоимениями при наличии предлога. |
| При усилительных словах вовсе не, далеко не, отнюдь не, нисколько не |
Маршрутный лист успеха Филатовой Анастасии
___________________________________________________________________
| Этапы работы | Критерии | Число баллов | Отметка |
1. | Мотивация учебной деятельности. Анализ эпиграфа. | 2 балла - смогли определить тему урока, понятны задачи урока; 1 балл – определение темы и задач урока вызвало затруднения | | |
2. | Составление таблицы «Слитное и раздельное написание не с разными частями речи». | 2 балла – составили таблицу без ошибок, привели примеры; 1 балл – составили таблицу, не смогли привести примеры 0 баллов – не составили таблицу, не привели примеры | | |
3. | Орфографическая минутка. Работа в группах. | 0 ош. – 5 б. 1-2 ош. – 4б. 3-4 ош. – 3б. более 4 ош. -0 б. | | |
4. | Выполнение упражнения 445 | 0 ош. – 5 б. 1-2 ош. – 4 б. 3-4 ош. -3 б. более 4 ош. – 0 б. | | |
5. | Тест | 0 ош. – 5 б. 1 -2 ош. – 4 б. 3-4 ош. – 3 б. Более 4 ош. - 0 б. | | |
| Оценка урока | | | |
| | | 19 - 18 б. | 5 |
| | | 17-15 б. | 4 |
| | | 14-10 б. | 3 |
| | | Менее 9 б. | 2 |