ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Стимульный материал: муляжи фруктов, овощей, булочных изделий; игрушки.
Вы можете послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5 —7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди, могут быть и дочкой (или сыном), и мамой
(или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а
потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная»,
«Молоко», «Игрушки» и любые другие.
Что пропало? (Приложение № 5)
Перед ребенком раскладывают в один ряд несколько картинок. Просят его отвернуться и убирают одну из картинок. Ребенок должен посмотреть и увидеть – какой предмет исчез.
«Вспомни, кто где спрятался» (Приложение № 6)
Игра направлена на создание ассоциативных связей. Ребенку предлагается картинка, на которой изображены несколько животных. Каждому из животных соответствует свой значок, расположенный ниже животного. Ребенку предлагается запомнить, какому животному соответствует определенный значок. На втором рисунке расположены животные, ребенку необходимо под каждым из них нарисовать соответствующий значок.
«Я положил в мешок».
Стимулиный материал: «волшебный мешочек», муляжи фруктов, овощей.
Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет что-нибудь свое: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут…»(порядок тот же).
«Сколько овощей?» (Приложение № 7)
Перед ребенком на столе лежит лист бумаги с заданием. На верхней части листа изображены овощи (их разное количество). А в нижней части расположены эти же овощи в единственном числе. Ребенку предлагаем сосчитать, сколько разных овощей и запомнить их количество. После этого белым листом бумаги закрываем верхнюю часть задания и просим вспомнить
количество каждого овоща. Для того чтобы ребенок помнил какие овощи
были нарисованы подсказка.
«Какой? Какая? Какое?» (Приложение № 8)
Ребенку предлагается послушать слова и сказать, какие определения не
подходят к нарисованным предметам.
Конфета: Сладкая, горячая, быстрая, соленая, шоколадная, липкая, твердая, вкусная.
Ёж: Мягкий, колючий, шустрый, большой, белый, забавный, маленький, опасный.
Мороженое: Холодное, светлое, капризное, жидкое, ванильное, теплое, сливочное, мягкое.
Машина:Быстрая, железная, стеклянная, квадратная, легковая, грузовая, бумажная, игрушечная.
Облако:Черное, пушистое, грязное, шерстяное, легкое, желтое, белое, низкое.
Готовность ребенка к школе – психологическая, позновательная, мотивационная, мотивация учения
Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Изучение уровня развития психики детей является основой, как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада. Большинство отечественных и зарубежных учёных считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода – год до школы. Это позволяет определить готовность к системному школьному обучению детей и при необходимости, и при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий.
По данным Л.А. Венгера, В.В. Холмовской, Е.Е. Кравцовой и других в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:
1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.
2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребёнка кругозора и развития познавательных процессов.
3. Социально - психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.
4. Эмоционально – волевая готовность считается сформированной, если ребёнок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации. С проблемой диагностики психологической готовности детей к школьному обучению сталкиваются практические психологи. Применяемые методы диагностики психологической готовности должны показать развитие ребёнка во всех сферах.
При этом следует помнить, что при изучении детей в переходный период от дошкольника к младшему школьному возрасту, диагностическая схема должна включать в себя диагностику, как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода, что и подчёркивает актуальность данной темы исследования. Таким образом, основная цель нашей работы – сформулировать уровень мотивационной готовности дошкольника к обучению в школе.
В связи с поставленной целью нами была выдвинута гипотеза: выявление уровня мотивационной готовности позволит организовать коррекционную работу с детьми, имеющими низкий и средний уровень готовности, что позволит развить у ребёнка необходимые умения и навыки успешного усвоения учебного материала.
1.1 Психологическая готовность детей к обучению в школе.
Готовность ребёнка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психологического развития ребёнка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны её проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов или родителей в данный момент и в данной ситуации – самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной готовности ребёнка к школе. Что же включает в себя психологическая готовность к школе? Составными компонентами психологической готовности являются личностная, волевая, интеллектуальная.
Личностная готовность.
Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на
фоне которой и возможно развитие, и протекание учебной деятельности. (Я.Л. Коломинский, А.А. Панько. 1989).
Интеллектуальная готовность ребенка к школе.
Данный компонент готовности предполагает наличие у ребёнка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребёнок должен владеть планомерным и расчленённым восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребёнка остаётся образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребёнка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к школе предполагает:
1. дифференцированное восприятие;
2. аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
3. рациональны подход к действительности (ослабление роли фантазии);
4. логическое запоминание;
5. интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий;
6. овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
7. развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
Социально-психологическая готовность к школьному обучению.
Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребёнок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитее у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Под физической готовностью подразумевают общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объём груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6 -7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребёнка: степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
Под речевой готовностью понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.
Иногда различные аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность, в отличии от нравственной и физической.
В отечественной психологии серьёзная проработка проблемы готовности к школьному обучению содержится в работах Л.С. Выготского; Д.Б. Эльконина (1981, 1989); Н.Г. Салминой (1988); Е.Е. Кравцовой (!991); Н.В. Нижегородцевой, В.Д.Шадрикова (1999, 2001) и др. Эти авторы считают, что для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребёнка знаний, умений и навыков, а определённый уровень его личностного и интеллектуального развития, который рассматривается как психологические предпосылки к обучению в школе.
Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. К наиболее важным предпосылкам он относил:
1) умение ребёнка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющему способ действия
2) умение ребёнка ориентироваться на систему правил в работе;
3) умение слушать и выполнять инструкции взрослого;
4) умение работать по образцу.
Все эти предпосылки вытекают из психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях; обобщение переживаний, связанных с оценкой; особенности самоконтроля.