Файл: Готфрид Вильгельм Лейбниц Джон Локк Дэвид Юм Джордж Беркли Т. Гоббс Бенедикт Спиноза Его трактат О душе первое специальнопсихологическое сочинение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Яцишина Т. А.

Практическое задание. Общая психология.

1. Заполните таблицу «История развития психологии» по образцу.

Выдающиеся мыслители, учёные и психологи

Взгляд на психологию. Основная суть

Критика

Аристотель
Сократ

Гиппократ

Гераклит


Платон

Демокрит

Роджэр Бэккон

Фрэнсис Бэккон


Рене Декарт

Дж. Уотсон
Готфрид Вильгельм Лейбниц

Джон Локк

Дэвид Юм


Джордж Беркли

Т. Гоббс

Бенедикт Спиноза

Его трактат «О душе» –первое специально-психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии.
Родоначальник диалектики (метод сократической беседы. Майевтика – извлечение скрытого в человеке знания с помощью наводящих вопросов), первый психотерапевт. Заложил основы нового понимания души и познания, связав душу не с активностью, а с разумом и нравственностью человека.

Собрал и систематизировал все научные воззрения на медицину своего и предшествующего времени. Отстаивал эмпирический (знания, полученные опытным путём) характер медицинского знания. Первый психолог, заговоривший об индивидуальных различиях человека (дифференциальная психология). Учение о темпераменте.
Впервые различает уровни души и разные формы связи ее с миром: высший уровень души порождается связью ее с логосом, с мировым законом.

Взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию;

она существует наряду с телом и независимо от него. Душа – это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – это начало зримое, низменное, преходящее, тленное.

считал, что душа –это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных.
Являясь последователем Аристотеля,доказывал. Что ощущения явл-ся ведущим психич. Процессом, материалом, из которого рождаются знания. Ему принадлежит фраза: «Знание – сила».

дал начало развитию нового этапа, в котором главный предмет психологии – сознание. Предложил опыт и эксперимент, а также единую науку о человеке, частью которой является психология.


В его утверждениях содержится постулат, утверждающий, что первое, что человек обнаруживает в себе, –это его собственное сознание.

Психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением. Направление получило название «бихевиоризм».

Взаимодействие между душой и телом невозможно (психофизический параллелизм); Восприятие может быть сознательным (апперцепция) и бессознательным (перцепция)


Источниками идей является внешний и внутренний опыт, – ощущения и рефлексия (эмпиризм); Идеи могут быть простыми и составными; Врождённых идей не бывает.

Перцепции делятся на впечатления (ощущения, эмоции и аффекты) и идеи; Идея систематизации ментальных актов и способностей («ментальная георгафия»)


Фундаментальная роль ощущения (субъективный идеализм); Восприятие возникает благодаря союзу опыта и ассоциации (суггестия)

Развивает материалистическое и сенсуалитическое учение о психике. Он выводит все познание, а также и волю из ощущений, а ощущение признает свойством материи.


У единой природы не может быть двух субстанций (монизм); Учение об аффектах

Античной философии был характерен космоцентрический взгляд на мир. Мир представлялся как некое упорядоченное целое, мировая гармония - Космос. Гераклит и Демокрит были натурфилософами. Их интересовало устройство Космоса. К проблемам человека и его души они обращались в связи с рассмотрением устройства Космоса.

В античной философии были сделаны первые умозрительные попытки найти ответы на вопросы: что такое душа, каковы ее свойства и функции, как она соотносится с телом, каковы условия развития души, как возможно овладеть душевными состояниями

Взгляды Декарта на соотношение души и тела определяются как дуализм.



2. Продолжите заполнять таблицу по образцу. Какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

Ситуация

Свойство внимания

а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.

1) устойчивость

б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.

2) концентрация

в) Читая рассказы Л.Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

3) распределение

г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.

4) объем

д) Во время контрольной работы ученики отвлекаются на звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.

5) переключение

е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.

 6) переключение

ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».

 7) концентрация

з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.

 8) устойчивость

и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная, ученики пытаются сосредоточиться на изучаемом материале.

 9) концентрация

к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.

 10) концентрация

л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.

 11) объем

м) Примерно 65–70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке

 12) объем


 

3. Составьте обобщенную схему характеристики сознания человека.

Сознание

. Инстинкты

Самосознание. Подсознание

. Физиологическое влечение

Память. Информация

Познание. Рефлексия осмысление действительности

Эмоции положительные или отрицательные переживания

Мотивы. Побуждения. Постановка целей

Воля осуществление цели рефлексия

4. Опишите типы темперамента человека. Ознакомьтесь с опросником Г. Айзенка на диагностику типов темперамента - Айзенка личностный опросник (EPI). Пройдите этот тест (вариант А или вариант Б на выбор), опишите получившиеся результаты.

Айзенка личностный опросник (EPI).

Описание методики

Айзенка личностный опросник (EysenckPersonalityInventory, или ЕР!) опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности- нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование.


Теоретические основы

Г. Айзенк, проанализировав материалы обследования 700 солдат-невротиков, пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и невротизма.

Первый из этих факторов биполярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации.

Второй фактор — невротизм — описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению).

Пересечение этих биполярных характеристик позволяет получать неожиданный и довольно любопытный результат — достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех типов темперамента.
Процедура проведения

Инструкция

Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет — знак — (нет).

Обработка результатов

Ключ

Экстраверсия - интроверсия:

  • «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

  • «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.


Нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность):

  • «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43,

45, 47, 50, 52, 55, 57.

«Шкала лжи»:

  • «да» (+): 6, 24, 36;

  • «нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.

Интерпретация результатов

При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.

Экстраверсия:

  • больше 19 - яркий экстраверт,

больше 15 - экстраверт 12 - среднее значение, меньше 9 - интроверт, меньше 5 - глубокий интроверт.

Нейротизм:

  • больше 19 - очень высокий уровень нейротизма,

  • больше 14 - высокий уровень нейротизма,

  • 9 - 13 - среднее значение,

  • меньше 7 - низкий уровень нейротизма.

Ложь:

  • больше 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,

  • меньше 4 - норма.



Описание шкал
Экстраверсия — интроверсия

Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
Нейротизм

Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а