Файл: Различение частицы не и приставки не.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта урока

Учитель: Тюленёва Галина Викторовна

Учебный предмет: русский язык

Класс: 7
Автор УМК: М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова, О.М. Александрова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба. Русский язык 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: - М.: Просвещение, 2015

Тема урока: Различение частицы не и приставки не-

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Цель урока: закрепить и обобщить знания о частице не и приставке не-
Деятельностные: создание условий для закрепления полученных знаний по изученной теме, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематического мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

Содержательные: повторить изученный материал, развивать информационную компетентность обучающихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать условия раздельного и слитного написания не с разными частями речи; уметь правильно писать слова разных частей речи с не; графически объяснять условия выбора правильных написаний; группировать предложения по способу написания не с разными частями речи; составлять таблицу изученных видов орфограмм с не.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников.
Познавательные УУД: анализировать учебный материал и выделять необходимую информацию, выполнять учебно-познавательные действия, приобретать умения использовать полученные знания в практической деятельности, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника и электронных ресурсах, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Регулятивные УУД: планировать необходимые действия, контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки, сопоставлять свою работу с образцами, находить информацию, представленную в неясном виде, группировать объекты по определённым признакам, осуществлять анализ объектов и выделять их существенные характеристики; целеполагание, планирование, контроль и оценка деятельности на учебном занятии.
Личностные УУД:
формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала, развитие адекватной самооценки, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, взаимопомощи, формировать умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры, анализ и рефлексия, самооценка деятельности.
Коммуникативные: формирование и аргументация собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению, умение строить монологическое высказывание, высказывание и обоснование собственной точки зрения.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент.


Мотивация к учебной деятельности

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.


- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и вложим в наше приветствие красоту весеннего леса, свежесть ветерка и тепло наших сердец. Пожелаем друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.

- Откройте рабочие тетради и запишите число и классная работа.

1. Работа с эпиграфом

- Эпиграфом нашего урока будет русская народная пословица: «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью».

- Объясните смысл пословицы.

- Чему учит пословица?

2. Синтаксическая минутка

- Выполните синтаксический разбор предложения.





Записывают в тетради число и классная работа.
Дают объяснение своего понимания пословицы



Личностные – настрой на позитивное начало урока, формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала
Коммуникативные - выражение своих мыслей, построение высказывания

II. Определение темы урока.

Цель: подготовка мышления обуч-ся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Постановка учебной задачи
Цель: включение учащихся в работу на личностно - значимом уровне

- Какую недавно изученную орфограмму вы видите в пословице? (Правописание не с существительными.)

- Чем является не в предложении? (Частицей.) А ещё чем может быть не? (Приставкой, частью корня.)

- Есть у вас предположения, как будет звучать тема урока? (Тема урока: «Различение частицы не и приставки не -» )

- Запишем тему урока.

- Исходя из темы урока, давайте поставим перед собой цель урока?

Цель: закрепить и обобщить знания о частице не и приставке не -.

- Какие задачи для достижения этой цели нам надо решить?

Задачи: систематизировать знания о написании не с разными частями речи; совершенствовать орфографические навыки написания не с разными частями речи; применять полученные знания на практике.

- Оцените свою работу на данном этапе (от 1 до 2 б.)

Наметив задачи, приступим к их реализации.


Записывают тему урока, определяют цель и задачи урока


Заполняют маршрутный лист, оценивая свою работу



Регулятивные – планирование урока; постановка учебных задач в сотрудничестве с учителем

Коммуникативные – высказывание и обоснование собственной точки зрения


III. Актуализация знаний.

Составление таблицы «Слитное и раздельное написание не с разными частями речи».

Работа в группах.

Цель: повторить изученный материал.


Сообщение(индивидуальное задание) на тему: «С какими частями речи НЕ пишется всегда раздельно»

Цель: повторить изученный материал.


- Повторим правила правописания НЕ с разными частями речи.

Выполним задание в группах.

Перед вами таблица с двумя пустыми графами и полоски бумаги, скреплённые вместе. На этих полосках собраны случаи слитного и раздельного написания НЕ, которые мы с вами уже изучили.

1 группе надо выбрать все случаи слитного написания НЕ с разными частями речи, привести примеры , 2 группе выбрать правила раздельного написания НЕ с разными частями речи и привести примеры. Полоски бумаги наклейте на макет таблицы.

- Давайте озвучим нашу созданную таблицу. (Приложение №1)

- Оцените работу товарищей из другой группы.

Владея такой таблицей, что вы теперь сможете делать?

(Правильно писать НЕ с разными частями речи).

- Оцените свою работу (от 0 до 2 б.)


- Есть ещё случаи раздельного написания НЕ с разными частями речи.

Об этом нам расскажет …


Отвечают на вопрос.


Составляют таблицу, читают, приводят примеры и оценивают свою работу, заполняют маршрутные листы.


Слушают сообщение.


Познавательные – умение анализировать учебный материал и выделять необходимую информацию; умение сопоставлять, выявлять сходства и различия.
Регулятивные – формулировать ответ на основе изученного
Личностные – умение анализировать услышанное, оценивать свои знания

IV.Применение знаний

1.Орфографическая минутка
Работа в группах.
Цель: проверить умение ребят работать с изученными орфограммами

- Каков алгоритм написания НЕ с разными частями речи?

(Алгоритм

1. Смотрю, употребляется ли слово без НЕ. Не употребляется - пишу слитно.

2.Если употребляется – решаю, какая это часть речи.

3. Вспоминаю правило.)

- Главное условие правильного выбора написания не – определение части речи.

- А сейчас применим алгоритм на практике.

- У каждой группы на карточках пословицы. Выполните задания, спишите пословицы, объясните правописание НЕ с разными частями речи.

I группа:

Допишите пословицу, вставляя слова с не. Укажите, к какой части речи принадлежит вставленное слово. В случае затруднения смотри подсказку.

(Не)зная броду,____________в воду.

Книга в счастье украшает, а в ___________утешает.

_____________рыбу плавать.

Где_____________потеряет, там смелый найдёт.

Подсказка: (не)смелый, (не)учи, (не)счастье, (не)суйся.
II группа:
Спишите пословицы, находя в правом столбике верное продолжение. Укажите, к какой части речи принадлежит слово с не.

1.Не сиди сложа руки, избы (не)срубишь.

2.Кто чужой радости (не)рад так (не)будет и скуки.

3.(Не)бравшись за топор, (не)здоровится.

4.Лодырю всегда тот сам себе враг.
- Оцените работу товарищей из другой группы.

- Индивидуальное задание у доски выполнит …

Карточка №1

Запишите слова и словосочетания в два столбика. В правый столбик слова с приставкой НЕ, в левый столбик слова с частицей НЕ.

(Не) мог сказать, (не) пересекая шоссе, ещё (не) украшенная комната, (не)стойкий человек, ( не)растаявший снег, (не)кого спросить, учиться вовсе (не)легко, яблоку (не)где упасть, за (не)сколько минут, спросить (не)громко, а тихо.

- Чем отличается приставка НЕ от частицы НЕ?

(Приставка не - значимая часть слова служит для образования новых слов – антонимов, имеет значение утверждения противоположного. Частица не – слово (служебная часть речи), придаёт отрицательное значение всему предложению или отдельным членам, имеет значение отрицания чего – либо).

Оцените свою работу на данном этапе урока ( от 0 до 5 б.)


Анализируют слова с изученными орфограммами, списывают пословицы, объясняют правописание слов.


Ученица работает у доски по карточке.


Заполняют маршрутный лист, оценивая свою работу


Регулятивные – осуществлять анализ объектов и выделять их существенные характеристики.
Коммуникативные – умение сотрудничать, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность, аргументация своего мнения и позиция в коммуникации.
Познавательные – умение понимать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, анализировать информацию.
Личностные – умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других, оценивать себя и своих одноклассников


2. Физкультминутка

Цель: снять утомление у детей, обеспечить активный отдых, повысить умственную работоспособность, поддержать атмосферу доброжелательности.

Презентация «Радуга цвета»

Обучающиеся смотрят видеопрезентацию


Личностные - установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

3. Работа с учебником

Цель: обеспечить каждому ученику условия для удовлетворения его познавательных потребностей; пробудить интерес к предмету

- Выполните упражнение 445.

-Прочитайте стихотворение Андрея Дементьева «Я вспомнил…». Как иначе можно озаглавить это стихотворение? Кем для вас является мама? Как вы относитесь к своей маме? Какой тон вы выберите для чтения вслух? (Тон для чтения: проникновенный, негромкий.)

-Выпишите слова с частицей не и приставкой не. Объясните правописание слов с НЕ.

Оцените свою работу. (от 0 до 5 б.)


Отвечают на вопросы, читают стихотворение, выписывают слова с приставкой не и частицей, объясняют написание слов

Заполняют маршрутный лист, оценивая работу

товарища.


Познавательные – анализировать учебный материал.
Регулятивные – умение применять полученные знания на практике.

4. Творческое задание

Цель: обогащать словарный запас учащихся

- Замените следующие выражения одним словом с НЕ. Чуть – чуть, в незначительной степени (немного); частица, выражающая вопрос (неужели); огромный по размерам (необъятный); лишённый способности говорить (немой); стойкий, твёрдый (непреклонный); необычный, выделяющийся среди других (незаурядный); странный, несуразный (нелепый); не допускающий никаких возражений (непререкаемый).


Заменяют выражения одним словом с НЕ.

Регулятивные – умение применять полученные знания на практике.

V. Этап контроля усвоения знаний.

Тест


Инструкция к выполнению теста.

  1. Внимательно прочитайте вопрос.

  2. Внимательно прочитайте все варианты ответов.

  3. Выберите правильный, на ваш взгляд, вариант ответа.

  4. Выпишите цифру и букву правильного ответа.

Желаю удачи!

1 вариант.

1.В каком предложении не со словом пишется раздельно?

а) Учёба (не) забава, а труд.

б)(Не)правда служит злу.

в) В осеннее (не)настье семь погод на дворе.

2. В каком предложении не со словом пишется слитно?

а) День был (не)жаркий, а прохладный.

б) (Не)обычный вид палисадника всех удивил.

в) Его ожидал далеко (не)приятный разговор.

3. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

а) Я срезала (не)распустившиеся цветы.

б) Поля (не)вспаханы.

в) У друга был (не)доумевающий вид.

4. В каком предложении не со словом пишется слитно?

а) (Не)зная броду, не суйся в воду.

б) У меня (не)было другого выхода.

в) Я (не)навижу обман.

5. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

а) Лектор говорит (не)громко.

б) Многое в тексте было (не)ясно.

в) Выполнить задание вовсе (не)легко.

2 вариант

1.В каком предложении не со словом пишется раздельно?

а) (Не)приятель отступал. б) Ваш поступок вызвал (не)доумение в) Он мне (не)друг, а враг.

2. В каком предложении не со словом пишется слитно?

а) Ты принял (не)умное, а глупое решение.

б) Вид у него всегда (не)ряшливый.

в) Это далеко (не)скромный поступок. 3. В каком предложении не со словом пишется раздельно? а) Мною сделано (не)мало. б) Я выгляжу (не)лепо в этом платье. в) Друг поступил (не)хорошо, а плохо.

4. В каком предложении не со словом пишется слитно? а) Тяжело жить (не)навидя весь свет. б) (Не)слушая мать, ты совершаешь ошибку. в) Ничего ему (не)говори. 5. В каком предложении не со словом пишется раздельно? а) (Не)прекращающаяся война принесла много горя. б) На столе лежала (не)прочитанная книга. в) На полке стоял никем (не)прочитанный роман.

Ключ. 1 вариант 1-а, 2 –б, 3-б, 4-в, 5-в

2 вариант 1-в, 2-б, 3-в, 4- а, 5-в

- Оцените свою работу (от 0 до 5 б.)

Работают с тестом, выполняют самопроверку.

Заполняют маршрутный лист, оценивая свою работу


Регулятивные – умение применять полученные знания на практике.

VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: подвести итоги работы, сформировать личную ответственность за результаты деятельности, выявить удовлетворенность работой

- Подведём итог урока, продолжив предложения:

  • Было трудно…

  • Я был активен, но …

  • Я справился …

  • Сегодня на уроке …

- Вспомним цель нашего урока. Достигли ли мы её?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Подсчитайте набранные баллы, поставьте себе оценки. (Учитель комментирует ответы и оценки учащихся.)

- Какое настроение у вас сейчас?

Отвечают на вопросы учителя, подводят итог. Оценивают свою работу на уроке и работу класса, сообщают о своём настроении с помощью смайликов.

Личностные – формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации.

Регулятивные – анализ работы на уроке.

VII. Итог урока. Домашнее задание.
Цель: повысить грамотность учащихся, стимулировать их самостоятельность

1.На «3» - упр.440

2. На «4» - упр.444, составить орфографический диктант.

3.На «5» - написать мини - сочинение «Весна идёт», употребляя слова с частицей не и приставкой не -.
- Спасибо, ребята, за работу. Всего доброго! Любите родной русский язык. Уважайте и берегите его.



Записывают домашнее задание






Приложение №1

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

Со словами любой части речи, если слово без НЕ не употребляется.


Со словами любой части речи, если к слову есть или подразумевается противопоставление.


С существительными, прилагательными и наречиями на -о,-е, если их можно заменить словами, близкими по значению.


С глаголами, деепричастиями и краткими причастиями.


С полными причастиями, не имеющими зависимых слов.


С полными причастиями, имеющими зависимые слова.


С отрицательными и неопределенными местоимениям (при отсутствии предлога)


С отрицательными и неопределенными местоимениями при наличии предлога.




При усилительных словах вовсе не, далеко не, отнюдь не, нисколько не


Маршрутный лист успеха Филатовой Анастасии

___________________________________________________________________




Этапы работы

Критерии

Число баллов

Отметка

1.

Мотивация учебной деятельности. Анализ эпиграфа.


2 балла - смогли определить тему урока, понятны задачи урока;

1 балл – определение темы и задач урока вызвало затруднения







2.

Составление таблицы «Слитное и раздельное написание не с разными частями речи».

2 балла – составили таблицу без ошибок, привели примеры;

1 балл – составили таблицу, не смогли привести примеры

0 баллов – не составили таблицу, не привели примеры







3.

Орфографическая минутка. Работа в группах.

0 ош. – 5 б.

1-2 ош. – 4б.

3-4 ош. – 3б.

более 4 ош. -0 б.







4.

Выполнение упражнения 445

0 ош. – 5 б.

1-2 ош. – 4 б.

3-4 ош. -3 б.

более 4 ош. – 0 б.







5.

Тест

0 ош. – 5 б.

1 -2 ош. – 4 б.

3-4 ош. – 3 б.

Более 4 ош. - 0 б.










Оценка урока



















19 - 18 б.

5










17-15 б.

4










14-10 б.

3










Менее 9 б.

2