Файл: Конспект урока. Тема урока Выветривание горных пород Цели урока Формирование представления о процессе выветривания и его видах.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание 2.2

Практическое задание «Педагогический дизайн современного урока»

1.Спроектируйте межпредметное учебное занятие при реализации основной или дополнительной образовательной программы:

Конспект урока.

Тема урока: Выветривание горных пород
Цели урока: Формирование представления о процессе выветривания и его видах
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Вид урока: Комбинированный урок
Задачи и планируемые образовательные результаты:

Предметные:

 •      умение давать определение понятиям: выветривание, биогенное, физическое, химическое, антропогенное выветривание;
•      умение различать виды выветривания.
Метапредметные:
Познавательные:
•      нахождение в учебнике необходимой информации;
•      анализ, сравнение явления, выявление причины и следствия явлений;
•      построение логических рассуждений.
Коммуникативные:
•      самостоятельная организация учебного взаимодействия в группе.
Регулятивные:
•      способность к самостоятельному приобретению новых знаний;
•      умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые  результаты.
Личностные:
•      эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
•      осознание целостности природы;
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей.
Методы обучения: Словесные, наглядные, практические.
Основные понятия, изучаемые на уроке: Выветривание и его типы: физическое, химическое, биогенное, техногенное (антропогенное)
Основные понятия, изучаемые на уроке: Выветривание и его типы: физическое, химическое, биогенное, техногенное (антропогенное)
Организация деятельности на уроке:
Организационный момент: проверка готовности к уроку, обеспечение положительного настроя.

Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Встаньте прямо, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
II Проверка д/з
1.Фронтальный опрос:
- Докажите на конкретных примерах, что существуют вековые движения земной коры.
- Как называется расплавленное вещество, содержащее водяные пары и газы в земной коре?
- Какая существует закономерность в размещении вулканов и зон землетрясений?
- По каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не просто гора?
- Как проявляются быстрые движения в земной коре?
2. Индивидуальная письменная проверка терминов по теме предыдущих уроков (пока идёт устный опрос)(Как называется: а)совокупность всех неровностей земной поверхности, б)углубление в верхней части вулкана, в)место наибольшего проявления землетрясения, г) Излившийся огненно-жидкий расплав горных пород, д) Вулкан, извержения которого давно прекратилось).

3. На экране схематично показаны разрушения различной интенсивности. Задание ребятам у доски определить зависимость между силой землетрясения в баллах и вызванными им разрушениями и сделать вывод, класс выполняет задание в тетради. (Рисунок 1- …балов, рисунок 2- баллов и т.д.).
III Мотивация учащихся, определение темы и целей урока:
Рассказ учителя: Много миллионов лет назад, когда по Земле ходили динозавры, жил красивый огромный великан. Дома у него не было, потому жил он под открытым небом. Днем нещадно палило солнце, ночью дул холодный пронизывающий ветер. Наступал новый день и снова испепеляющее солнце. Иногда на солнце набегали тучи, и тогда великану приходилось очень туго, потому что каждый раз такая туча проливалась мощным ливнем. Так продолжалось день за днем, год за годом, что порядком подорвало здоровье великана. Тело его постепенно покрылось ранами, которые причиняли ему нестерпимые страдания, и он начал быстро стареть. Он становился все меньше и меньше и таял буквально на глазах. Настал день, когда от великана не осталось ничего, кроме горсти песка...» (учитель пропускает песок между ладонями).
Вопрос: Кто этот великан? Почему он погиб? О каком природном процессе шла речь? Что мы с вами уже знаем об этом процессе? Что бы хотели еще узнать? Формулировка вместе с детьми темы и целей урок


IV План изучения нового материала:
1.Слайдовая презентация.
Слайд №1
Объяснение учителя: О внутренних процессах, происходящих на Земле мы говорили на предыдущем уроке. Сегодня мы рассмотрим внешние процессы, изменяющие облик нашей планеты.
Слайд №2
Объяснение учителя: Внешние процессы обусловлены энергией Солнца, работой воды и ветра, влиянием живых организмов. Они способствуют образованию сравнительно небольших по размерам форм рельефа- оврагов, балок, речных долин, пещер, холмов. Поэтому внешние процессы сравнивают с работой скульпторов, которые словно вырезают, высекают мелкие детали больших равнинных и горных «сооружений». Внешние процессы, разрушающие горные породы, называют выветриванием. В природе различают три вида выветривания: физическое, химическое, биологическое.
Сейчас мы с вами объединимся в три группы исследователей каждого вида выветривания.
Слайд №3
Работаем в группах:

1 группа – Физическое выветривание (Слайд №4)
2 группа - Химическое выветривание (Слайд №5)
3группа - Биологическое выветривание (Слайд №6)
Каждая группа изучает по раздаточному материалу свой вид выветривания по плану. (Каждая группа использует оборудование центра «Точки роста». Перед началом выполнения работы наставник из числа учащихся 9 класса инструктирует ребят о том, как проводится исследование при помощи оборудования «Точки роста»
После проведения исследования каждая группа представляет свою работу остальным одноклассникам
По итогам данной работы учащиеся заполняют таблицу:


Вид выветривания


Причины, его вызывающие


Как происходит процесс


Результат выветривания

Объяснение учителя: Как вы думаете, а хозяйственная деятельность человека может служить причиной выветривания? (Ученики дают свои ответы)
Слайд №7
Рассказ ученика – наставника: Сейчас деятельность человека сравнивают с могущественной силой, способной существенным образом преобразовать земную поверхность. Антропогенное выветривание – это разрушение горных пород под воздействием хозяйственной деятельности человека. К рукотворным формам рельефа относятся шахты, карьеры, туннели, каналы, подземные переходы, терриконы, насыпи и п.т. К сожалению, часто эта деятельность бывает настолько отрицательной, что на месте цветущих земель остаются непригодные для использования участки земной поверхности. Подумайте, пожалуйста, над этим дома и к следующему уроку расскажите как избежать или уменьшить это негативное явление.

V Закрепление полученных знаний и умений обучающихся:
- Что такое выветривание?
- Какие бывают виды выветривания?
- Что является причинами:
физического выветривания?
биогенного выветривания?
химического выветривания?
техногенного выветривания?
- Как в процессе физического выветривания образуются обломочные горные породы ? Приведите примеры техногенных процессов. Приведите примеры взаимосвязи техногенных и природных процессов разрушения горных пород.
VI Итог урока.

VII Д/З. Проработать записи в тетради. 1.Подготовить сообщение о выветривании горных пород в Уральских горах. 2. Подумать над тем, как избежать или уменьшить вред от негативного антропогенного воздействия на рельеф.
Работа в группах:
1 группа: Ученик – наставник из 9 класса рассказывает в группе №1 о том, что при изучении темы по географии ребята познакомятся с некоторыми природными явлениями и особенностями природы, которые они будут изучать позже на уроках физики. В переводе физика- это наука о природе, о ее законах и явлениях. Физика использует и изучает такие понятия как температура, давление, плотность. Люди изучают физику, чтобы понять как в природе происходят различные явления, как человек может жить и работать в условиях законов природы. На уроках географии мы познакомимся с природными явлениями, а в старших классах на уроках физики рассмотрим более глубинные причины этих явлений.
Карточка №1 (для 1 группы)
Задание: Определить опытным путем как происходит разрушение горных пород под воздействием разницы температур, давления, текучих вод.
Организация деятельности:

  1. Возьмите кусочек гранита. Рассмотрите его. Каковы его физические (природные) свойства? А можно ли его разрушить?

  2. Давайте попробуем его нагреть при помощи спиртовки, а затем остудить в стакане холодной воды. Если так поступить несколько раз, что произойдет? Что происходит с веществом при нагревании? А при охлаждении? А если постоянно изменять температуру? Какие источники в природе совершают такие действия? Сделайте вывод.

  3. Возьмите кусочек мела. Положите на него кусочек другой породы, более тяжелой. Что произойдет? Сделайте вывод.

  4. Возьмите коробочку с песком. Постройте горку из песка. Полейте на горку водой из пробирки. Какие источники в природе совершают такие действия? Сделайте вывод.

  5. Заполните таблицу «Физическое выветривание»



Природные силы, разрушающие горные породы


Физические процессы


Что происходит с горной породой


Результат


Солнечная энергия


Повышение температур


Расширяется


Разрушение пород


Зимние морозы


Понижение температур


Сжимается


Наслоение пород при камнепадах, отложениях


Сдавливание


Сдавливаются


Разрушение пород


Текучие воды (реки, дожди)




Размывают


Смещаются


Меняется рельеф

6.Подготовьте сообщение для всего класса.
2 группа: Ученик – наставник из 9 класса рассказывает в группе №2 о том, что при изучении темы по географии объектами их изучения являются различные природные тела, вещества и явления. Тело — любой объект живой и неживой природы. Вещество — это то, из чего состоят природные тела. Явление — это любое изменение, которое происходит в природе. Более подробно с веществами и их превращениями в другие вещества ребята познакомятся в старших классах на уроках химии. А сегодня для того, чтобы понять как разрушаются горные породы, мы воспользуемся таким веществом, как кислота, которая может образоваться в естественных (природных условиях). Рассмотрим как, вода, являясь растворителем, может разрушить мягкую породу.
Карточка № 2 (для 2-й группы)
Задание: 1. Прочтите текст «На кислотность почв могут влиять многие природные факторы, обусловленные естественными причинами. Реакция среды некоторых почв, например серых лесных, изначально кислая. Лесной опад, в том числе хвойный, в период образования этих земель существенно отличался от растительности степей и лугов, где формировались черноземы. Лигнин и смолы, слабо разлагаясь, обеспечивали особенный состав гумуса и кислую реакцию среды. В почве могут присутствовать свободные органические кислоты типа уксусной, щавелевой, лимонной, образовавшиеся в результате жизнедеятельности микроскопических грибов и бактерий, разложения остатков растительности, корней и насекомых. В некоторых случаях, к примеру, при выветривании горных пород и минералов, образуются сильные минеральные кислоты — соляная, серная. Также кислая реакция почвенной среды возникает там, где климат влажный и часто идут дожди.