Файл: 1. Классификация видов спортивного туризма 1 Виды спортивного туризма.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В Год здоровья введены в эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс в г.п. Белыничи, бассейн в д. Трилесино Дрибинского района, Ледовый дворец в Бобруйске, бассейн в Кричеве.
В районах области планируется строительство 8 ледовых арен, гребного канала, зала тяжелой атлетики в Бобруйске, физкультурно-оздоровительного комплекса в Краснополье, специализированного зала гимнастики и футбольного манежа в Могилеве.
За последние годы Брест превратился в один из лучших спортивных центров Беларуси. Положительная динамика развития спортивной инфраструктуры и популяризация здорового образа жизни достигаются в значительной мере за счет капитального строительства, реконструкции спортивных и туристских объектов. За 4 года в области введено в эксплуатацию более 20 крупных спортивных сооружений – универсальный спортивный комплекс игровых видов спорта “Виктория”, гребная база с инфраструктурой, легкоатлетический манеж, стрелковый тир в Бресте. В соответствии с поручением Главы государства, данным во время посещения Брестской области 24–25 мая 2007 г., в областном центре начато строительство Дворца водных видов спорта с 4 бассейнами, один из которых – 50-метровый с трамплином. В этом комплексе получат развитие такие виды спорта, как прыжки в воду, синхронное плавание, водное поло.
Успешно функционируют недавно построенные универсальный спорткомплекс “Волна” в Пинске, ледовая арена в Пружанах. В агрогородке Томашовский Брестского района вступил в строй современный спортивный комплекс с плавательным бассейном, стадионом, футбольным полем. Ведется строительство ледовой арены в Барановичах. В Березе в декабре сдаются в эксплуатацию ледовый дворец и плавательный бассейн. Реконструированы областной спортивный комплекс “Брестский”, бассейны “Лазурный” и “Нептун”, стадионы “Строитель” и “Динамо” в областном центре, стадион в Малорите, первая очередь спорткомплекса “Локомотив” в Барановичах. Ведется реконструкция городских стадионов в городах Лунинец и Кобрин, строительство плавательных бассейнов в Пружанах, Каменце, ледовой арены в Кобрине.
javascript: win('/files/u32/2008_12/_MG_4431_fmt.jpeg','502','333');Целенаправленно развивается спортивная инфраструктура в сельской местности: произведены ремонт и реконструкция свыше 40 стадионов и футбольных полей, 55 спортивных залов, 2 бассейнов, 136 спортплощадок, введены в строй 9 новых стадионов.
В 2009 г. достигнут стадии готовности такие объекты
, как стадион в Глубоком, физкультурно-оздоровительный комплекс в javascript: win('/files/u32/2008_12/_MG_7711_fmt.jpeg','400','229');Миорах, манеж с благоустройством прилегающей территории в УО “Витебское государственное училище олимпийского резерва”, спортивные комплексы “Журжево” в Витебске и СДЮШОР в Полоцке, где, в частности, осуществляются проектирование и строительство (реконструкция) четырех и ремонт трех объектов. В настоящее время возводится конный спортивно-тренировочный манеж в н.п. Загородье Толочинского района, идет реконструкция физкультурно-оздоровительного комплекса в г.п. Россоны
Ведутся работы по проектированию ледовых арен в Новолукомле, Лепеле, Глубоком, ледовых дворцов в Орше, Новополоцке, малой арены Витебского дворца спорта с искусственным льдом. Реализация этих задач позволит осуществлять подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса, удовлетворить спрос населения в занятиях физической культурой и спортом в городах и населенных пунктах области.
1.4 Нормативно-правовое обеспечение спортивного туризма
Нормативно-правовое обеспечение спорта и туризма регламентируется Положением о министерстве спорта и туризма Республики Беларусь, принятом Советом министров Республики Беларусь
1. Министерство спорта и туризма Республики Беларусь (далее - Минспорт) является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.
2. Минспорт проводит государственную политику в области физической культуры, спорта и туризма, координирует деятельность в этих сферах других республиканских органов государственного управления.
3. В своей деятельности Минспорт руководствуется законодательством Республики Беларусь, настоящим Положением и осуществляет ее во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, организациями физической культуры и спорта, организациями, осуществляющими туристическую деятельность, общественными организациями. (в ред. постановления Совмина от 10.07.2007 N 886)
4. В систему Минспорта входят структурные подразделения областных и Минского городского исполнительных комитетов, обеспечивающие реализацию государственной политики в сфере физической культуры, спорта и туризма, а также государственные организации, подчиненные Минспорту, согласно перечню, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь (далее - организации системы Минспорта). (в ред. постановления Совмина от 07.03.2008 N 347)
5. Основными задачами Минспорта являются:
5.1. проведение государственной политики в области физической культуры, спорта и туризма, координация деятельности в этих сферах других республиканских органов государственного управления;
5.2. разработка концепций развития физической культуры, спорта и туризма в республике и методов их реализации;
5.3. разработка государственных программ развития физической культуры, спорта и туризма, межотраслевая координация их выполнения;
5.4. создание научно обоснованной системы физического воспитания и оздоровления населения, развития детского и юношеского спорта, спорта высших достижений, координация физкультурно-спортивной работы среди инвалидов и лиц с ослабленным здоровьем;
5.5. создание совместно с заинтересованными организациями научно-исследовательской базы и совершенствование системы научно- методического обеспечения деятельности в области физической культуры, спорта и туризма;
5.6. организация и проведение республиканских и международных спортивных и туристических мероприятий на территории Республики Беларусь; (в ред. постановления Совмина от 10.07.2007 N 886)
5.7. обеспечение подготовки национальных команд Республики Беларусь по видам спорта и участия их в международных спортивных мероприятиях;
5.8. пропаганда физической культуры, спорта и туризма, здорового образа жизни;
5.9. содействие республиканским и иным общественным объединениям по физической культуре, спорту и туризму в их деятельности;
5.10. участие в формировании и реализации государственной политики по созданию материальной базы физической культуры, спорта и туризма;
5.11. развитие международного сотрудничества в сфере физической культуры, спорта и туризма;
5.12. осуществление контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о физической культуре, спорте и туризме;
5.13. осуществление в пределах своей компетенции контроля за игорным бизнесом и соблюдением законодательства Республики Беларусь при осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса.
Также спортивный туризм ориентирован на Лесной и Водный кодексы Республики Беларусь.
Основными нормативно-правовыми актами являются:
- Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 13 июля 2007 г. № 18 «О туристском ваучере»;
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 35а ”Об утверждении инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях“.
2. Анализ спортивного туризма в Республике Беларусь
2.1 Анализ развития спортивного туризма
В 2006 году Советом Министров Республики Беларусь была утверждена Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2006 - 2010 годы. Согласно этой программе было предусмотрено развитие спортивного туризма:
Рост популярности здорового образа жизни, спортивные традиции, доступность использования имеющейся инфраструктуры предопределили два основных направления в развитии спортивного туризма:
-
- организация спортивных походов (водных, пеших, конных, велосипедных, лыжных) и других туристско-спортивных мероприятий, в которых туристы являются участниками; -
- посещение крупных спортивных соревнований, где туристы являются зрителями. .
Развитие этих направлений спортивного туризма предусмотрено осуществлять как для жителей республики, так и для иностранных туристов..
Развитие активных форм туризма, связанных со значительными физическими нагрузками, ориентировано на молодежь и физически здоровых людей среднего возраста.
Для организации туристских походов различных категорий сложности разработаны, приняты и рекомендованы специальные туристские маршруты в различные районы Беларуси с благоприятными природными ресурсами – в Поозерье, Понеманье, Приднепровье, Полесье, Центральную Беларусь.
Таким образом, можно сделать вывод, что в Республике Беларусь ведется активная работа по развитию спортивного туризма и туризма в целом.
Для более глубокого анализа развития спортивного туризма в Республике Беларусь проанализируем рынок туристических услуг данного вида (конъюнктуру рынка)
Конъюнктура рынка – это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.
Изучение конъюнктуры рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени. Выбор системы показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических характеристик производства.
Для анализа конъюнктуры рынка спортивно-туристических услуг мной были изучены периодические издания с рекламой данных услуг. Анализ показал, что наибольшее количество туристических центров по оказанию спортивно-туристических услуг расположено в г. Минске. Распределение по областям отобразим в таблице:
Таблица 1. Распределение центров по оказанию спортивно-туристических услуг на территории РБ и сравнительный анализ за 2008 – 2009 гг.
| 2008 | 2009 |
Минск | 28 | 32 |
Брест | 14 | 16 |
Гродно | 11 | 14 |
Витебск | 15 | 18 |
Могилев | 9 | 12 |
Гомель | 10 | 12 |
Примечание. Источник: периодическое издание «Туризм и отдых»
Из таблицы видно, что больше всего центров по оказанию спортивно-туристических услуг сосредоточенно в столице. По областям же распределено примерно равное количество. Также из таблицы видно, что количество таких центров в 2009 году незначительно увеличилось по сравнению с 2008 годом. Это может быть обусловлено рядом причин:
-
переизбытком рынка на услуги данного вида; -
недостаточным спросом.
Для более глубокого изучения конъюнктуры рынка спортивно-туристических услуг проведем анализ предоставляемых исходя из статистических данных.
Таблица 2. Спрос на спортивно-туристические услуги.
Услуги | % |
Пешеходный туризм | 24 |
Автомототуризм | 14 |
Спелеотуризм | 11 |
Горный туризм | 10 |
Альпинизм | 9 |
Велосипедный туризм | 9 |
Водный туризм | 8 |
Лыжный туризм | 8 |
Конный туризм | 7 |
Примечание. Источник: собственная разработка.
Из таблицы мы видим, что наибольшей популярностью пользуется пешеходный туризм (24%). Возрос интерес к автомототуризму (14%) и, как это не странно, спелеотуризму (11%).
Для прогноза возможного объема продаж спортивно-туристических услуг необходимо определить емкость рынка услуг. Емкость рынка представляет собой потенциально возможный объем реализуемых на нем услуг в течение определенного промежутка времени. В данной курсовой работе за сегмент рынка возьмем Минск и минскую область. Для определения емкости данного сегмента рынка проведем анализ объемов и динамики продаж. Для анализа будем использовать статистические данные и прейскуранты действующих цен, размещенные на официальных сайтах предполагаемых конкурентов.