Файл: Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Описание места учебного предмета в учебном плане.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика учебного предмета
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
5. Содержание учебного предмета
6. Тематическое планирование
7. Календарно-тематическое планирование
8. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Окружающий природный мир» для обучающихся 4 класса разработана на основании следующих документов:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014: -
Примерная адаптированная основная образовательная программа;
Цель курса - формирование представлений о живой и неживой природе, о многообразии, взаимосвязи, бережного отношения к природе.
Задачи:
-
формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, временных представлений, представлений о растительном и животном мире; -
содействовать развитию способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для осмысленной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях; -
способствовать развитию восприятия, речи обучающегося; -
создавать условия для воспитания экологической культуры обучающегося.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс «живой мир» рассчитан для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой у.о., ТМНР.
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними.
Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др.
Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему».
Обучение имеет коррекционно-развивающую направленность.
В процессе обучения реализуются подходы: деятельностный, дифференцированный. Осуществляются межпредметные связи.
Основными формами организации процесса обучения является урок, экскурсия. Продолжительность урока – 40 минут.
Основной метод: наглядно-действенный. Используются демонстрация, работа с наглядностью, беседа, практическая работа.
Для повышения учебной мотивации применяются игровые методы (дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые игры).
Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом.
3.ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общий объём учебного времени составляет 0,5 час в неделю, 17 часов в год.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итого |
4 | 4 | 5 | 4 | 17 |
4.ЛИЧНОСТНЫЕ И УЧЕБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты должны отражать:
-
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
-
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
-
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
-
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
-
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
-
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
-
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
-
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
учащиеся в результате изучения курса «Живой мир »
научится:
- различать на основе наблюдений,с помощью иллюстраций,учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы.
- приводить примеры представителей разных групп растений(дикорастущих
-
культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав) животных (зверей, птиц, насекомых);
- описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);
- сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира,выявлять ихсходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки,
- характеризовать признаки времѐн года,сезонные изменения в живой инеживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;
- объяснять роль растений,животных в природе и в жизни человека;
- вести наблюдения за объектами живой и неживой природы,сезоннымиизменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
-объяснять отличия человека от животных;
-воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы,человека иобщества;
-ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
-рассказывать о своей семье,о домашнем хозяйстве,о профессиях членовсемьи, о заботливом отношении друг к другу;
-рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, известных людях родного города (села, районного центра).
-оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальныхгруппах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;
-соблюдать морально-этические нормы поведения в семье,школе,учреждениях культуры и других общественных местах;
-заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;
-различать нравственные и безнравственные поступки,давать адекватнуюоценку своим поступкам;
-осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
-оценивать опасность некоторых природных явлений,общения с незнакомыми людьми;
-соблюдать правила личной гигиены,безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
-соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
-сохранять здоровье своего организма,его внутренних органов и органовчувств; -следовать правилам здорового образа жизни.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа включают следующие разделы:
Растительный мир. Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол, стебель ветка, лист, цветок). Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание лиственных и хвойных деревьев. Узнавание (различение) фруктов, овощей, ягод, грибов, раннецветущих цветов по внешнему виду. Узнавание (различение) комнатных растений. Уход за растениями.
Животный мир. Животные: звери, птицы, насекомые, рыбы. Знание строения домашнего (дикого) животного. Знание основных признаков животного. Узнавание (различение) домашних, диких животных. Знание питания, способов передвижения, детенышей домашних, диких животных. Уход за животными.
Объекты природы. Узнавание Солнца. Знание значения Солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса- модели Земли. Узнавание леса, горы, реки.
Временные представления. Узнавание (различение) частей суток. Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание (различение) времен года по характерным признакам. Узнавание (различение) явлений природы. Соотнесение явлений природы с временем года.
-
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Неживая природа | 2 |
2 | Сезонные изменения (времена года) | 4 |
3 | Растения | 3 |
4 | Животные | 4 |
5 | Человек | 4,5 |
| Итого | 17 |
7. КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 четверть (8 часа) | |||
| Осень. Признаки осени. Осенние месяцы. Сезонные изменения осенью. Экскурсия в природу. | 1 | |
| Деревья. Листопад - явление природы. Лиственные деревья: дуб. Строение. Польза. | 1 | |
| Лиственные деревья: клен. Строение. Польза. Сосна - хвойное дерево. Строение. Польза. | 1 | |
| Огород. Овощи. Овощи: свекла. Название. Различение по цвету, форме, величине, вкусу. Значение для человека. | 1 | |
| Овощи: кабачок. Различение, значение для человека. | 1 | |
| . Посадка в ящик укропа, наблюдение за его ростом. Практическая работа. | 1 | |
| Фрукты. Сад. Фрукты: лимон. Узнавание, польза. | 1 | |
| Фрукты: персик. Узнавание, польза. | 1 | |
2 четверть (8 часа) | |||
| Ягоды. Узнавание, польза. Ягоды: клубника. Узнавание, различение, польза. | 1 | |
| Растения осенью. Экскурсия в сад. | 1 | |
| Грибы. Узнавание, сравнение. Грибы - подберезовик. Узнавание, различение, польза. | 1 | |
| Комнатные растения - бегония. Внешний вид, значение. | 1 | |
| Уход за бегонией: полив. Практическая работа: рыхление. | 1 | |
| Дикое животное - волк. Внешний вид. Питание. Передвижение. Детеныши. | 1 | |
| Дикое животное - медведь. Внешний вид. Питание. Передвижение. Детеныши. Белый медведь. Внешний вид. Место обитания. | 1 | |
| Домашнее животное – лошадь. Строение тела. Питание. Способ передвижения. Название детенышей. Польза лошади для человека. Уход за лошадью. | 1 | |
3 четверть (10 часов) | |||
| Зима. Признаки зимы. Зимние месяцы. Природа зимой. Экскурсия в природу. | 1 | |
| Зимующие птицы – снегирь. Называние, различение, польза | 1 | |
| Зимующие птицы - дятел. Называние, различение, польза. | 1 | |
| Подкормка птиц зимой. Практическая работа на улице. | 1 | |
| Домашние птицы – гусь. Называние, различение, польза. | 1 | |
| Уход за домашними птицами. Название птенцов. | 1 | |
| Дикие и домашние птицы. Называние, различение. Значение в жизни человека, в природе. | 1 | |
| Узнавание Луны. Значение в жизни человека и в природе. Воздух. Значение воздуха в природе и жизни человека. | 1 | |
| Весна. Признаки весны. Экскурсия | 1 | |
| Земля и небо. Различение. Определение месторасположения земли и неба. | 1 | |
4 четверть (8 часов) | |||
| Рыбы – сом. Строение тела, значение в жизни человека. Рыбы - щука. Строение тела, значение в жизни человека. | 1 | |
| Птицы зимующие и перелетные. Различение. Перелетная птица – ласточка. Внешний вид, польза. | 1 | |
| Животные: звери, птицы, рыбы. Различение. | 1 | |
| Огонь. Значение огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем. Вода. Значение воды в природе и в жизни человека. Правила поведения у водоемов. | 1 | |
| Уход за цветами на пришкольном участке. Практическая работа. | 1 | |
| Сезонные работы в огороде. | 1 | |
| Лето. Признаки лета. Летние месяцы | 1 | |
| Летние каникулы. | 1 | |